К вопросу о религиях в Китае

Jul 22, 2014 23:50

Текст скопипащен с той же целью, что и раньше и по тем же принципам

Общие моменты
Обычно внешне религия опознается по наличию ритуала, точнее, его внешней стороны - поклонений, молений, культовых сооружений. И в этом китайская религия не многим отличается от христианства, содержа в себе и молитвенные бдения, и посты, и обращения к высшим силам.
Парадокс заключается в том, что в традиционном Китае понятия «религия» с тем смыслом, который вкладываем в него на Западе, никогда не существовало.
Существует привнесены из японской традиции термин, который наиболее близок к нашему понятию «религия». Дословно цзунцзяо означает «учение предков» или «учение, доставшееся от предков. Всякое духовное учение Китая основывается исключительно на попытке установить связь с предками, войти в резонанс с ними, «проникнуть в дух». Значительно шире, чем цзунцзяо, в Китае распространился термин цзяо- «учение», причем им обозначали практически все духовно-философские течения Китая: и буддизм, и конфуцианство, и даосизм, и разные философские школы. Единство термина, прежде всего, показывает, что в умах самих китайцев никакого разделения на «религию» и «философию» никогда не существовало.
В китайской религии нет «веры» в том смысле, в каком она присутствует в западных религиях, но существует лишь «доверие» (синь) к духам предков, которые воздействуют на земной мир. Здесь нет «молитвы» как чистого и прямого обращения к Богу, но лишь «поклонение» (бай) как выполнение определенных ритуалов. Здесь не существует трепета перед Богом, никто не совершает спасительного подвига, не существует ни абсолютной божественной любви, ни даже единой формы поклонения. Впрочем, здесь нет и самого Бога, нет и того, кто хотя бы приблизительно занимает его место в сакральном пространстве. Не случайно при переводе Библии на китайский язык пришлось прибегнуть к термину шан-ди, т. е. «высший дух» или «первый предок».
Китайский иероглиф «синь» - говорит исключительно о доверии подданного к правителю, правителя к своему слуге, доверии правителя и посвященного монаха к «знакам Неба», доверии людей к духам своих предков. В Китае было знание о существовании духов, подкрепленное техникой вступления в контакт с ними.
Было бы большой ошибкой говорить о наличии разных религий или разных учений в Китае, хотя в науке и принято различать, например, официальную и сектантскую традицию, даосизм и буддизм, китайскую религию и китайскую философию. Но на самом деле все течения, и прежде всего конфуцианство, буддизм и даосизм, в сознании рядовых китайцев нередко выступают в виде единого комплекса идей, верований. У них единые духи и даже формы поклонения. Не случайно до сих в китайских деревнях можно встретить изображения Конфуция, Лао-цзюня (обожествленного Лао-цзы) и Будды или боддисатвы милосердия на одном алтаре. Перед ними воскуриваются одни и те же благовония, им приносят одни и те же дары. Нередко на тот же самый алтарь на юге Китая может помещаться изображение Мухаммеда или Христа.
Известное китайское изречение гласит: «Даосизм - это сердце, буддизм - кости, конфуцианство - плоть». В этой формуле все три знаменитых китайских учения находят свое место, образуя неразрывность всей китайской традиции.
  В противоположность этому китайская духовная традиция не базируется на текстах и любых формах священных писаний. Здесь все «священно», но ничто не свято. Здесь нет ничего окончательного и неизменяемо-святого, поскольку любой писаный текст считается священным и сокровенным уже лишь потому, что он повторят слова того, кто передает на землю «письмена Неба», то есть посвященного мудреца.
Основные религии
Китайская народная религия или Шэнизм (вера в духов) - собирательное название различных народных религиозных традиций. Шэнизм включает в себя китайскую мифологию и поклонение Шэням, которыми могут быть природные, национальные, городские и клановые божества, духи, драконы, полубоги и герои древности, предки. Наиболее почитаемые божества - Мацзу и Хуанди.
Существовали духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй".
Иногда даосизм считают ответвлением народной религии, так как он вырос из неё и китайской философии. Божества даосизма практически все взяты из народной религии.
Даосизм (учение о Пути) - это различные философские и религиозные школы, появившиеся начиная с VI века до н. э. и восходящие к трактату «Дао дэ цзин», приписываемому Лао-цзы. Другим основным сочинением является «Чжуан-цзы». При династии Мин было завершено формирование даосского канона «Дао цзан», состоящего из 1488 книг. Даосская мысль сосредоточена на вопросах здоровья, долголетия, обретения бессмертия и естественности поведения.
Главное понятие религии - «Дао», Путь, Всеобщий Закон. Цель даосов - познание Дао, слияние с ним для получения «Дэ» - добродетели и благодати. Другим понятием является «У-вэй», недеяние - отказ от действий, противоречащих естественному ходу вещей. Даосская практика включает в себя тренировку дыхания цигун, некоторые виды боевых искусств, геомантию Фэншуй, астрологию, алхимию и траволечение. Даосами обычно называли лекарей, знахарей, медиумов, открыто и неопосредованно общающихся с духами.
Буддизм появился в Китае во время династии Хань, в I веке н. э. Является самой популярной религией, особенно среди простолюдинов. Целью буддизма является избавление от страданий и освобождение от бесконечного круга перерождений. Избавление от страданий производится посредством прохождения «Восьмеричного пути» и соблюдения десяти заповедей буддизма.
Большинство китайских буддистов представляет направление Махаяны (Большой колесницы). Тибетцы и монголы исповедают Ваджраяну (Алмазную колесницу).
Конфуцианство является достаточно новым явлением в качестве религии, распространяющимся среди интеллигенции. Конфуцианство зародилось в VI веке до н. э. с философских трудов Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Основными трудами конфуцианства являются сборник высказываний Конфуция «Луньюй», Четверокнижие, Пятикнижие и Тринадцатикнижие. Изначально конфуцианство являлось этико-философским учением. В этом качестве оно традиционно поддерживалось китайским правительством и было официальной идеологией императорского Китая. Религиозный аспект конфуцианства состоит в поклонении Конфуцию, его потомкам и ученикам, Небу, совершении ритуалов и жертвоприношений.
Главной темой конфуцианства являются общественные отношения и их гармонизация. Одним из основных понятий является Цзюнь-цзы - Благородный муж, стать которым должен стремиться каждый конфуцианец. Цзюнь-цзы человеколюбив, сострадателен, любит учиться, обладает чувством долга, сыновней почтительностью, знает этику и ритуалы.

На это раз обнесены были следующие источники:
http://infokitai.com/religiya-v-kitae.html
Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейа, 2003, с. 15-29 - кстати о-о-очень интересная статья. Я бы советовала ознакомиться полностью.

Китай, Кетополис

Previous post Next post
Up