(1) В статье о. Михаила Желтова "Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность" сказано:
Вероятно, с этой же идеей (особой сакральности - illus.) была связана и традиция облачения Патриарха в две епитрахили
- одна одевалась, как обычно, а вторая была нашита на патриарший саккос; эта традиция была также оставлена при Никоне.
Между тем, как известно, Александрийский первосвятитель удостоился титула «Судии вселенной», получив право носить 2 епитрахили и тиару (
http://www.pravenc.ru/text/82070.html), а затем Александрийский патриарх Мелетий заметил Русскому патриарху: «Тебе за твои подвиги следует быть увенчанным двойною диадемою: одну имеешь ты от предков, свыше... другую же представляем тебе мы. Эта диадема (головной убор) дана святым Ефесским Собором, бывшим при достославном самодержце Иустиниане, апостольскому престолу Александрийскому, и ею по примеру святейшего папы старейшего Рима одни только предстоятели Александрийской Церкви имели обычай украшаться».
Очевидно, эти двойная диадема связана с двойной епитрахилью, возможно, просто опечатка, в которой разобрались.
И, вероятно, это имеет отношение к признанию статуса Москвы как третьего Рима (см. по примеру святейшего папы старейшего Рима), которое уже было получено ранее от Константинополя.
(2) По поводу правки праведного жертву водою попалил еси,
которая до Никона звучала так, что праведного жертву и воду попалил еси, указывая на жертву Илии. Текст же после правки опирается на 2 Макк., гл. 1, 19-23, жертву Неемии, действительно попаленную водой. Я нашел некоторое подтверждение тому, что греки понимали это так же, как мы сейчас и при Никоне: Николай Кавасила в "Слове на Вознесение" пишет (БВ№10, стр. 133): Спаситель как прежде, явив в воде пламя и возжегши огонь посредством того, что может затушить его, показал Себя Владыкою огня. Здесь явно указано, что огонь был зажжен посредством воды, что пламя было явлено в воде - это указывает на то же самое прочтение; наверное, Кавасила опирался на богослужебный контекст. Во всяком случае, это показывает что подобное сравнение было употребительно.