Историю Хлебниковского моста Дмитровского шоссе можно было бы начать от основания города Дмитрова Юрием Долгоруким в 1181 году и волей-неволей возникшего пути сообщения с Москвой, основанной чуть раньше, в 1147 году.
Фото 1938 года.
Единственной крупной водной преградой на пути из Москвы в Дмитров являлась река Клязьма. Именно на пересечении Клязьмы и дороги в Дмитров и появился населённый пункт под названием Хлебниково. Возможно деревня именовалась немного по другому - Хлябниково, отражая суть переправы. Но это только гипотеза.
Первое упоминание Хлебниково в письменных документах относится к середине XVII века. А уже в 1702 году Пётр I повелел обустроить почтовую дорогу из Москвы в Олонец, а в Хлебниково расположить 1-й Ям для смены лошадей.
Характерный разрыв Дмитровского тракта в районе Хлебникова на карте 1766 года - похоже, что моста в то время не было.
В мае 1779 года русско-немецкий историограф Г.Ф. Миллер совершил поездку из Москвы в Дмитров, отметив в своих записках: «Клязьма - та самая река, через которую переезжают по Троицкой дороге, течет в двух верстах от Виноградовой и в 20 верстах от Москвы поперек дороги... В сем месте есть через Клязьму мост».
Эти заметки и можно считать первым достоверным упоминанием Хлебниковского моста. Порывшись в архивах удалось найти чертёж 1838 года казённого деревянного моста «состоящему Московскаго уезда на Дмитровском тракте при деревне Хлебниковой, через реку Клязьму» длиной 27, а шириной 4 сажени.
Чертёж Хлебниковского моста от 1838 года (РГИА, Ф.1487, оп.36, д.215, л.1)
Кроме того в архиве был найден другой любопытный документ. Спустя 10 лет, в декабре 1848 года, московский военный генерал-губернатор, генерал-адъютант, граф Арсений Андреевич Закревский пишет министру внутренних дел Льву Алексеевичу Перовскому письмо, в котором просит «распоряжения о назначении исчисленной по смете суммы тысячи шестисот восьмидесяти семи рублей семидесяти с половиною копеек серебром» на «постройку вновь деревянного на сваях моста через реку Клязьму в деревне Хлебниковой Московского уезда, лежащей на Дмитровском тракте». В письме также упоминается: «мост сей исправлялся уже в 1844 году».
Письмо Закревского, 1848 год (РГИА, Ф.1286, оп.11, д.1566, с.2)
Так, то разрушаясь, то восстанавливаясь, и просуществовал деревянный мост в Хлебниково через Клязьму до начала 1930-х годов, до начала строительства канала Москва-Волга.
Фрагмент карты 1931 года, диспозиция до постройки канала Москва-Волга. Синим карандашом примерно отрисована будущая трасса канала Москва-Волга.
Слово предоставляется Техническому отчёту о строительстве канала Москва-Волга, тому «Мосты и дороги» (1940), который подробно описывает переустройство Дмитровского шоссе в районе Хлебниково: «В связи с пересечением Дмитровского шоссе (на 24-м километре) Клязьминским водохранилищем потребовалось построить мост через водохранилище и поднять на большом протяжении полотно шоссейной дороги. На переустроенном участке трасса Дмитровского шоссе по существу проложена по новому направлению, в 20-50 м от существующего.
Ширина земляного полотна переустроенного участка 13,0 м при ширине проезжей части 6,0 м. Тип покрытия на подходах к мосту булыжная мостовая. Минимальный радиус закругления - 150 м и максимальный уклон - 4%. Насыпь подходов возле самого моста достигает высоты 21,2 м, ширина зеркала воды в месте пересечения - свыше 500 м. Вследствие этого конструкция подходов к мосту выполнена по индивидуальному проекту на основе расчета головной части насыпи на устойчивость. Поперечное сечение насыпи и план подходов приведены на фиг. 10 и 11.
На подходах к мосту, в пределах подтопления насыпи, отсыпаны бермы, укрепленные каменной наброской на слое щебня.
В подошве лобовой части насыпи отсыпаны каменные упорные призмы.
На пересечении с каналом построен однопролетный двухконсольный мост, расчетный пролет которого-107,8 м; длина консолей - 23,10 м. Фасад и разрезы моста приведены на фиг. 12, а общий вид представлен на фиг. 13. Ширина проезда на мосту составляет 6,5 м, ширина тротуаров - по 1,5 м. Опоры моста - бетонные, в виде отдельных столбов под каждую ферму на общем фундаменте, основанном на деревянных сваях.
