Государственный антисемитизм в СССР -1 Продолжим изучать, как бесчеловечная советская власть гнобила евреев.
Второй раздел
книги "В годы войны (1941-1945)" разбит на три подраздела:
1) "За национальную чистоту русского искусства" (вот так, в кавычках)
2) Усиление антисемитизма (бытового и чиновного) и ответная реакция.
3) Инициативы Еврейского Антифашистского Комитета.
Документов здесь уже побольше, чем в первом разделе - 21, из них к искусству относятся 3, но весьма замечательных, так что два из них я приведу полностью.
Документ 2-1 (РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д.123. Л.21-24.Подлинник)
17 августа 1942 г.
Секретарям ЦК ВКП(б)
тов. Андрееву А.А.
тов. Маленкову Г.М.
тов. Щербакову А.С.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА О ПОДБОРЕ И ВЫДВИЖЕНИИ КАДРОВ В ИСКУССТВЕ
Отсутствие правильной и твердой партийной линии в деле развития советского искусства в Комитете по делам искусств при СНК СССР и имеющийся самотек в работе учреждений искусства привели к извращениям политики партии в деле подбора, выдвижения и воспитания руководящего состава учреждений искусства, а также вокалистов, музыкантов, режиссеров, критиков и поставили наши театры и музыкальные учреждения в крайне тяжелое положение. В течение ряда лет во всех отраслях искусства извращалась национальная политика партии.
В управлениях Комитета по делам искусств и во главе многих учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно, евреи). В Главном управлении театров заместителями начальника являются Фальковский и Гольцман; начальник Главного управления учебными заведениями - Владимирский (еврей). В главном управлении музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР (начальник управления Сурин - русский) все дела по подбору, выдвижению и оценке кадров решают: Плоткин - зам.начальника управления - еврей и Шлифштейн - консультант управления - еврей. Комитет по делам искусств целиком передоверил этим людям, нередко чуждым русскому искусству, подбор и выдвижение кадров. В результате во многих учреждениях русского искусства русские люди оказались в нацменьшинстве.
В Большом театре Союза ССР, являющемся центром и вышкой русской музыкальной культуры и оперного искусств, руководящий состав целиком нерусский:
И.о. директора Большого театра - Леонтьев - еврей - беспартийный
Главный режиссер и дирижер - Самосуд - еврей - беспартийный
Дирижер - Файер - еврей - член ВКП(б)
Дирижер - Мелик-Пашаев - армянин - беспартийный
Дирижер - Штейнберг - еврей - беспартийный
Дирижер - Небольсин - русский - беспартийный
До последних дней был зам.директора филиала Большого театра - Габович - еврей - член ВКП(б)
Художественный руководитель балета - Мессерер- еврей - беспартийный
Зав.хором - Купер - еврей - беспартийный
Зав. оркестром - Кауфман - еврей - беспартийный
Главный концертмейстер - Жук - еврей - член ВКП(б)
Главный администратор - Садовников - еврей - беспартийный
Дело подготовки и выдвижения музыкальных кадров в высших учебных заведениях также почти полностью находится в руках нерусских людей. Так, в Московской государственной консерватории директор Гольденвейзер - еврей, его заместитель Столяров - еврей. В основные кафедры в консерватории (фортепиано, скрипка, пение, история музыки) находятся в руках евреев: Гольденвейзера, Фейнберга, Цейтлина, Ямпольского, Мострас, Дорлиак, Гедике, Пекелиса и др.
В Ленинградской государственной консерватории директор Серебряков (русский), заместитель директора - Островский (еврей), руководители ведущих кафедр - евреи (Штейнберг, Эйдлин, Гинзбург и др.)
Не случайно поэтому, что в консерваториях учащимся не прививается любовь к русской музыке, к русской народной песне, и большинство наших известных музыкантов и вокалистов (Ойстрах, Э.Гилельс, Флиер, Л.Гилельс, Фихтенгольц, Гинзбург, Пантофель-Нечецкая и др.) имеют в своем репертуаре главным образом произведения западноевропейских композиторов. Оканчивающие консерваторию вокалисты и музыканты не знают совсем русских народных песен.
