Люблю вещи с историей. А если истории нет, то её можно придумать. Или сконструировать.
Очередное прочёсывание интернет-развалов довело до покупки недешевой открытки. Купил из-за места - Химки. Не то чтобы я там жил или живу, но родился совсем близко. Открытка старенькая, на обратной стороне почтовый штамп 1913 года и название "Химки. Дорога къ пруду". В общем дореволюционный раритет:
Фото №1
Долго я её разглядывал, долго пытался понять, где же это место на современной карте? Что за пруд? Вопросы долго оставались без ответа...
И вот, просматривая Техническом отчёт о строительстве канала Москва-Волга (сейчас канал им.Москвы), издания 1940 года, нашёл другую фотографию.
Фото №2
Фотография была сделана примерно в 1933 году - в год начала строительства канала. Или чуть позже.
И что-то мне это фото сильно напомнило... Но никак не мог вспомнить. Пока не вспомнил про дореволюционную открытку. И обнаружил, что на обоих фото изображено практически одно и то же - пересечение Николаевской (Октябрьской) железной дорогой рекой Химкой, которая, в свою очередь, заключена в бетонную трубу.
Только ракурсы разные.
Для начала попробуем разобраться с ракурсами.
Вот фрагмент карты 1931 года с районом пересечения Октябрьской (бывщей Николаевской) ж/д и реки Химка.
Пока эта карта нам толком ничем не поможет, кроме направления железной дороги и ориентации по сторонам света.
Понятно, что фото могли быть сделаны либо с правой стороны от железной дороги, либо с левой.
Начнем с более для меня простого и очевидного - фото №2. На нём почти не видно теней, но если тщательно приглядеться, то можно кое что обнаружить. Первое - расплывчатые тени от деревьев, растущих на склоне насыпи. Хоть они и плохо различимы, но можно разглядеть, что падают они вправо. Второе, более очевидное - тень от верхнего и левого краёв бетонной трубы, которая падает совсем близко от нижнего края трубы, не далее полметра, тоже (что естественно) вправо по направлению. Вот и выяснилось, что солнце светит почти вдоль линии железной дороги, то есть примерно с юго-востока. Учитывая перспективу на фотографии, можно сказать, что фотограф находился на востоке от объекта. Если бы фотограф стоял с другой стороны насыпи, солнце должно светить с северо-запада, стоя над горизонтом под углом около 40-45 градусов (можно даже точнее вычислить по соотношению объектов и их теней) - что совершенно невозможно в наших широтах.
Получилось несколько запутанно, но уверен - фото №2 сделано с с востока.
Несколько сложней обстоит дело с фото №1. Границ теней практически нет. Единственное, что можно разглядеть - кажется тень от деревьев падает на дорогу, ведущую вверх. Но не очевидно.
Обратимся к карте 1931 года поосновательней. И будем надеяться, что от момента фотографирования до оставления карты мало что поменялось. И вот тут на карте обнаруживается прямоугольничек с надписью "Вдкч.", то есть водокачка - единственное строение в районе трубы. Так вот оно, слева на фото №1! Притащим за уши падающие на дорогу тени от деревьев - тени падают так, если бы солнце было на юго-западе. Получается, что фотограф стоял к югу от трубы. Ребус разгадан.
Почти.
В названии открытки есть слово "пруд". На самом деле это не пруд, а запруда, устроенная на реке Химке. А вот зачем нужна водокачка... В
Википедии я нашёл фотографию 1906 года, в пояснении к которой утверждается, что из этой запруды вода бралась для заправки паровозов. Вот фото:
Похоже, что фото сделано именно той плотины, которая образует запруду непосредственно у насыпи железной дороги - вдали виден ровный край насыпи, с вдали слева - похожие деревья и постройка, которая вполне могла быть за забором с фото №1.
Утверждение, что воду брали именно для паровозов имеет право быть. Взглянем на фото станции Химки, взятое из фотоальбома коммуны
khimki-4ever.
Несмотря на плохое качество фото, отлично видно главный ход железной дороги и ответвление влево, в тупик. Возможно там и обслуживались паровозы.
Но мы отвлеклись от главной темы - трубы для реки Химки.
Следующее фото нашлось в книге "Канал Москва-Волга. Мосты и дороги" 1941 года издания. Само фото взято с сайта
moskva-volga.ru. Строительство Химкинского железнодорожного моста началось в ноябре 1934 года. К лету 1935 года мост уже выглядел так:
Мудрить с тенями больше не буду, просто скажу, что по результатам моих вычислений фотография сделана с северо-востока от трубы. Доказательства найдите сами :)
Насыпь железной дороги временно использовалась в качестве основания для монтажа арки моста. Трубу для реки хорошо видно. Она ещё выполняет свою функцию - пропускает воду через насыпь. Во время сооружения моста насыпь пришлось расширить для прокладки обводного железнодорожного пути. Труба оказалась засыпана. Это привело к неприятным последствиям - Химка стала подмывать насыпь. Пришлось принимать меры и освобождать проход воды по трубе.
Следующее фото из другой книги - "Канал Москва-Волга. Справочные данные" вышедшей в 1936 году. Опять с сайта
moskva-volga.ru. Лето 1936 года. Вид с юго-запада. Поезд идёт из Москвы. Мост эксплуатируется в полную силу. Насыпь уже срыта, но труба пока ещё на месте. Русло канала захламлено строительным мусором:
Очередное фото взято у пользователя Irinka с
Речного форума. Конец лета - начало осени 1936 года - на деревьях листва. Вид почти с той же точки, что и у прошлого фото. Но поезд идёт в Москву. Труба наполовину разрушена, строительный мусор почти убран:
То же место, то же время, но вид с противоположенной стороны. Ещё немного, и пустят воду. Фото эксклюзивное - оно никогда не публиковалось:
Затопление этого участка канала началось 11 ноября 1936 года. А к маю 1937 канал Москва-Волга был полностью заполнен водой. Также эксклюзивное фото, ранее нигде не публиковавшееся:
Так закончилась жизнь трубы.
И вот такая история получилась для очередного экспоната в домашнем музее.
P.S. Пока рылся в старых книжках, нашёл много интересного о том, как строился Химкинский железнодорожный мост. Может быть как нибудь и об этом напишу.
P.P.S. Нашлось и время, и желание. Написал и
о строительстве Химкинского железнодорожного моста.