Когда в 20-е годы в кинематографе Европы в той или иной форме бушевал авангард (не так важно, что под этим конкретно понимать, для наших целей достаточно сказать, что это было нечто небанальное, лежащее в стороне от мэйнстрима и реализма), консервативная Британия осталась в стороне. Вообще говоря, история немого кино Британии для меня пока загадка - неужели там уж не было совсем ничего, достойного внимания? Но, так или иначе, в 30-е годы положение несколько изменилось и довольно неожиданным образом. Поскольку авангард зародился в Британии в недрах General Post Office (GPO), когда там было создано киноподразделение - Film Unit. GPO означает именно то, что означает - Почтовое министерство Британии, один из важнейших имперских институтов, в котором работало около 230 000 сотрудников.
Но до GPO была другая организация - Empire Marketing Board (созданная в Великобритании в 1926 г. с целью содействия торговле и взаимопониманию между странами Британской колониальной империи), которую возглавлял Стивен Таллентс. EMB выпускал плакаты, занимался научной деятельностью, но Таллентс был киноманом и поклонником Довженко, и всячески хотел развивать кино. И его поддержал в этом, в частности, Киплинг :) Таллентс пинал Казначейство, а тут к нему пришел с рекомендательным письмом от его знакомого молодой человек, представившийся Джоном Грирсоном. Грирсон недавно вернулся из США, где изучал кино, познакомился с Флаэрти и мечтал развивать документалистику в Англии. И завертелось.
Грирсон снял на EMB один фильм (во всяком случае, сохранился один) - Drifters (1928), есть на рутрекере. Но производство фильмов в широком смысле интересовало Грирсона куда больше, чем непосредственно режиссерская работа. Когда в 1933 г. EMB закрыли, Таллентс организовал переход Film unit в GPO (где Таллентс стал Главой по связям с общественностью), и они с Грирсоном продолжили свою деятельность там. Грирсон не снимал (во всяком случае, официально) на GPO Film Unit - но именно он отвечал за политику подразделения, был продюсером, приглашал сотрудников. Он покинул GPO в 1937, а в 1939 уехал в Канаду и стал развивать документалистику там.
Хотя Грирсон и приветствовал эксперименты с изображением и звуком, авангард он по большому счету не поощрял ( слово "эстетика" и вообще было для него ругательным). Главной своей задачей Грирсон видел просвещение масс с целью показать, что британское общество - едино, и рабочий класс - тоже люди. То есть, он придерживался довольно-таки левых взглядов, как, впрочем и Таллентс. Это было тогда довольно модно.
К 30-м годам (то есть, с существенным опозданием относительно Европы) в Англии стала формироваться кинематографическая среда - общества, журналы и даже сам BFI. Еще в 1925 г. в Лондоне было создано Film Society, объединившее киноманов, в 1927 г. был основан журнал Close-Up, уделявший особое внимание авангарду, а в 1932 г. вышел первый номер журнала Sight and Sound. В следующем, 1933 г., был основан BFI. Именно благодаря Film Society англичане смогли наконец-то увидеть в 1925 г. "Броненосец Потемкин", запрещенный ранее цензурой за коммунистическую агитацию. Цензура в Англии была очень строгой, но для всевозможных обществ, то есть, для ограниченного проката, делались послабления. В рамках деятельности общества были показаны и другие "авангардные фильмы", а в 1929 г. Англию посетил Эйзенштейн. Постепенно Англия как кинодержава стала выдвигаться вперед.
И в GPO Film Unit потянулись люди. 30-е годы - это время прихода звука, и, соответственно, время удорожания кинопроизводства и его монополизации. Мало, кто мог позволить себе снимать некоммерческое кино. GPO мог. Конечно, это не значило, что режиссеры могли творить без оглядки на кого-либо, совсем нет. GPO был правительственной организацией, соответственно за кинопроизводством, как и за прочей деятельностью GPO был правительственный контроль. Да и денег на кино выделялось не то, чтобы слишком много; так, например, были закуплены самые дешевые звуковые системы. Но все же, можно было снимать, не особенно заботясь о рынке; а Таллентс и Грирсон поощряли эксперименты.
В качестве человека, который должен был продвигать звуковое кино, был приглашен Альберто Кавальканти. Бразилец по происхождению, он в 20-е годы работал во Франции (как с л'Эрбье, так затем и самостоятельно) в рядах авангардистов, хотя особенно выдающимся среди них и не был. Кавальканти стал одним из главных режиссеров и продюсеров GPO Film Unit, и, вероятно, именно благодаря ему там в определенной степени прижился авангардный дух.
Подавляющее большинство продукции GPO Film Unit служило вполне прикладным целям - либо обучающим (как, например, очаровательная "Телефонная фея" Уильяма Колдстрима - The Fairy of the Phone, 1936 - которая учит англичан пользоваться телефоном), либо рекламным (как абсолютно шизовые мультики известного авангардиста Лена Лая, новозеландца по происхождению, рекламирующие удешевление почтовых отправлений - Colour Box, или призывающие опускать письма в ящик до 14-00, чтобы "попасть в ритм" - Trade Tattoo), либо прославляющим GPO (как North Sea, освещающий героическую роль подведомственных GPO радиостанций, поддерживающих связь с рыболовецкими траулерами в море). Однако находилось место и любимой теме Грирсона - чисто социальной; но тут, как правило, обходилось без авангарда, кроме, разве что, Coal Face (1935).