Пролетное строение моста - металлическое двухконсольное с пониженными опорными узлами. Система решетки в пролете - треугольная с дополнительными стойками, на консолях - раскосная. Верхний пояс ферм очерчен по дуге круга, нижний - в средней части прямолинейный, у опор же и на консолях полигонального очертания. Расстояние между осями ферм - 7,7 м. Балочная клетка проезжей части представляет собой систему поперечных и продольных балок. Ездовое полотно выполнено из досок, уложенных на ребро по балочной клетке и покрытых сверху слоем асфальта толщиной 5-7 см. Мост рассчитан на временную нагрузку по схеме Н10. Сопряжение моста с насыпями выполнено с помощью специальных переходных пролетов.
Необходимо отметить, что в первый период эксплоатации на обоих берегах возникли просадки насыпи подходов к мосту, что следует отнести за счет несколько неудачной конструкции упорных каменных призм, не предусматривающей гравийного промежуточного слоя на стыке внутренней поверхности призмы с грунтом насыпи. Под действием воды, омывающей каменную призму, сквозь поры этой призмы вымывался грунт, в результате чего и образовались просадки земляного полотна подходов.
После того как наружная поверхность этих призм была покрыта слоями песка и гравия, пригруженными каменной наброской, указанные деформации приняли затухающий характер. Движение по новой трассе шоссе открыто в октябре 1936 г.»
Фото 1936 года.
Несмотря на то, что мост был стандартной для канала Москва-Волга конструкцией (аналогичной Рогачёвскому мосту в Дмитрове и шоссейному мосту в Яхроме), его расположение было значительно живописней. А за характерную арку местные жители быстро окрестили мост «горбатым».
Фото 1938 года.
Благополучно пережив войну, мост прослужил до конца 1970-х годов.
Немецкая аэрофотосъёмка от 18 июля 1942 года.
Однако состояние моста с каждым годом ухудшалось. Вот как отзывались о нём местные жители:
«Настил у него был деревянный, досчатый, доски ходили ходуном при проезде транспорта. А пешком по нему ходить было страшно. Деревянным настил был до войны, да еще недолго после».
«Да..."горбатый" тот еще был мост ;-) Под ним страшно было на яхте проходить - постоянно сыпалось что-то сверху: от мелких камешков, до серьезных таких осколков асфальта. Дело было в 70-х, но бог миловал ;-)»
Фото 1967 года.
В конце 1970-х годов «Мостоотряд-18» по проекту архитектора Игоря Александровича Каткова начал строительство нового, бетонного моста Дмитровского шоссе через Клязьминское водохранилище.
Строительство нового шоссейного моста в Хлебниково, 1981 год. Фото Владислава Парадня.
4 ноября 1981 года новый мост был открыт. К этому событию даже были выпущены памятные значки.
Старый же мост остался стоять, хотя движение по нему перекрыли.
Фото 1986 года.
В 1987 году старый Хлебниковский мост вошёл в историю советского кинематографа в фильме «Ночной экипаж» (реж.Б.Токарев, Мосфильм, 1988). Последняя сцена фильма была снята именно на нём.
По словам очевидцев, на съёмках использовались два одинаковых автомобиля Волга ГАЗ-24 «универсал». Один из них подъезжал к мосту со стороны уцелевшей насыпи северной части моста, второй висел на краю обрыва с южной стороны. Говорят, что искорёженный остов второго автомобиля пролежал под откосом ещё лет 10.
Утро 26 марта 1994 года стало последним в жизни старого Хлебниковского моста. Прозвучал аккорд взрывов и рассечённая металлическая конструкция упала в канал. Сразу два человека зафиксировали это грандиозное событие - В.А. Пивень и мой двоюродный брат Дмитрий.
Но история моста на этом не закончилась. Весной 1997 года начали срывать северную насыпь, ведущую к старому мосту, благо она была насыпана из песка, который можно легко вторично использовать. Экскаватор при очередном движении ковша зацепил и поднял боевой заряд из шести толовых банок весом по 16 кг каждая. На место выехали вице глава г. Долгопрудного и военный комиссар горвоенкомата по Долгопрудному и Лобни Александр Николаевич Бочаров. Вызванные на место происшествия саперы установили, что заряд полностью готов к действию, нужна только взрывная машинка… Через столько лет заряд оказался исправным и славу Богу, что не был прикрыт неизвлекаемой миной НМ, которые часто применялись в годы войны. На схемах минирования Московского военного округа сведений о нем не было, специалисты же указали на возможное участие в этом минировании специальной подрывной роты ОМСБОН НКВД, рассказ о которой будет в будущем, когда подойдёт очередь Яхромского шоссейного моста.
