Вопрос прост: является ли свет огненного столпа, водившего евреев по пустыне, светом триипостасного Божества, обоживающей энергией, светом Фавора?
Я если не является, чем является?
Вот известные мне на эту тему цитаты:
(1)и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном (Числ. 14:14)
(2)Служба Преображения:
Моисей, на мори пророчески видев / облаком и столпом древле огненным славу Господню, вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим.
...
Столп огненный - Христа преобразующуся, / облак же - яве благодать Духа, осенившую на Фаворе, / предсказаша явленнейше.
(3)Из прп. Серафима по воспоминаниям Мотовилова:
Евреям являлся столп облачный и огненный, путеводя их в землю обетованную, и сие было не что иное, как та же самая благодать Духа Святого
http://www.apocalyptism.ru/Seraphim-1.htm(4)Но и еще многими светами украсим наше слово. Свет был и явившееся Моисею во огне, когда видение это опаляло, но не сжигало купину, чтобы и естество показать, и силу явить. Свет - и путеводившее Израиля в столпе огненном и делавшее приятную пустыню. Свет - восхитившее Илию на огненной колеснице и не опалившее похищаемого. Свет - облиставшее пастырей, когда довременный Свет соединился с временным. Свет - и та красота звезды, предшествовавшей в Вифлеем, чтобы и волхвам указать путь и сопутствовать Свету, который превыше нас и соединился с нами. Свет - явленное ученикам на горе Божество, впрочем нестерпимое для слабого зрения. Свет - ослепившее блеском Павла видение и поражением очей исцелившее тьму душевную. Свет - и тамошняя светлость для очистившихся здесь, когда воссияют праведники как солнце (Мф.13:43), и станет Бог посреди них, богов и царей, распределяя и разделяя достоинство тамошнего блаженства. Кроме этого, свет, в собственном смысле, есть просвещение Крещения, о котором у нас ныне слово и в котором заключается великое и чудное таинство нашего спасения.
Свт. Гриорий Богослов, слово на Крещение Господне:
http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/slova/40.htm(5) Может быть, кто-либо спросит: как же соединились огонь и облако, состоящее из естества водного? Как один не препятствовал другому? Каким образом облако не угасило огня, или огонь не иссушил облака? На это отвечаем: Сам Господь творил здесь эти чудеса, а в чудесах всегда усматривается то, что они совершаются сверх естества. Не чудо то, что совершалось бы по естеству, и никто тому не мог бы удивляться, а чудо - это то, что совершается сверх естества, и все тому дивятся. Сверх естества сделал Бог из трех дней одну ночь для устрашения египтян. Сверх естества претворил воды в кровь. Сверх естества разделил море и показал в нем сухой путь людям. Сверх естества же соединил в одном столпе и облако водное с огненной стихией, чтобы видели люди чудеса Его и веровали в Него. При том же среди столпа сего был Сам Бог, как это явствует из Писания: Сошел Господь в столпе. И Моисей говорит Богу: «Ты идешь пред ними в столпе облачном днем, и в столпе огненном ночью» (Числ. 14, 14). И так как Сам Бог пребывал среди столпа сего, то облако водное и огонь находились в мире; присутствие Божие примиряло непримиримые вещи.
свт. Дмитрий Ростовский
http://www.golden-ship.ru/knigi/3/dimitriy_rostov_pouch1.htm#_Toc223867018 Из этих цитат я не могу сделать никакого вывода
Вопрос возник в связи с моей дискуссией с mondios, но мне кажется, в нем есть и отдельный интерес.