Информация о том, как это было в то время, когда София была музеем, взята из книги Сергея Иванова "В поисках Константинополя".
Итак, вход теперь через нартекс, где он и был изначально. А не через экзонартекс, как было в музейные времена.
Нартекс практически не пострадал. Мозаика 10 века с Богородицей, Константином и Юстинианом на месте:
Царские врата с мозаикой со Львом VI и Христом целы:
Ямку в мраморном полу слева от Царских дверей, протертую коленями грешников, исповедовавшихся утраченной ныне иконе, можно увидеть.
Дальше в соборе начинаются ковры. Соответственно, в самом соборе вырезана только дырка для омфала.
Левый неф собора отгорожен под женское отделение. Пройти туда можно, меня никто не остановил.Там находится единственная уцелевшая реликвия - колонна Св. Григория. Огороженная так, чтобы было не дотронуться.
Алтарная часть тоже отгорожена веревкой, проход только для молящихся мусульман:
Но, в принципе, там и так все видно.
Богородица на алтарном своде закрыта занавесками:
Якобы рука Мехмета, отпечатавшаяся на стене, находится в огороженной зоне (правый неф, передняя часть). Зачем огорожено - непонятно. Но можно зайти за ограждение и посмотреть, охранника всего два и они туда не смотрят:
Галереи второго этажа закрыты. Совсем. Соответственно, все, что на них, недоступно. А именно там рамполагается большая часть мозаик, включая Деисуса. Три мозаики в тимпанах тоже с первого этажа не видны.
В экзонартексе все, кроме узкого прохода, огорожено. Хотя, все предметы, упомянутые С. Ивановым, остались, но к ним не подойти. Вот, например, саркофаг:
Но все равно София производит неизгладимое впечатление. И теперь она открыта в том числе и рано утром и бесплатно. Воспользуйтесь этим и приходите часам к 8 - народу вообще нет.