Исходный вопрос

Mar 27, 2011 11:31


Очередной раздел из книги Л. Карфиковой " Григорий Нисский"

«Совершенство (τελειότης) во всем другом, что измеряется чувством, ограничивается каким-либо известными пределами … О добродетели (ἀρετή) же узнаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства - не иметь самого предела. Даже сам сильный и высокий разумом божественный апостол в течении своем поприщем добродетели никогда не останавливался, простираяся в предняя (Флп 3:13), потому что небезопасна ему была остановка в этом течении. Почему же? Потому что всякое добро по природе своей не имеет предела, ограничивается же приближением к противоположному, например, жизнь - к смерти, свет - к тьме. И вообще всякое добро оканчивается всем тем, что представляем себе противоположным добру. Как конец жизни есть начало смерти, так и остановка в течении поприщем добродетели делается началом течения по пути порока. Поэтому не лжет наше слово, утверждая, что в добродетели достижение совершенства невозможно». [1]


Этими словами Григорий начинает одно из своих самых известнейших произведений, посвященных христианской духовности, Житие Моисея. Здесь вкратце очерчена вся духовная программа Григория и ее библейское и спекулятивное основание.

Григорий представляет человеческую жизнь как постоянный бег, постоянное путешествие, постоянное движение. Опирался он при этом на свою любимую цитату из посланий Павла (Флп 3:12-13), [2] где апостол говорит о постоянном стремлении вперед и забывании прошлого и достигнутого, а также о философском понимании Бога как блага, в котором нет противоположности и которое потому ничем не ограничено, а как неограниченное не может быть и понято. Следование за этим благом хотя и имеет ясную цель, не имеет конца, как бесконечно и само благо. Человеческое совершенство потому для Григория заключается именно в том, чтобы быть постоянно в пути, но никогда не достичь цели; нахождение заключается именно в том, что мы постоянно ищем.

Это отнюдь не значит, что мы бы вообще ничего не находили, но скорее то, что каждое нахождение является порогом следующего поиска. На этой мысли Григорий выстроил и другое свое значительное сочинение, свой комментарий к Песне Песней:

«Вновь постигаемое больше всего постигнутого прежде, однако же оно не определяет собою искомого, но конец обретенного служит началом для восходящих к обретению высшего. И восходящий никогда не останавливается, от одного начала заимствуя другое начало, и начало всегда большего не заканчивается самим собою, потому что пожелание восходящего не останавливается на познанном, но душа, в следствие другого еще большего пожелания, восходя по порядку к новому высшему, шествует всегда от высшего к высшему до беспредельности (τὸ ἀόριστον)». [3]

Целью моей работы является исследование мотива незавершенного и незавершимого человеческого пути в его философских предпосылках и импликациях. В отдельных главах я попытаюсь рассмотреть те сочинения Григория, которые для рассматриваемого мотива имеют значение (О девстве, О блаженствах, Толкование на надписание Псалмов, Об устроении человека, Апологетическое толкование Шестоднева, О душе и воскресении, Беседы на Кингу Екклесиаст, Против Евномия, Житие Моисея, Беседы на Песнь Песней), а также проследить, как Григорий постепенно развивает эту мысль. Во введении я очерчиваю значение Бесконечности в греческом и христианском мышлении до Григория, представляю обзор исследований и кратко описываю жизнь Григория, его произведения и те издания, в которых сочинения Григория доступны.

[1] De vita Moysis I: GNO VII/1, 3,6-4,2.

[2] Этот стих пользовался большой любовью Василия Великого (см. напр. Ep. 42 Ad Chitonem : PG 32, 348c-349a и др.), а также Оригена (см. особенно In Num., hom. 17,4: GCS, Origenes 7, 160,26), которые , весьма вероятно, стали вдохновителями Григория и в этом вопросе. См. об этом, R.E. Heine, Perfection in the Virtuous Life. A Study in the Relationship Between Edification and Polemical Theology in Gregory of Nyssa's De Vita Moysis, Cambridge, Mass. 1975, стр. 241-247.

[3] In Cant. hom. 8: GNO VI, 247,9-18.

переводы, Ленка Карфикова, Григорий Нисский

Previous post Next post
Up