«Где изучается Ригведа - там успех, там победа».
Игра зашла, и это несомненно. В такие игры играют упороты вроде тех, кто второй год, как мы, вывозит на полигон реальную оперу и балет, и в жутких нечеловеческих условиях танцует на пуантах и поет академвокалом (кто знает, тот понял). А когда игрок упарывается серьезно и сознательно, то как правило получается хорошо. Потому, что это боль-боль-боль и почти жертвоприношение.
Что можно выразить куда короче - игру делают игроки, а насколько им удается пропустить через себя и выразить замысел - это уже зависит от того, насколько они поняли про что игра. Сериал нам в помощь - эпично и красиво, и слезищи с кровищей. Ну, и книжки почитать не вредно:)
Бытовое.
Включать быт в игру я умею, а здесь это просто напрашивалось. Похвалю себя - Наташа молодец, Наташа умная, потому как привезла на себе все - горелку, котелки, газ, тентик и светодиодный диск (остался в Мадре, потому как там тоже нужен был большой свет). А еще - батон колбасы в личной заначке. Потому как упоротые Пандавы решили вкушать на полигоне настоящую ведическую пищу, и все было бы хорошо, если бы она не готовилась так долго. А Пандавы скакали по полигону зайчиками. Но мой персонаж был из Мадры, а Мадра была чоткая, потому хозяйство было организовано, и кто ощутил, что без белка не может, получал белок, а потом привезли быстрых намазок и лаваш, и жизнь стала прекраснее. Но у нас таки был ведический вкусный рис со всякими добавками, и ладду, и масала, и все такое изысканное. Признаюсь честно и со стыдом - меня на такое не хватило бы, так что спасибо сестрице Кунти и матушке Амбике. И Драупади, конечно, которая вполне законно переняла готовку (и началась еще одна боль, потому что и в этом я уже не была нужна сыновьям!).
О Семье
Я очень боялась, что не смогу сыграться с Пандавами. Знакомы мы были, но вместе не играли никогда. И я очень благодарна всем, что ощущение семьи у меня возникло очень скоро. Возможно, вы разочаровались во мне, но я в вас - нет. И, конечно, огромную ценность имело восстановление старых знакомств и обретение новых. Я всем все уже сказала лично на полигоне, выворачиваться наизнанку не люблю, потому в этой саге больше речи об этом не будет.
О персонаже
Первая роль. Игра в боль.
Я играла Мадри, персонаж не сюжетообразующий, как мне сказали в самом начале, так что хошь - дохни, хошь - нет. Это, конечно, правда, хотя осознавать себя деталью декорации обидно, будем честны. Мадри нужна только для того, чтобы породить близнецов и угробить мужа, а далее - свободна. Я все же решила, что ехать за тридевять земель, чтобы канонически откинуться в первые же сутки как-то противно и решила пожить.
Я не буду про переживания. Только факты, остальное останется за кадром. Эмоционального стриптиза не люблю. Но меня хорошо перетряхнуло.
Все было по плану. Вышла замуж. Родила близнецов. Стала причиной смерти мужа, мы с Панду пошли против проклятия сознательно. Были любовь и страсть, и плевать было на расплату.
Выведала у Кунти, почему она не позволила Мадри родить сына от Сурьи. Конечно же, по приметам сказала ей, кто мог быть ее потерянным сыном, и направила куда надо. Как развивался этот сюжет - не отслеживала.
Мучительно прочувствовала взросление сыновей и их неизбежный уход от матери. Испытала адскую гордость за Накулу и Абхиманью, который оказался мой внук, именно мой!
Прочувствовала острую тоску на двух пуджах в Хастинапуре, когда мы, старшее поколение, сами уговаривали себя, что мы - все равно семья, что мы выдержим.
Обрела благословение саптариши Готамы, странное и непонятное, которое сработало по полной, когда надо было снять проклятие с Драупади.
После ухода Бхишмы, Сатьявати и Амбики из Хастинапура тоже покинула этот город и ушла в Мадру.
