Решила перекопировать сюда то, что запостила в senior-junior community - вдруг мне потом самой пригодится. На память нынче надеятся не приходится :о(
Отчет о поездке по колледжам в июне 2005:
Были в 6 коллеждах: Harvard, MIT, Tufts, Brandeis, Dartmouth, Bowdoin (последний в аж в Мэйне). Выбор, в основном, был обусловлен добытой ребенком и мной информацией о наличии более-менее сильной биологии (за исключением Dartmouth, туда поехали, потому что кто-то советовал как просто хороший университет из Ivy).
Bowdoin и Brandeis - из т.н. "второй группы", т.е. не safety choice, но те колледжи, поступление куда более вероятно, чем, например, в Гарвард.
Первыми были Harvard, MIT, Tufts и Brandeis - поскольку все около Бостона.
1) Гарвард рулит, несмотря ни на что. Самая толковая information session в сравнении со всеми остальными колледжами. Это наше обоюдное мнение. Сыну очень нравится атмосфера там, но это, конечно, очень индивидуально. Он заканчивает частную школу, и это, я думаю, оказывает влияние на выбор "социальной жизни" на кампусе. Overall, думаю, можно сказать, что студенты более раскрепощены и умеют себя вести, уверены в себе и хорошо воспитаны. Что у них там "внутре", конечно, никто сказать не может - может, они там по большей части снобы и гады, но по крайней мере, воспитанные и умеющие себя подать :о)
Касаемо академической части, то никто, конечно, не сомневается, что у Гарварда там все очень неплохо. Большой минус (для нас) - это то, что их принципиальная позиция: студент первого года не должен концентрироваться на конкретном поле деятельности (типа все равно ошибется), ему лучше смотреть вокруг широко открытыми глазами и пробовать все направления, чтобы ко второму году уже иметь более обоснованное представление о том, чем же он будет заниматься. В принципе, довольно разумная точка зрения, но в нашей ситуации несколько ограничивающая, т.к. ребенок хотел бы "сбросить", например, freshman bio - очень скучный вводный курс по биологии, а может, и даже более продвинутый курс. Что очень врядли получится в Гарварде (а также во всех других колледжах, кроме MIT).
Вообще, к засчету, например, AP классов в качестве "отмаза" от обязательных начальных курсов там относятся с большим скептицизмом. Равно как и к студентам, которые полагают, что знают, чем бы хотели заниматься и в чем специализироваться (говорят, что большинство таких студентов плохо представляют работу в выбранной области и большинство же меняют первоначальную установку - что, наверное, имеет смысл).
Интересный штрих, показывающий, насколько много у Гарварда денег - они проводят анкетирование поступивших, с выянением всех подробностей про пристрастия, предпочтения и увлечения, далее анализируют эти анкеты и подбирают "сожителей" каждому - чтобы человеку было комфортно в общаге в первый год, пока у тебя еще не появились друзья. Судя по отзывам студентов, подбирают довольно удачно. Антона это сильно впечатлило - он ведь boarding student и знает, как важно иметь "правильного" roommate.
2) MIT.
Антону очень понравился разговор с профессором (мы везде старались назначить встречу с кем-нибудь из bio department). Тот сказал, что они очень любят студентов, которые уже знают, чего хотят и как-то продвинулись в желаемом направлении (AP классы, работа по выбранной специальности летом и т.п.). В этом смысле нам очень пригодилось (и, возможно, еще пригодится) то, что Антон работет интерном в Rockefeller Unversity (который все биологи, оказыается, хорошо знают) этим летом, в лаборатории проф. Фридмана (которого, как оказывается, знают не меньше, чем сам университет).
Как понял Антон, "сбросить" вводный курс на первом году обучения вполне позволяется, если есть показания для этого. Вместо этого можно взять более продвинутый курс.