2004 год. Здесь был старый Хлебниковский шоссейный мост. Насыпи, подходящие к мосту, срыты до основания. Фото
sirin_from_shrmВ заключение ещё одна интересная история, из
неопубликованной книги Олега Голобородько «Спартак! Правый галс!». Не совсем про мост, но очень близкая к нему.
Бакен №26. Белый.
Моряки называют его «Буй", а речники - «Бакен".
Так вот, такой белый бакен установлен на судовом ходу, сразу же за Дмитровским мостом при входе в Клязьминское водохранилище.
Он предостерегает судостроителей, что за ним - мель.
А некто сильно неуверенный в своих мореходных знаниях, так и вообще выпендрился.
Изготовил несколько фанерных трафаретов на палке, крупно написал на них "МЕЛЬ" и натыкал их в песок рядом с буем.
Осенью после сброса воды в Канале мель обнажается. С моста хорошо видно, что по форме она напоминает огромный калач с оторванным боком.
Многие яхтсмены «опробовали» этот бугор килями своих яхт, ведь здесь, на этой акватории проходят процедуры «старт-финиш» почти всех регат на Клязьме.
Примечание автора.
Мне удалось раздобыть топографические карты 1852 и 1936 годов (до затопления), на которых в этом месте нет никаких бугров и возвышенностей, а только покосные заливные луга реки Клязьмы.
А главное русло реки здесь уходит вправо, и проходит там, где сейчас находятся: Речная милиция, Морской клуб «Адмирал», яхт- клуб "Труд", и выходит на действующий судоходный путь у пристани «Горки».
На этих картах нанесено пять деревень, которые в 1937 г. ушли под воду.
Люди из них были переселены в другие места. Но это уже другая история.
В своих изысканиях по истории московского яхтинга мне удалось узнать и о происхождении этой отмели.
…
В районе Хлебниково стояла 331-я стрелковая дивизия, в задачу которой входила охрана шоссейного и железнодорожного моста.
…
Кроме пехоты, мост охраняли два врытых в землю танка и зенитная батарея.
Зенитчицы - молодые симпатичные девчата.
Движение по мосту было достаточно интенсивным. Ведь немцы уже в Лобне. И мост - единственная ниточка, которая соединяла Москву с передовой.
Судоходство по каналу перекрыто. За мостом на Канале из воды выступали фрагменты затопленных барж и кораблей.
Стояла солнечная погода. И этим пользовались фашистские летчики. Особенно после полудня ближе к вечеру, когда солнце, склоняясь к закату, било в глаза зенитчицам.
Очередной налет. Немцы устроили свою адскую "Карусель" и заходили для бомбометания на мост со стороны заходящего светила. Так, что ослепленному солнцем наводчику трудно было взять точный прицел.
Но одному фрицу крупно не повезло. Он не успел сбросить ни одной бомбы, но получил то, чего больше всего боялся - "Горячий" советский поцелуй от нашей девчушки - снаряд из зенитки!
Крестатый "Юнкерс", с растопыренными шасси, обдавая все вокруг черным вонючим дымом, с грохотом прорычал над самыми перилами и врезался в воду.
Оглушительный взрыв двухтонного боезапаса и высоченный столб воды были ему поминальным салютом.
А воронка образованной мели - могилой.
После войны фарватер расчистили и углубили. А у места гибели бесславного захватчика поставили Бакен Белый. № 26.
2005 год. Тот самый белый бакен №26. Фото из книги Олега Голобородько.
Ну и самое последнее.
В 2010 году была выпущена марка с изображением Хлебниковского моста Дмитровского шоссе.
Новый Хлебниковский шоссейный мост в настоящее время.
2011 год. Фото Crazy Hamster.
2011 год. Фото
syushinskiyЕсли не указано в тексте, то фото, карты и информация использованы отсюда:
http://pastvue.ruhttp://www.dolgoprud.orghttp://pogranec.ru/showthread.php?t=24525 htpp://moskva-volga.ruhttp://retromap.ru/личная коллекция