Вопиющие извращения национальной политики допущены в Московской филармонии. Здесь всеми делами вершит делец, не имеющий никакого отношения к музыке, беспартийный Локшин - еврей, и группа его приближенных администраторов-евреев: Гинзбург, Векслер, Арканов и др. В результате групповой, узконациональной политики этого руководства, осуществляемой при содействии Главного управления музыкальных учреждений Комитета по делам искусств, проведенные в период войны филармонией сокращения штатов ударили прежде всего по составу известных русских исполнителей. Из штата филармонии были отчислены отчислены почти все русские: лауреаты международных конкурсов - Брюшков, Козолупова, Емельянова; талантливые исполнители и вокалисты - Сахаров, Королев, Выспрева, Ярославцев, Ельчанинова и др. В штате же филармонии остались почти одни евреи: Фихтенгольц, Лиза Гилельс, Гольдштейн, Флиер, Эмиль Гилельс, Тамаркина, Зак, М.Гринберг, Ямпольский и др.
С санкции Комитета по делам искусств за время войны ликвидированы оркестры народных инструментов в Москве и Ленинграде. Теперь в СССР нет ни одного оркестра народных инструментов, если не считать остатков Московского оркестра, подобранных Радиокомитетом.
На выдвижение и воспитание музыкальных кадров большое вляние оказывает музыкальная критика. Преобладание среди критиков также нерусских (наиболее активно в печати выступают: Шлифштейн, Рабинович, Гринберг, Коган, Альтванг, Гольденвейзер, Житомирский, Мазель, Цуккерман, Хубов, Долгополов, Келдыш, Глебов) нередко приводит к неправильному, тенденциозному, однобокому освещению в печати вопросов музыки (например, длительное замалчивание концертов лучшего советского пианиста Софроницкого (русского) и пространные отзывы о концертах Э.Гилельса, Ойстраха, Фихтенгольца и др.).
Этому значительным образом способствует то обстоятельство, что во главе отделов литературы и искусства наших центральных газет стоят также нерусские:
Газета "Правда" - зав.отделом литературы и искусства - Юнович - еврейка
Газета "Известия" - зав.отделом литературы и искусства - Войтинская - еврейка
Газета "Вечерняя Москва" - зав.отделом литературы и искусства - Орликова - еврейка
Газета "Литература и искусство" - зав. музыкальным отделением - Рабинович - еврей
Газета "Литература и искусство" - зав.отделом театра - Бассехес - еврей
Газета "Литература и искусство" - секретарь редакции - Горелик - еврей
Издательство "Музгиз" - директор - Гринберг - еврей
Это положение с кадрами в искусстве, сложившееся на протяжении ряда лет, требует немедленного вмешательства и принятия решительных мер уже в ближайшее время.
Управление пропаганды ЦК ВКП(б) считает необходимым проведение следующих мероприятий. Вменить в обязанность Комитету по делам искусств при СНК СССР проводить последовательную и неуклонно правильную национальную политику в области искусств. Обязать Комитет по делам искусств:
разработать мероприятия по подготовке и выдвижению русских кадров (музыкантов-исполнителей, вокалистов, режиссеров, критиков и руководящего состава учреждений искусства);
провести уже сейчас частичное обновление руководящих кадров в ряде учреждений искусства (филармония, консерватория, управления Комитета и т.д.)
Начальник Управления пропаганды ЦК ВКП(б)
Г.АлександровЗав.отделом Управления пропаганды ЦК ВКП(б) Т.Зуева
Может мне кто-нибудь объяснить, почему этот документ считается доказательством антисемитизма? На мой взгляд, он свидетельствует о совершенно противоположном. Хорошенький же антисемитизм был в СССР, если он позволил евреям не только принимать участие, но и полностью занять сферу культуры, протежируя своих и отнюдь не способствуя развитию русского искусства. В документе 2-3 (РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д.216. Л.101-104.Подлинник)- докладной записке "О работе Государственного Академического Большого театра Союза ССР" (15.07.1943) Г.Александров отмечает: "Вопреки традициям ГАБТа из его репертуара в последние годы исчезли лучшие произведения русской оперы: "Борис Годунов", "Садко", "Псковитянка", "Сказание о граде Китеже", "Князь Игорь", "Руслан и Людмила", "Хованщина", "Снегурочка","Сказка о царе Салтане"; балеты "Щелкунчик", "Спящая красавица".
И, заметьте, в своих записках Александров предлагает отнюдь не гнать из искусства всех евреев поголовно, а только сменить (и то частично) руководство - дабы дать возможность выступать талантам и нееврейской национальности. Ни о каких мерах против артистов и музыкантов даже и намека нет.
Государственный антисемитизм в СССР -2.1 (часть вторая)