Начинать research и работу в лаборатории можно с первого же курса, что тоже большой плюс. Вообще, все, что касается учебной стороны, в MIT было, пожалуй, наиболее для нас интересным, по сравнению со всеми другими институтами.
К сожалению, социальная сторона жизни на кампусе MIT, "атмофера", нам не очень понравились. Начиная с info session, где хорошая, умная, по всей видимости, девушка очень неинтересно и нудно излагала данные, которые уже были изложены в буклете, не добавляя ничего, что могло бы заинтересовать родителей и абитуриентов. Очевидна была неподготовленность как ее, так и материала для ее "выступления" (если только он не готовился ей самой). Такого "живого", что ли, общения, как в Гарварде, не получилось. Даже вопросов задавалось очень мало, что часто говорит о плохом лекторе.
Впрочем, вся нужная информация была, как я уже говорила, в буклете. Ничего более личного она в нее не привнесла, никаких "изюминок" или нюансов мы не узнали.
Студенческая жизнь напрягла Антона больше, чем меня - впрочем, я и не особенно к ней присматривалась, не мне же там учиться :о) Но то, что бросается в глаза - очень много людей в ноутбуками, сидящих в одиночку, что-то читающих на экране и смеющихся в одиночку над прочитанным. На мой взгляд, слишком много "групп" из одного человека :о) Меньше улыбок и открытых взглядов, IMHO.
Район, где располагается MIT, тоже не очень понравился - уж очень производственный. Чуть в сторону от кампуса - какие-то заводы, трубы.. Все-таки не зря, когда мы раньше приезжали в Кембридж, то тусовались вокруг Harvard square, там определенно более интересно.
Очевидно, что это все индивидуально - многим в MIT понравится больше, чем в Гарварде, это все дело вкуса.
3) Tufts.
Очень понравился кампус - туда, по-моему, можно водить экскурсии с интересующимися landscape design товарищами, вроде меня. Tufts находится подальше от Бостона, чем Гарвард и MIT, в маленьком пригородном городке, так что он более изолирован от общегородской жизни и имеет более "private school" окраску.
Антону кампус очень понравился, info session тоже. Меня последняя несколько насторожила. Несомненно, поставлено все было просто-таки профессионально. Профессиональная администраторша из admission office, грамотно отработанная программа выступления, и т.д., и .п. Но иногда мелькало (у меня) ощущение, что уж слишком оно все отработано и профессионально, как на большом собрании в большой компании, где тебя активно и красочно убеждают, в какой замечательной компании ты работаешь, незаметно подсовывая какую-нибудь очередную гадость под видом улучшений и усовершенствований :о) Но это так, ощущение уже post factum. В процессе прослушивания продуманность выступления даже восхищала.
Информации получили очень много, представление, в основном, составили. Осталось несколько сомнений, которые нужно бы проверить:
1. Очень много говорилось о социальной и политической активности студентов. Как-то так выходило, что это там очень превалирует. Они даже выделили это как одну из сильных сторон колледжа. Нужно проверить - найти людей, закончивших Tufts, а то Антон совсем не обладает нужными для такой активности качествами, и ему вряд ли будет там комфортно.
2. По сведениям от знакомого биолога, Tufts в последнее время сильно сокращает фонды на исследования и вообще, находится в финансовой яме. Не знаю, насколько это касается undegrad, возможно, это верно только для graduate и post-doc, но не думаю, что финансы у них настолько независимы друг от друга. В любом случае, это настораживает.
Из не очень важных вещей мне, например, не понравилось то, что до ближайшей станции метро нужно пилить довольно долго. Причем к станции - под гору, а вот обратно, естесс-но - в гору (а мы обратно перлись, т.к. оставили машину у них в гараже и поехали погулять по Кембриджу). А гора-то немаленькая.. В моем состоянии эта задача оказалась на грани невыполнимой, но "мы преодолели". Почему-то сразу вспомнилось детство и Гурзуф :о)
Между прочим, водитель одного из автобусов оказался сволочью еще той: я аж рот разинула, когда мы, стоя на остановке в ожидании подъезжающего автобуса, во-первых, сначал вынуждены были бежать к тому месту, где он остановился (впереди метров на 10-15), а потом стоять и смотреть ему вслед, потому что он и не подумал нас подождать, высадил только какую-то тетку и умотал (причем Антон подбежал практически к самым дверям уже). Ничего подобного я уже давненько не видела, прямо скажем.
