Олеговъ щитъ.
Декабристамъ.
На взятіе Варшавы.
ОЛЕГОВЪ ЩИТЪ.
Молитва магометанъ.
«Аллахъ! пролей на насъ твой свѣтъ!
Краса и сила правовѣрныхъ!
Гроза гяуровъ лицемѣрныхъ!
Пророкъ твой Магометъ!»...
Молитва славянъ.
«О, наша крѣпость и оплотъ!
Великій Богъ! веди насъ нынѣ,
Какъ нѣкогда Ты велъ въ пустынѣ
Свой избранный народъ!»...
* *
*
Глухая полночь! Все молчитъ!
Вдругъ... изъ-за тучъ луна блеснула
И надъ воротами Стамбула
Олеговъ озарила щитъ.
ДЕКАБРИСТАМЪ.
(14 декабря 1825 г.)
Васъ развратило самовластье,
И мечъ его васъ поразилъ,
И въ неподкупномъ безпристрастьѣ
Сей приговоръ законъ скрѣпилъ.
Народъ, чуждаясь вѣроломства,
Поноситъ ваши имена,
И ваша память для потомства,
Какъ трупъ въ землѣ, схоронена.
О, жертвы мысли безразсудной!
Вы уповали, можетъ-быть,
Что станетъ вашей крови скудной,
Чтобъ вѣчный полюсъ растопить.
Едва дымясь, она сверкнула
На вѣковой громадѣ льдовъ:
Зима желѣзная дохнула,
И не осталось и слѣдовъ.
НА ВЗЯТІЕ ВАРШАВЫ.
(26 августа 1831 г.)
Какъ дочь родную на закланье
Агамемнонъ богамъ принесъ,
Прося попутныхъ бурь дыханья
У негодующихъ небесъ:
Такъ мы надъ горестной Варшавой
Ударъ свершили роковой,
Да купимъ сей цѣной кровавой
Россіи цѣлость и покой.
Но прочь отъ насъ, вѣнецъ безславья,
Сплетенный рабскою рукой:
Не за коранъ самодержавья
Кровь русская лилась рѣкой.
Нѣтъ, насъ одушевляло въ боѣ
Не чревобѣсіе меча,
Не звѣрство янычаръ ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вѣра
У русскихъ билася въ груди:
Грозой спасительной примѣра
Державы цѣлость соблюсти,
Славянъ родныя поколѣнья
Подъ знамя русское собрать
И весть на подвигъ просвѣщенья
Единомысленную рать.
И это высшее сознанье
Вело нашъ доблестный народъ;
Путей небесныхъ оправданье
Онъ смѣло на себя беретъ.
Онъ чуетъ надъ своей главою
Звѣзду въ незримой высотѣ,
И неуклонно за звѣздою
Идетъ къ таинственной метѣ.
Ты жъ, братскою стрѣлой пронзенный,
Судебъ свершая приговоръ,
Ты палъ, орелъ одноплеменный,
На очистительный костеръ!
Вѣрь слову русскаго народа:
Твой пеплъ мы свято сбережемъ,
И наша общая свобода,
Какъ Фениксъ, возродится въ немъ!
Олеговъ щитъ. Въ „Галатеѣ" помѣщено безъ заглавія и безъ словъ: „Молитва магометанъ“ и „Молитва славянъ“ передъ 1-мъ и 5-мъ стихами. То же и въ „Раутѣ“ 1854 г., гдѣ появилось вторично. Въ „Галатеѣ“ были напечатаны сперва вторая и третья строфы, затѣмъ первая, т.-е. „Молитва славянъ“ раньше „Молитвы магометанъ“. Въ „Раутѣ“ 2-й и 3-й стихи читались:
Краса и сила православныхъ,
Богъ истинный, тебѣ нѣтъ равныхъ.
Въ „Галатеѣ“ въ 10-мъ стихѣ - „сверкнула“ вмѣсто „блеснула“; въ 11-мъ - „И надъ вратами Истамбула“ вмѣсто „И надъ воротами Стамбула“; въ 12-мъ - „Зажгла Олеговъ щитъ“ вмѣсто „Олеговъ озарила щитъ“. Кромѣ того 1-й стихъ начинался словомъ („Молитва магометанъ“) „Алла" вмѣсто „Аллахъ“.
Декабристамъ (Васъ развратило самовластье). Въ „Русскомъ Архивѣ“ дата: Мюнхенъ, 1827 г. Въ изд. 1900 г. и въ предыдущихъ собраніяхъ сочиненій ошибочно поставлено 1826 г. Когда декабристы проѣзжали черезъ Ярославль, народъ почему-то кидалъ въ несчастныхъ мерзлою грязью. Это обстоятельство и внушило Тютчеву мысль стихотворенія, появившагося въ печати лишь въ 1881 г. (См. „Русскій Архивъ“, 1896. ѴII, стр. 10). („Изъ дневныхъ записокъ“ В. А. Муранова).
На взятіе Варшавы (Какъ дочь родную на закланье). Въ „Русскомъ Архивѣ“ 1879 г. напечатано безъ второй строфы, съ примѣчаніемъ редактора П. И. Бартенева, гдѣ сказано, что стихи эти написаны Тютчевымъ въ Мюнхенѣ, и что въ нихъ высказаны тѣ же чувства, которыя одушевляли и императора Николая Павловича, начертавшаго на рукописи стихотворенія Хомякова на ту же тему: „Прошу васъ поляковъ не ненавидѣть“. Въ изд. стих. 1886 г. дата: 26 августа 1831 г., т.-е. день взятія Варшавы, - повидимому, произвольная. Въ „Русскомъ Архивѣ“ въ 13-мъ стихѣ стояло „къ бою“ вмѣсто „въ боѣ“, какъ въ рукописи и въ изд. 1900 г.
[Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій; съ критико-біографическимъ очеркомъ В.Я. Брюсова; редакція изданія П.В. Быкова. С.-Петербургъ: Изданіе А.Ф. Маркса, 1912]