Feb 13, 2006 13:47
Посмотрела на выходных предпоследний из несмотренных мною еще фильмов Джармена (если не считать Blue).
Очень понравилось.
Почему-то этот фильм называют театральным, хотя, на мой взгляд, он очень даже кинематографичен. Не сделаешь в театре вот такой абсолютно черный фон, выделив только нужные фигуры и один-два предмета, чтобы обозначить действие. Тенебризм, доведенный до абсолюта. Так можно только на картинах или в кино - у Джармена. Декорации практически отсутствуют, герои никогда не меняют костюмов, если Бертран Рассел первый раз появляется на экране в красной мантии, так он в ней и остается до конца. Да и цвета на экране очень ограничены по количеству и подчеркнуто чисты по составу. Фильм-картина, очень продуманный с художественной точки зрения.
Не знаю, насколько Виттгенштейн Джармена похож на настоящего. Про которого я знаю только, что был он философом, отрицавшим ценность и смысл философии (с чем я легко соглашусь :)), однако являвшимся профессором Кембриджа по философии же, причем активным - возглавлявшим философские кружки и сообщества. При этом он был большим авторитетом в философских кругах и размахивал кочергой в сторону оппонентов на философских семинарах.
Эту знаменитую сцену с кочергой Джармен, кстати, нам не показывает. Потому что его Виттгенштейн - совсем другой. Это явно психически ненормальный человек, каким и должен быть гений. Человек, которого не понимают окружающие, и страдающий от этого. Человек, который в свою очередь не может понять других - и страдающий от этого тоже. Рассуждающий о коллективном - и глубокий индивидуалист, где-то даже с признаками аутизма. Стремящийся к идеалу, и натыкающийся на реальность. Бесконечно далекий от меня по мировоззрению и жизненной позиции, и все же вызывающий сочувствие.
На мой взгляд, один из лучших психологических портретов в кино.