Выдала замуж племянницу и освободилась от всех задач жизни. Увидела смерть Арджуны в пламени Агни и совершила сати в Мадре. Надеюсь, это было эпично.
Благодарю всех, с кем я прожила первую жизнь.
Вторая жизнь.
Я перестала быть Мадри под вечер пятницы, а на 11 в субботу назначена Курукшетра и все умрут. То есть, родиться я успею, но повзрослеть - ну, с трудом. А забрахмачариться, чтобы принести пользу - вообще никак. Можно забить и проспать в палатке. Но это же просто горе, вы понимаете, лишиться причастности к игре вообще. Я понимаю, что всем не до возни с отдельным «никто и звать никак», который пытается привлечь к себе внимание в неподходящий момент, когда всем - на Курукшетру и все мысли - там.
И тогда я решила отдаться на волю судьбы, и как покатит. Я потеку как вода, и кто поймает поток - поймает, кто не поймает - того я обтеку.
А тут начинаются игровые сложные щи. Потому как игра-то была не про кучку боли-боли-боли, а про дхарму (я так поняла). А в прежней своей жизни я накушалась разнообразной взаимоисключающей дхармы полной ложкой и перестала ее понимать вообще. Надо сказать, что вывел меня из ступора разговор с Ямараджем. Во-первых, это было очень интересно и довольно нетривиально (я бывала во многих играющих мертвятниках, и мало где было действительно интересно и не приходилось играть в поддавки). Более того - там была Беседа. И не просто так - баю-бай, не плакай милый, вновь родишься баобабом. Именно там мы с Ямараджем нашли мгновение единого языка и понимания, и я на уровне дрожи в позвоночнике поняла суть Дхармы. Не личной дхармочки. Было ощущение, символ и ситуация, которые позволили заякориться за этот момент и пойти дальше. Про то, что получилось - в самом конце, цензурно и литературно.
Про игру вообще.
А теперь вылезем из истории и посмотрим на нее сверху. Все нижеследующее - ИМХО и не претендует на истину в последней инстанции.
Дикая плотность событий в первый вечер и вялая размазанность на последующие два с половиной дня - плохо.
Понимание дхармы в игре логично перетекло в хорошо обоснованную готтентотскую мораль либо в тупую упертость. Праведника не было ни единого, что нормально. ОБВМ для мальчиков - ОбщеБхаратские Войсковые Маневры - перевесили все остальное, и в логические и сюжетные дырки набежали аватары с указаниями, как следует жить, потому как все свернуло ХЗ куда. С учетом того, что у богов с дхармой тоже отнюдь не все шоколадно, получилось странно. Я понимаю, что в контексте мира это нормально, но в контексте игры получилось ненормально. Это воспринималось как вмешательство мастеров в игру. Я не знаю рецепта, но это явно требовало совершенно иного отыгрыша, чтобы поверилось. Чтобы игрок, сцука такая, действительно не говорил - ба, да это мастер что-то крутит, а не думая грохнулся мордой в пыль и внимал божеству. Тут что-то надо менять в консерватории. Пока не знаю.
И еще - мне показалось, что можно было перекинуть при небольшом напряге некоторые линии на других игроков, а не запинывать ногами в нужном направлении тех, кто либо не тянул, либо не желал. Опять же - это мое ИМХО и, возможно, я не права в своей оценке, но она внешняя, что вижу, то пою.
В результате получилась битва не за дхарму, как было заявлено, а ХЗ за что, даже не богов против людей и людей против богов, а всех со всеми - просто чтобы было, и чтобы покончить с мукой непонимания. Разборки богов на поле Куру мне лично было сложно воспринимать серьезно, потому, что театр получился плохой, уж простите, я в этом отношении совсем-совсем нетолерантна. Либо должен был быть другой загруз игроков, всех в целом, или действовать проще, что ли. Потому как сознание ставило заслонку, и оставалась картинка драки богов по какой-то своей причине, и причем тут люди? Простомясо. Связь событий была утрачена. Получилась игра про свадьбы, клятвы, проклятия и боль-боль-боль, но не про дхарму. Правда, понимающих дхарму как таковую всегда бывало полторы штуки на югу, если не на кальпу.
