Цвет фасадов Зимнего Дворца в Питере

Oct 04, 2012 16:02

На сайте "Привет Питер" выложены очень интересные раскрашенные фотографии Зимнего дворца во всех вариантах его окраски.
И я решила сделать этот пост. Текст с сайта Эрмитажа, наглядно украшен картинками.



На протяжении своей истории фасады Зимнего дворца меняли колористическую гамму. Связано это было с необходимостью периодического проведения ремонтов, разными вкусами архитекторов и заказчиков. В рамках настоящей статьи невозможно осветить до тонкостей все изменения окраски фасадов дворца на протяжении 200 лет. Поэтому мы остановимся только на отдельных исторических периодах, когда колористическая гамма менялась ощутимо для восприятия или изменения цвета окраски фасадов были принципиальными.


В 1762 году, до своей отставки, архитектор Б.Ф. Растрелли полностью завершил работы по фасадам Зимнего дворца, вплоть до их окраски. Вот, что писал сам зодчий: "Дворец снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с тонкой прожелтью, а орнаменты - белой известью."1 В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени (красной земли, которая после обработки использовалась в качестве пигмента). В более поздних документах встречаются такие названия, как бледно-желтая с белым, "под цвет дикого камня" и т.д.

Очевидно, что фасады Зимнего дворца имели очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. Это подтверждается не малым количеством иконографического материала. Достаточно взглянуть на картину неизвестного художника с оригинала К. Кестнера 1760-х гг. или полотно художника Г. Майера 1790-х гг., запечатлевших восточный и северный фасады Зимнего дворца.

Нам удалось обнаружить образцы штукатурки фасада дворца с сохранившимся, хотя уже и пожухлым колером последней четверти XVIII века - на восточном фасаде дворца, к которому в начале 1790-х гг. архитектор Д. Кваренги пристроил новый корпус с Георгиевским залом на уровне парадного этажа.

Это наиболее ранний образец окраски Зимнего дворца, находящийся в нашем распоряжении, несомненно времени Екатерины II на характерной растреллиевской штукатурке.



На рубеже XVIII-XIX вв. с воцарением Павла I - проводятся работы по строительству деревянных колоколен. Меняются главные ворота. Если при Екатерине II ворота, выполненные по проекту архитектора Ю.М. Фельтена, были деревянные филенчатые и окрашены белой масляной краской, то при Павле I они изготавливаются из того же материала, но окрашиваются (если так можно выразиться) в военную расколеровку, т.е. чередованием белых и черных полос с тонкими разделительными красными линиями.

Проводятся и фасадные работы. Окраска дворца сохраняется охристо-белой, только глади стен покрываются более звонкой охрой.

Обнаруженные на юго - восточном ризалите, небольшие фрагменты пострастреллиевской штукатурки с охристым известковым колером позволяют сейчас представить, какой насыщенности золотистой охрой могли быть окрашены фасады Зимнего дворца на рубеже XVIII - XIX вв.

До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске Зимнего дворца не происходит, хотя в 1833-1835 гг., при Николае I, ремонт фасадов проводился. Из архивных документов известно, что окраска выполнялась "палевою краскою" - легким охристым колером.2


Особо нужно сказать о кровле дворца. Если при Елизавете Петровне и Петре Федоровиче кровля была луженая, то, позднее, при Екатерине II она окрашивается "под вид белого железа" как, положим сейчас на Петергофском дворце.3 При Павле I кровля окрашивается английскими белилами на вареном масле,4 а при Александре I, в 1816 году, - "красною краскою".5 При восстановительных работах после пожара 1837 года кровля окрашивается железным суриком, т.е. имеет красно-коричневый цвет.

Что касается окраски фасадов дворца, то из архивных источников известно, что в ходе послепожарного ремонта колер составлялся из гашеной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости.6

Как это выглядело, мы можем судить по акварелям художников В. Садовникова (1830-е гг.), К. Бонштедта (1847 г.), И. Шарлеманя (1853 г.) и др.

Мы смогли выявить фрагменты стасовской штукатурки с колером окраски дворца, относящиеся к началу 1840-х гг., когда архитектор В.П. Стасов при реконструкции и надстройке Малого Эрмитажа вновь возводил переход между зданиями. Западные опоры перехода закрыли участок фасада Зимнего дворца, отремонтированного после пожара, где и были нами обнаружены штукатурные плоскости, сохранившие окраску начала 1840-х гг.

Во второй половине 1850-х - 1860-х гг., при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень легкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными. На акварели художника Л. Премацци мы достаточно отчетливо это видим.


Кстати, на том же юго-восточном ризалите мы сумели выявить колер окраски Зимнего дворца, очень близкий к тому, какой изображен на акварели Л. Премацци.

