Оригинал взят у
esta в
Игры, которые всегда с собой. Играем словами, играем в словаОригинал взят у
hmelmarkov в
Игры, которые всегда с собой. Играем словами, играем в словаОригинал взят у
kubirubi в
Игры, которые всегда с собой. Играем словами, играем в словаОригинал взят у
kubirubi в
Игры, которые всегда с собой. Играем словами, играем в словаВот так как-то незаметно наступил май месяц. Многие уже вовсю начинают планировать свой летний отдых. В прошлом году мы делали большую серию постов про компактные настольные игры, которые удобно брать с собой. Но, тем не менее, далеко не всегда в дороге можно поиграть в настольную игру (например, вы с ребенком вдвоем едете на машине или просто гуляете).
И вот специально для таких случаев, мы сделали цикл постов про игры, которые всегда с собой. И начну, пожалуй, со словесных игр, в которые мы часто играем с сыном. Для нас эти игры настоящие «палочки-выручалочки» в машине, на прогулке, в очередях, в метро - буквально везде! Ведь, когда играешь, время пролетает незаметно.
Помимо удовольствия, которое все получают, такого рода игры отлично развивают речь и помогают увеличить словарный запас ребенка. И поверьте, в этих играх дети иногда выдают такие смешные варианты слов, что это становится семейной присказкой на долгие годы!
Итак, словесные игры для тех, кто постарше (большинство этих игр легко адаптируются для детей помладше. Также, как и игры, которые мы опишем ниже для маленьких, тоже легко усложнить для старших дошкольников и младших школьников).
1. Угадай-ка
Очень простая и веселая игра. Кто-то один загадывает слово и дает его описание. Задача остальных, задавая разные вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет», отгадать слово.
Причем интересно отгадывать не просто перебором, а задавать вопрос, которые исключают многие варианты.
Например, я загадываю слово «якорь» и говорю «это есть на каждом корабле». Конечно, можно было бы отгадывать перебирая все возможные варианты, но интереснее задавать вопросы по типу «это всегда на одном месте или это можно опускать и поднимать», «это деревянное» и т.п.
Для начинающих игроков можно давать совсем простые «прямые» описания.
Например,
жёлтый, кислый, сочный - что?
Серый, хищный, лесной - кто?
По такому же принципу можно загадывать героев книг, мультфильмов и т.п.
А можно таким образом пересказать известную сказку, но так, чтобы ответ был не слишком очевидным.
2. Я знаю 5…
Перечисляем 5 наименований чего угодно - имен мальчиков, девочек, фруктов, овощей, зверей, птиц, ягод, марок машин, круглых предметов, мягких вещей и т.д.
3. Слова
В эту игру мы с сыном начали играть, когда ему было около 5 лет. Я говорила слово, а он пытался на последнюю букву слова придумать свое. Надо сказать, что для 5-летки эта игра оказалась довольно сложная, но зато она ему очень помогла запомнить буквы. Иногда я ему помогала - он определял нужную букву и если самостоятельно не получалось придумать слово на нее, я говорила вслух несколько слов, ОДНО из которых начиналось на нужную букву. Сыну оставалось только услышать это слово и повторить его.
А когда ребенок освоит эту игру, можно усложнить правила и называть не любые слова, а на заданную тему - города, животные, транспорт и т.п.
4. Сказочники
Это только так кажется, что легко сходу придумать сказочную историю. На самом же деле оказывается задача не из самых легких. Но тут нам на помощь приходят разные вопросы. Например, придумывая сказочную страну, сперва нужно придумать жителей. Какого они роста, какими волшебными качествами обладают и т.д. Чем больше деталей описывается, тем проще и интереснее получается. А может придумать сказочное животное, ведь наверняка Тяни-Толкай был придуман именно так.
После нескольких заходов таких игр во время прогулок, мне сын сам начал придумывать и рассказывать сказки.
А еще мы с сыном любим одушевлять предметы и сочинять истории про них.
5. Старая сказка на новый лад
Можно сочинить сказку, например, Ниф-нифа, Нуф-нуфа, Волка или любого другого героя любимой сказки. Или же полностью переделать известную сказку.
6. Угадай сказку. Из какой сказки эта вещь
Я говорю слова (например, какие-то вещи) и нужно по этим приметам угадать сказку (ключик-Буратино, горошина - принцесса на горошине, зонтик - Оле-Лукойе, крапива - дикие лебеди и т.д)
А можно вместе вспоминать все сказки, где встречается заяц, лиса, волк и т.д.
7. Чем похожи
«Чем ворон похож на письменный стол»?
Что общего между арбузом и яблоком, между машиной и велосипедом?
Очень смешная игра, находятся общие признаки у совершенно непохожих вещей.
8. Хорошо и плохо
Игра учит находить хорошее в плохом. Например, на улице идет дождь - это плохо. Но зато мы вместе можем почитать книжку - это хорошо
9. Придумать новое назначение предметам
Чтобы было проще придумывать, можно моделировать всякие ситуации. Например, вам необходимо забить гвоздь, но молотка нет. Как еще это можно сделать?