А теперь про людей, с которыми прожили игру.
Мне важны были все, так или иначе.
Всем жителям Мадры. У вас был дом, куда я могла вернуться после боли-боли-боли в окружающем мире.
Шалья - ты был предметом моей гордости, брат. Ты великий воин. В ипостаси Дхармападлы (прости, не могу удержаться) ты был вообще космичен и страшен. И всегда у тебя в глазах прыгали ракшасики.
Племянница Виджая - ты очень хороший игрок. Мне было приятно.
Брахманы - спасибо за юмор, спокойствие и уют, и рефлексию в предпоследнюю ночь. И, конечно, за помощь в свершении сати.
Мадра не ждет, Мадра платит долги, Мадра не меняет слова!
Мне всегда очень ценны семейные связи на игре. И всегда немного стремно, когда игроков знаешь на слух, но сама не играла вместе никогда. По-моему, у нас получилось. Спасибо, мальчики, что вы в ущерб своим мужским ОБВМам и игровым более важным событиям находили момент не бросать эту линию и поддерживать мне и Кунти игру. Я всех вас любила.
Кунти - извини, что я троллила тебя Сурьей, сестричка. Ты была такая уязвимая, несчастная, и отчаявшаяся, что всегда хотелось тебя обнять и погладить, но я не делала этого, чтобы не обижать тебя. Как могла, толкнула линию с Карной. Что вышло - не знаю. Извини, если что.
Драупади. Эстетически я наслаждалась, глядя на тебя - это безотносительно игры. Ты безусловно очень сильный игрок, и эпическую театралку можешь как никто. Мне очень жаль, что не получилось того, чего ты хотела, что все были слишком котики, чтобы таскать тебя за волосы и унижать, да и не за что было. Я понимаю, что твою роль в ее первозданном виде практически похоронили, и мне обидно за тебя, но так вышло. Я не могу принять трактовку «вся семья меня предала», потому, что твоя семья - это не только твои мужья, но и дети, и матери. А они-то тебя приняли, мать Кали. Эти слова были несправедливы. Я очень рада, что познакомилась с тобой благодаря этой игре, и это знакомство для меня имеет очень большую ценность.
Я стремалась по роли царской семьи Хастинапура - я же угробила Панду, да и вообще. Но две пуджи, проведенные на закате, когда мы отчаянно пытались уверить себя, что все хорошо, создали горестное ощущение единства накануне катастрофы.
Принцы-кауравы. Вы были такие трогательные и славные, особенно Дурьодхана, Маходара и Викарна - единственный, кто без рассуждений согласился мне помочь умереть. Всех благословляю:)
Ямарадж, ты был очень хорош. Можно сказать, ты мне сделал вторую роль и помог логически спокойно выйти из общебхаратской игры.
Дед Бхишма был эпичен в обеих ипостасях. Вы там харизму, что ли, друг другу как знамя передавали? Колитесь!
Дрона был, на мой вкус, слишком мягок и, не побоюсь этого слова, толерантен. Вообще, толерантность - язва наших ролей. Но поговорили мы хорошо, все же некоторое время Мегханада был твоим учеником. Надеюсь, не худшим.
Свати, ты была лучшей матерью. Ты сразу накормила голодного ребеночка вкусным салатиком, мясиком и картошечкой, и вообще ты так обо мне заботилась даже накануне Курукшетры, когда понятно, что метаться поздно.
И, конечно, царевич Нишадха. По-моему - лучший игрок на поле Куру, и, думаю, все согласятся со мной.
Я не могу перечислить всех, но вы мне бесконечно дороги, спасибо всем большое.
И немножко литературщины, как без нее.
Вторая роль. Мегханада.
