Вот в эту усадьбу я стремилась попасть в июле, когда наш теплоход причалил в Нижнем.
Самая красивая усадьба Нижнего, в отличном состоянии. Открывалась она только в 12.00, а в час отходил наш пароход. Я так быстро по музеям еще не бегала.
Но она того стоит - посмотрите какая красота!!!
Оригинал взят у
milutkin в
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 7. Усадьба Рукавишниковых. Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.
Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.
Усадьба Рукавишниковых является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного заводаМ. Г. Рукавишниковым. Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.
Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.
С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне - Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник).
История постройки здания
Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику - процентщику М. Г. Рукавишникову.
Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)
Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома - превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.
Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.
По завершении реконструкции, в 1877 г ., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это - пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.
В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».
После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.
Внутренний дворик с фонтаном и верандой - уютное место отдыха
В течение 16 лет (с 1994 г .) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.
Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников - писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца - овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.
Войдем же внутрь этой усадьбы.
Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.
Стены лестницы богато украшены лепниной.
Потолок расписан в стиле барокко
И конечно, главное украшение лестницы - зеркало
К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.
На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.
В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.
Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная
Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.
Стены покрыты барельефами в том же стиле
Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика
Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.
Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.
На полу зала - наборный паркет из различных пород дерева
На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)
После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу
На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства - тамбур, выполненный из резного дерева.
Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.