10. Да и нет не говорите, черный с белым не берите
Эту игру многие помнят из своего детства. Выбирается ведущий - он будет задавать вопросы. Задача остальных отвечать на них, НО нельзя в ответах использовать слова «да», «нет», «белый», черный».
11. Я вижу
В этой игре масса вариантов. Например, я вижу что-то красное и круглое (проходя мимо палатки с фруктами). А если ребенок любит изучать буквы, то можно говорить, «я вижу что-то на букву В….»
Можно искать, например, 3 предмета, которые имеют общий признак
И еще один вариант игры - считаем по дороге - сколько грузовиков увидим или сколько муравейников встретится на пути.
12. Игра с числами
Ведущий загадывает число до 100 или до 10 - зависит от возраста. Игроки стараются отгадать число, перебором чисел, а ведущий говорит больше или меньше названное число, чем загаданное.
13. Слова из трех букв
Один человек называет слово, например, "кот". Дальше по очереди, заменяя только одну букву или меняя буквы местами, придумываем новые слова
14. Подбери по признаку
Мягкое, мокрое, липкое… Ведущий называет какой-то признак и нужно назвать как можно больше соответствующих вещей.
И вот еще несколько игр посложнее. Взято у Жени Кац
тут 15. Контакт
Играет несколько человек (лучше больше четырех). Ведущий загадывает слово и сообщает остальным первую букву этого слова. Все остальные игроки пытаются отгадать это слово, задавая ведущему вопросы. При этом они называют определения каких-либо слов, начинающихся с этой буквы. Определения должны быть понятны еще хотя бы одному игроку. Ведущий должен быстро понять, что загадали игроки - или придумать свой вариант слова на эту букву, подходящего под высказанное определение. Если кто-то из игроков говорит определение, то остальные должны постараться понять, что он имеет в виду, и, если у них есть вариант ответа, сказать "Контакт!"
После этого ведущий должен за минуту придумать свой вариант ответа - иначе он говорит :"Сдаюсь!" Тогда те, у кого был "контакт", говорят вслух свои варианты. Если хотя бы один из этих вариантов совпадает с тем, что имел в виду автор определения, то ведущий должен сказать следующую букву своего слова. После этого все придумывают определения слов, начинающихся с этих двух букв - и так далее, пока не будет отгадано все слово. Тот, кто первым назовет загаданное слово, становится ведущим и загадывает следующее слово.
ПРИМЕР: Загадано слово "свирель". Ведущий сообщает первую букву - "С".
-А это не такое домашнее животное? - спрашивает А.
-Контакт! - говорит игрок Б.
-Нет, это не свинья! - отвечает ведущий.
-А это не то, что дают сосать маленьким детям? - спрашивает игрок Б.
-Контакт! - говорят игроки А и Г. Это значит, они поняли объяснение игрока Б, и могут назвать ответ вслух после счета 10.
-Нет, это не соска! - говорит ведущий. Он «отбился» - вспомнил нужное слово, подходящее под определение.
-А это не такое дерево? - спрашивает игрок Г.
-Контакт! -говорят игроки А,Б.
-Нет, это не сосна!
-А это такой большой камень? - спрашивает игрок А.
-Контакт - говорит игрок Б.
-Сдаюсь!
-Скала! - Б.
-Скала - чем не камень?! - объясняет свою логику игрок А. Если б его объяснение никто не понял, ему пришлось бы переформулировать свой вопрос. Если есть «Контакт» - значит, определение было дано хорошее.
Если игрок, загадавший слово, не смог угадать, то он выдает следующую букву загаданного слова.
-Ладно, тогда "СВ".
-А это не противоположность тьме?
-Контакт.
-Нет, это не свет.
-А это не тот, кто приходит к невесте?
-Контакт.
Игроки хором считают до 10, потом хором называют свои версии. Если версии не совпали, то водящий может и не говорить следующую букву - контакта не было!
-Сват!
-Ну тогда "СВИ".
-А это не такое толстое и грязное?
-Контакт!
-Нет, это не свинья!
-А это не такое толстое и теплое?
-Контакт.
-Сдаюсь!
-Свитер!
-Ну хорошо, "СВИР".
-Ой, я и слов-то таких не знаю!
-А это не такой музыкальный инструмент?
-Да, это свирель. Задумывай слово!
Следующим водящим становится тот игрок, который придумал последнее удачное определение, и отгадал слово.
16. Грузим вагон на букву К
Определяем первые буквы в разных словах на слух. Придумываем слова, которые начинаются на нужную букву. Подсказки выдаём в виде загадок, постепенно дополняя - до тех пор, пока ребёнок не догадается: «Это такой домашний зверь. Он умеет втягивать когти. А ещё он ловит мышей. И мяукает.» «Это такое большое животное, которое плавает в море и выпускает фонтан». «Это такой овощ, он большой как мяч. Можно с него снимать по одному листочку. Его кладут в суп и в салат». «Это такая фигура без уголков.» «Это такая фигура с одинаковыми сторонами и с четырьмя углами.» «Это то, что на ногах у лошади»
«Это такая домашняя птица, она не умеет летать. Она мама цыплёнка»
17. Загаданная буква
Предположим, вы загадали букву А. Дети спрашивают:
-Мяч?