Как видно, вокруг GPO Film Unit собралось множество творческих людей, которых мы знаем не только и не столько по их вкладу в британскую документалистику 30-х. И в первую очередь здесь, наверное, выделяются аниматоры. Среди них упомянутый выше Лен Лай (который, конечно, работал не только в анимации), разрабатывавший технику рисования непосредственно на пленке. Да, мультфильмы GPO Film Unit часто были цветными! Лично мне шиза известного (в будущем) авангардиста Лая не очень близка, а вот The HPO - "силуэтный" фильм известного немецкого аниматора Лотте Райнингер - очень даже симпатичен. Известный (в будущем) канадский аниматор Норман Макларен снял для GPO Film Unit четыре фильма: Book Bargain (1937), Mony a Pickle (1937), Love on the Wing (1938), News for the Navy (1938).
Известный (в будущем) художник сэр (в будущем) Уильям Колдстрим, возглавивший (в будущем) BFI, снял для GPO Film Unit прикольную Телефонную фею, упоминавшуюся выше. Великий (в будущем) поэт Уистен Хью Оден работал на GPO Film Unit 3,5 месяца и написал тексты к ряду фильмов, а не менее великий (в будущем) композитор Бенджамин Бриттен - музыку. Впрочем, кроме Бриттена, музыку для фильмов писали и другие известные (в будущем) композиторы - Арнольд Бакс, Ральф Воан-Уильямс, Брайан Исдейл и (недолго) Морис Жобер.
Ну и, конечно, на GPO Film Unit работал главный (в будущем) британский документалист Дженнингс. Говорят, Грирсон не очень ему доверял. Самый известный фильм Дженнингса времен GPO - Spare Time. Это фильм про то, как британские рабочие проводят свое свободное время. Фильм снимался в трех районах, связанных с тремя основными видами промышленности: Шеффилд (сталь), Манчестер и Болтон (хлопок), Южный Уэльс (уголь). Но здесь впервые отчетливо виден фирменный стиль Дженнингса по работе со звуком и изображением (на который сильно повлияла советская школа монтажа). Звуковой ряд очень слабо связан с визуальным, зрителю предоставляется возможность выстраивать свои ассоциации самостоятельно (это я почерпнула из статьи, фильм сама пока не смотрела).
Деятельность GPO Film Unit во многом подготовила расцвет английского кино, начавшийся в 40-е годы, но расцвет этот случился ценой ухода в реализм и мэйнстрим и отказа от авангарда. Этому способствовало много причин. Грирсон уехал в Канаду. Левые идеи теряли свою популярность по мере того, как все яснее становилось, что представляет собой сталинизм. Ну и, наконец, пришла война - очень реалистичная вещь. GPO Film Unit было преобразовано в Crown Film Unit, и стало делать учебные и поддерживающие дух военные фильмы.
Но так или иначе дело GPO Film Unit жило, если и не побеждало, и интересно проследить некоторые связи. Линдсей Андерсон постоянно говорил, что многим обязан Хэмфри Дженнингсу. Уильям Колдстрим в 60-х возглавил BFI, и активно участвовал в организации факультета кино в Слэйде, который возглавил Дикинсон, повлиявший в свою очередь на целую плеяду английских режиссеров, в том числе и на Дерека Джармена. Поляки Stefan and Franciszka Themerson посетили Британию в 1936 г. и увезли с собой несколько фильмов GPO в Польшу. И так далее.
Ну и напоследок, о том, как не сложилось сотрудничество GPO Film Unit и Дрейера. По уверениям обоих биографов Дрейера летом 1933 г. он отправился в Лондон по приглашению Кавальканти. Сам же Кавальканти рассказывает о том, как он и Грирсон предложили Дрейеру написать сценарий и затем поставить фильм «Северное море» («North Sea»):
«Я пригласил Карла Дрейера приехать к нам и представил его Грирсону, который немедленно, почти что в манере Муссолини, постановил, что Дрейер должен снять «Северное море». Дрейеру были даны материалы о реальном происшествии, он взял их с собой и написал сценарий. Я прочитал сценарий, и отказался иметь с ним дело дальше. Возможно Дрейер, как режиссер, обладал многими достоинствами, но чутья документалиста у него не было. Например, когда эти суровые шотландские рыбаки видят спасенный траулер, он заставил их обливаться слезами! Вы можете это представить? Я здорово поругался с Грирсоном из-за этого, но, к счастью, Дрейер нашел другую работу, и эта история не имела продолжения» .
Фильм в результате вышел в 1938 г. и был снят другим режиссером, Гарри Уоттом. Если Дрейер действительно был в Англии летом 1933 г., странно, почему съемки фильма были отложены так надолго. С другой стороны, упоминание о новой работе Дрейера, скорее всего, действительно относится к его проекту в Сомали в 1934.
При подготовке этого поста использовалась статья:
http://anglisztika.ektf.hu/new/content/tudomany/ejes/ejesdokumentumok/2008/Cunningham_2008.pdfВоспоминания Таллентса:
http://www.jstor.org/stable/20686981http://www.jstor.org/stable/20686986http://www.jstor.org/stable/20686996