Я родился в ночь Дурги, нарекли меня в час восхода кровавой луны, и имя мне дал мой дед Вишвамитра. Меня назвали Мегханада - «громогласный». Так звали сына Раваны. Мой отец - Каумодака, Брат Булава, воплощенное оружие, моя мать - Свати, дочь Вишвамитры, лучшая из матерей.
Я родился кшатрием, но гороскоп мой говорил, что я стану великим учителем, великим целителем или великим музыкантом. Все эти три качества не принадлежат к области качеств кшатрия - это качества брахмана, вайшьи и шудры. Меня дважды не приняли в ученики, потому что я - кшатрий. Моя мать была огорчена и растеряна, и я сказал ей - будь что будет, я сам пойду искать себе наставника. Во мне сохранилась смутная память беседы с Ямараджем и я знал, чего я хочу.
Я решил, что буду испытывать своих будущих наставников.
Так я пришел к тому, кто всегда обучал всех кшатриев. Конечно же, это был Дроначарья. И я задал ему вопрос - чему ты можешь научить меня? Дроначарья рассказал, что он может научить кшатрия тому и тому, но это был не тот ответ. Потому я спросил второй раз - ты видишь мой гороскоп, Дроначарья. Ответь мне еще раз - чему ты можешь научить меня, Дроначарья? Он заговорил о танце с оружием, о музыке боя - но это был не тот ответ. И я в третий раз спросил - чему ты можешь научить именно меня, Дроначарья? Если бы третий ответ оказался неправильным, я не стал бы искать наставничества Дроначарьи. Но все же Дроначарья почти угадал - ведь можно быть правителем и не сражаясь. Здесь нужно совсем другое. Вот так мы поняли друг друга, и Дроначарья сказал, что научит меня пониманию дхармы.
Это произошло очень быстро. Потому, что пришел Сахадева, и за какие-то минуты в общей беседе мы пришли к пониманию дхармы, просто переведя его с языка Ямараджа на язык Сахадевы, и та самая дрожь в позвоночнике лишь подтвердила правильность выводов. Я предложил Сахадеве дружбу, и он принял ее. Мне больше нечего было перенять у Дроначарьи, поскольку я видел путь. А ему настала пора идти на битву.
Я сидел, смотрел и познавал поле. Я был спокоен и полон сожаления, потому, что эти люди были заключены в маленькие гробики личной дхармочки, скрепленные обетами, клятвами, родством, ненавистью и любовью. И все они были заранее мертвы. Они умирали, их боль выплескивалась на поле, на поле плясали боги, тоже в цепях собственной дхармочки. Так должно было быть. И тут я ощутил, что по ноге что-то щекотно ползет. Это оказался кузнечик. И внезапно я понял, что все, что происходит здесь и сейчас - лишь слепое копошение кузнечика в необъятных дхоти Брахмы.
Потом что-то случилось, и все мы оказались совсем в другом месте. Но я знал, что мой путь открыт, я знал, куда я иду и кем я стану - ибо я познал поле. Я увидел Дроначарью и подошел к нему, если так можно сказать - в этом месте все иначе. Я сказал:
- Гуру Дрона, я закончил свое обучение. Я знаю, кем я буду. Я буду чакравартином. Я изменю понимание дхармы. Ты будешь гордиться мной, где бы ты ни был.
- И имя твое будет Ашока, - рассмеялся гуру Дрона (если можно так сказать - рассмеялся, в этом месте все иначе).
- Согласен. Рожденный без боли - хорошее имя. Я хочу рассказать тебе притчу о кузнечике, гуру. примешь ли ты эту притчу как гурудакшину?
- Да, это прекрасная плата.
Так мы расстались. Я знаю, что встречу их в будущей жизни - Сахадеву и Дроначарью. Потому, что так показала карта, выбранная мной в обители Ямараджа, и только теперь я понял ее смысл. Колесо сансары повернется - и наши пути сойдутся.
Но колесо сансары поверну я - чакравартин.
На этом все. Не стесняйтесь говорить мне хорошее, если у меня что-то получилось, я человек закомплексованный и сомневающийся, мне надо, чтобы меня хвалили и любили:)