-Нет.
-Кот?
-Нет.
-Дым?
-Нет.
-Кошка?
-Одна.
-Собака?
-Две!
-Ананас!
-Три!
-Я знаю, я знаю, «А!»
18. Тройная чепуха
Каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трех и более слов таким образом, чтоб каждое слово начиналось с выбранной буквы.
Например,
Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек крутя крабовое коллекционное колечко .
Синий сурок скинул серый станционный след с сиреневого солнца сушеную , солёную сову словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу
А теперь игры со словами для тех, кто помладше
1. Папа-мама-малыш
Например, корова-бык-теленок
2. Кто как говорит
Звукоподражания ребенок запоминает довольно быстро, но далко не каждый 3-летка скажет, что собака лает, корова мычит
3. Кто где живет
Лиса в норе, птица в гнезде, медведь в берлоге
4. Кто что ест
Мишка любит мед, заяц - капусту, корова - травку
5. Съедобное-несъедобное
Эту игру, наверное, каждый помнит с детства. Обычно, в нее играют с мячом, но ведь мяч это не самый обязательный атрибут этой игры. Быстро называем слова, если съедобное, то отвечаем «ням-ням», если нет - «фу»
6. Что для чего нужно
Чем можно копать, чем можно пилить и т.д. На чем можно кататься, летать?
Что нужно, чтобы сварить суп, вскопать огород.
7. Что? Кто?
Что летает, кто прыгает, что плавает, а что тонет?
Мячик можно катить, бросать, пинать… солнышко, светит, греет, сияет…. Машина едет, гудит, сигналит, поворачивает…
8. Что из чего сделано
Стол из дерева, велосипед из железа
9. Кто кем был и кто кем станет
Курица была цыпленком, лягушка головастиком
10. Профессии
Что делает учитель? А портниха? Повар?
А можно загадывать загадки: он работает на улице и у него есть метла
11. Что лишнее
Называем ряд из (для начала) трех предметов - например яблоко, банан, машина. Когда с тремя словами играть становится просто, количество слов можно постепенно увеличивать.
12. Продолжи логический ряд
Например, говорю машина, велосипед, грузовик… (назвала транспорт, который ездит по дороге. Продолжить можно словом мотоцикл)
13. Скажи одним словом
Игра прекрасно развивает понятийное мышление. Умение обобщать предметы по общему признаку (посуда, овощи, фрукты, транспорт)
14. Один-много
В такого рода игры сын начал играть с логопедом. Они е у настолько понравились, что мы стали играть в них на прогулках
Лимон-лимоны, огурец-огурцы, муравей-муравьи…. И тут коварное: а ножницы? Сын хитро посмотрел и сказал, что ножницы - их всегда одинаково и когда много и когда одни
15. Скажи ласково
Река-речка, лодка-лодочка
16. Увеличитель-уменьшитель
Например, дом-домик-домище
17. Какой-какая?
Какой по вкусу лимон?
Какая на ощупь земля?
И игра, наоборот
Что бывает - холодным, горячим, острым и т.д. или что можно жарить, варить, катить?
18. Рассказать все о…
Рассказать все, например, о кошке, цыпленке, столе, кровати и т.д.
19. Чей?
Один из самых коварных вопросов. У белки хвост? Чей хвост? Сын очень долго отвечал белкин.
20. Противоположности
Холодное-горячее, длинный-широкий, высокий-низкий.
Не могу сказать, что сын очень любил эту игру (не всегда получалось подобрать нужную пару), но зато результат был виден почти мгновенно. Все эти слова внезапно появились в активной речи.
21. Омонимы
Идеи этих игр взяла из книжки Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Например, какие бывают иголки:
Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
- Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие)
- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной)
- Что делают медицинской иглой? (Укол)
А еще иголки есть у ежика и дикобраза
- Для чего ему нужны иголки? (Защищаться)
Еще слова-омонимы ключ, коса, лук, гусеница (та, которая ползает и на тракторе), вилка (то, чем едят и на велосипеде)
22. Мы едем-едем-едем или «я беру с собой» снежный ком
Мы собираемся в поход и берем с собой… Тот, кто начинает говорит, например, рюкзак. Следующий говорит, рюкзак, палатку (обязательно повторять то, что сказали предыдущие участники) И так далее, «багаж» растет как снежный ком и каждый раз перед тем, как сказать что-то новое, надо повторить все ранее перечисленное
Или вариант немного проще (подсмотрен у Жени Кац
janemouse) - удлини предложение
"Яблоко лежит на столе" Можно по очереди добавлять по слову.
"красное яблоко лежит на столе", «красное спелое яблоко лежит на столе», «красное спелое вкусное яблоко лежит на столе», «красное спелое вкусное яблоко лежит на столе у окна» ....
Делитесь снами Вашими дорожными играми!
При составлении этой подборки, помимо тех игр, в которые мы играли и играем с сыном и друзьями, использовались материалы из
блога Юлии Луговской и
блога Жени Кац