Ворота в эпоху Александра II по-прежнему остаются деревянные, окрашенные в черно-белую полосу. Проект архитектора А.И. Штакеншнейдера, предполагавший создание новых металлических ворот, не был реализован.

При императоре Александре III, в 1880-е гг., были изготовлены новые кованые ворота по проекту архитекторов Горностаева-Мельцера (фактически по проекту Р.Ф. Мельцера). Колер окраски дворца приобретает плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента, с тональным выделением ордерной системы и пластики. Окраска кровли была выполнена железным суриком, т.е. имела красно - коричневый цвет.7


На стволах колонн и отдельных архитектурных деталях мы обнаружили более слабую терракотовую тональность окраски, что свидетельствует о расколеровке фасадов дворца в два тона. На это указывают и архивные документы.

Иконография на этот период довольно скупа, но, тем не менее, как выглядел дворец можно судить по живописному полотну художника К. Беггрова (1882 г.) и в качестве возможного аналога может быть приведен Аничков дворец, так как в бытность Александра Александровича еще великим князем Аничков дворец по его распоряжению был окрашен терракотовой гаммой красок. На другой картине того же художника К. Беггрова (1880 г.), изображающей Невский проспект, на дальнем плане, за мостом, просматривается Аничков дворец, окрашенный таким образом.

С воцарением Николая II, по его распоряжению стали проводиться работы по замене разрушающейся каменной скульптуры на парапетах Зимнего дворца на выколотную медную. Что касается фасадов - то императором был одобрен проект их окраски в колорите "новой ограды Собственного сада".



Металлическая ограда, возведенная в 1899-1901 гг. по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера, покоилась на внушительном (около трех метров высотой) цоколе из красного песчаника, под цвет которого и было дано распоряжение окрасить Зимний дворец без выделения ордерной системы и пластического декора тонально или дополнительным цветом. Так же были покрашены фасады здания Главного штаба.8 В результате этого, разнообразные по своему пластическому построению, уникальные здания ансамбля Дворцовой площади слились в монохромную терракотово-кирпичную колористическую массу.

На многих участках фасадов Зимнего дворца нами обнаружены подтверждения монохромной расколеровки.

Надо сказать, что на протяжении царствования Николая II, к нему было несколько обращений Министерства императорского двора, Бюджетного комитета Государственной думы, Военного ведомства. Министерств финансов и Иностранных дел о перекраске, как Зимнего дворца, так и Главного штаба, чтобы вернуть зданиям окраску, которую в свое время утвердил император Александр I. Все эти предложения Николай II отклонил.

В таком красно-терракотовом виде Зимний дворец оставался почти до конца 1920-х гг. В подтверждение этому, помимо архивных документов и натурных исследований могут быть приведены живописные полотна художников Б. Кустодиева "Демонстрация на площади Урицкого" (1921 г.) и Р. Френца "Штурм Зимнего дворца" (1927 г.).

С конца 1920-х гг. проводится ряд экспериментов и поисков новой расколеровки фасадов Зимнего дворца. В 1927 году - попытка окрасить его в серый цвет. В 1928-1930 гг. - в коричнево-серую гамму. В 1934 году по инициативе руководящих работников Ленгорисполкома была впервые предпринята попытка окраски Зимнего дворца масляной краской, причем, экспрессивным, чуть ли не оранжевым, цветом, с выделением белой краской ордерной системы.9 Но этот эксперимент был признан явно неудачным не только по эстетическим соображениям, но и по причине негативного воздействия масляной краски на камень, штукатурку и лепной декор. Отчасти, хотя и весьма условно, мы можем представить как выглядел в этот короткий период Зимний дворец по картине художника В. Купцова "Самолет Максим Горький", написанной в 1935 году.



В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада, а в 1941 году вновь продолжаются поиски вариантов окраски Зимнего дворца. В этой работе принимают участие известные архитекторы, художники, реставраторы. Причем, тогда появляется предложение об окраске фасадов дворца в три колера. Однако наступает Великая Отечественная война и для маскировки от артиллерийских обстрелов и бомбежек Зимний дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской.

Сразу после окончания войны, в 1945-1947 гг., по решению Ленгорисполкома проводятся ремонт и окраска зданий на Дворцовой площади. Для выработки окончательного решения по окраске, а затем и приему работ после их завершения была создана представительная комиссия, в состав которой входили: главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов, начальник Госинспекции по охране памятников Н.Н. Белехов, представители Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Эрмитажа, научные консультанты.10 Именно тогда, после постановки пробных выкрасок, было принято решение об окраске Зимнего дворца : стен - окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон - белым цветом; лепного декора, картушей, капителей - охрой. Краски использовались натуральные известковые.

На рубеже 1960-70-х гг. в городе активно внедряются синтетические красители, позволяющие проводить фасадные работы при отрицательных температурах воздуха. Как известно, работать известковыми красками можно только при благоприятных условиях. Поэтому фасадные работы в Петербурге традиционно проводились со второй половины мая по сентябрь. Теперь фасады зданий стали ремонтировать и окрашивать даже зимой. Кроме того, синтетические покрытия (поливинилацетатные, перхлорвиниловые и т.п.) стоили на порядок дороже, чем известковая краска, а значит, и зарплата специалистов подрядных организаций стала значительно выше. В результате этого, выпуск извести, пригодной для проведения реставрационных работ, почти прекратился, как и производство готовых известковых и силикатных красок. Мало кого заботила проблема, что под синтетическими перхлорвиниловыми покрытиями "задыхаются" и разрушаются - лепной декор, штукатурка и натуральный камень. Унифицирован был даже выбор цвета для окраски фасадов зданий-памятников. Чтобы не тратить время на пробные выкраски и подбор колеров, Управлением капитального ремонта и трестом "Фасадремстрой" была проведена решением Ленгорисполкома, т.н. дополнительная книга колеров, исключающая возможность уточнения цветового решения окраски фасадов памятников архитектуры.

В настоящее время в этом деле произошли положительные изменения. Окраска фасадов уникальных зданий выполняется, в основном, паропроницаемыми красителями, не влияющими отрицательным образом на материалы, использованные при их строительстве. В выборе цвета и тональных отношений, практически, нет ограничений. Поэтому, если в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о возвращении первоначального колористического решения фасадам зданий на Дворцовой площади, следует учесть, что Зимний дворец, с момента его возведения на протяжении ста лет, имел желто-белую окраску.

Эта колористическая гамма символизировала чистоту, свет, радость, роскошь и могущество, а в сочетании с позолоченными элементами вензелей и Государственных гербов - силу, благородство и верность, т.е. все то, что должны были видеть в главной императорской резиденции. Именно так окрашивались фасады всех Зимних дворцов со времени Петра Великого.

Архитектор К.И. Росси, возводя здание Главного штаба на Дворцовой площади, не мог не учитывать цветовое решение Зимнего дворца. Он придал своему грандиозному строению жемчужно-серый колорит с белой ордерной системой и позолоченными балясинами на уровне парадного этажа. Ансамбль Дворцовой площади в дополнение к своему виртуозному пластическому выражению получил еще и утонченную палитру тональных и цветовых отношений.



современный вид Эрмитажа

Заместитель главного архитектора
Государственного Эрмитажа
В.В. Ефимов

06.05.2008 г.

Опубликовано в журнале "Архитектура, реставрация, дизайн и строительство" №2 (38) 2008 г. СПб Издательство "Дом Ардис"

1. РГИА, ф.470, оп.5, д.477, л.147.

2. РГИА, ф.470, оп.1, (82/516), д.195, л.12.

3. РГИА, ф.470, оп.5, д.1786, л.242. Как делал кровли архитектор Б.Ф.Растрелли можно судить по его записям: ".Большинство построек важных господ крыты железными листами размером обыкновенно в 2 фута 4 дюйма в квадрате. (Это квадратные листы со стороной равной 71 см, т.е. одному аршину. Простая русская сажень равна 2 м 13 см, в сажени - 3 аршина. В.Е.) До того как покрыть крышу, надобно оные окунуть в чесночный сок, и делать так раз в четыре года, отчего кровли блестят как намасленные и держатся долго, нисколько не ржавея. Строения Императрицы также кроют железными листами, с тою разницей, что перед настилкой оные лудят, отчего они весьма долговечны, но и расходов тоже намного больше.". Цит. по книге "Архитектор Растрелли о своих творениях", сост. З. Батовский, Львов, 1939 г. Первое русское издание: ГМЗ "Царское село", С.-Петербург, 2000 г., стр.106-107.

4. РГИА, ф.470, оп.5, д.857, л.648.

5. РГИА, ф.468, оп.45, д.668, л.1.

6. РГИА, ф.733, оп.69, д.83, л.16.

7. РГИА, ф.536, оп.1, д.955, лл. 382,534,834.

8. РГИА, ф.475, оп.1, д.425.

9. Архив ОИРПА ГЭ, ф.1, оп.10, д.39.

10. Архив КГИОП, ф.163, д.817, лл. 23-89. Автор выражает признательность н. с. ОИРПА ГЭ С. Ф. Янченко и члену Союза художников Р.Ф. М. Г. Колотову за предоставленные выписки из архивных документов и оказанные консультации.

Питер, Дворцы, Зимний дворец

Previous post Next post
Up