Так что мои личные впечатления от Tufts не такие светлые, хотя красоты кампуса многое заслоняют :о)
Антону Tufts скорее понравился, поговорил он с профессором вроде нормально, хотя, опять же, скипнуть начальный курс по биологии вряд ли удастся, не любят они этого.
А да, в качестве деталей - японский ресторанчик (который на пути к метро) паршивый и дорогой (относительно качества).
4) Brandeis.
Overall, оставил очень плохое впечатление. Допускаю, что мы попали не в очень удачное время, но все равно..
Первым делом, Антон пытался поговорить с кем-то из faculty на предмет биологии и возможно research для младших курсов (мы везде пытались такого рода интервью ему организовать, это, в общем, в порядке вещей). При предварительном обзвоне ему было сказано, что точно назначить встречу они не могут, но когда он приедет, то пусть позвонит и договорится конкретно - всегда можно кого-то на капмусе найти. Приехали, позвонили. Оказалось, что в это время года никого на кафедре и в лабораториях нет из профессоров, поэтому они предложили просто пройтись по лаюораториям и посмотреть и поспрашивать народ, кого найдем. Абсолютная ерунда, конечно, поэтому Антон даже не стал пробовать, смысла не имеет.
Сразу создалось ощущение, что там с research плохо, потому что что это за исследования, которые ведутся только во время учебного года?! Правда, тот же самый наш знакомый биолог сказал, что там есть несколько довольно известных лабораторий, так что, возможно, мы до них просто не добрались.
Мы обиделись, но на назначенную на следующий день info session все же решили поехать, чтобы не пропустить чего-то очень хорошего :о) И, в общем, зря, ничего интересного мы там не увидели и не услышали. Довольно серое выступление, ничего особенно хорошего или интересного о школе мы не услышали, кроме той маленькой детали, что женщина, "изобретшая" sexual harassment, то ли заканчивала Brandeis, то ли там работала (или и то, и другое).
Школа была основана как альтернатива для студентов-евреев, которым тогда нельзя было поступать во многие колледжи, принимают они всех, конечно, независимо от национальности, но все равно, процент еврейской тусовки довольно велик. Пожалуй, что нам там понравилось - это еврейские девушки-абитуриентки, весьма симпатичные. Но Антон сказал, что кто он им - гой, и все тут, даже несмотря на отчима :о)
Да, еще одна деталь - кампус маленький, даже непонятно, где там они учатся.
Думаю, что туда подавать Антон вообще не будет, даже на всякий случай. Тем более, что под понятие "safety choice" Brandeis все равно не катит.
Прежде чем продолжить, нужно упомянуть, почему мы выбрали эти 6 колледжей, а то возникают вопросы.
Во-первых, подавать еще раньше твердо решили в три основных: Harvard, MIT, John Hopkins. Это те, куда больше всего хотелось, в соответствующем порядке.
С safety choice к этому моменту еще не определились, думали, может - Connecticut College и Colgate.
Во второй группе (как я говорила раньше, это те колледжи, где тебя возьмут с большой вероятностью, но не совсем "за просто так") были, в частности, Brandeis, Tufts и Bowdoin. Поскольку представление об этих колледжах было весьма смутное, решили их включить. Brandeis и Bowdoin, к слову, были рекомендованы как second choice Антоновскими преподавателями по биологии-химии.
Dartmouth включили уже в последний момент, поскольку хороший вообще колледж и Ivy, все-таки. Ничего про биологию там не знали. Я решила, что где Massachusetts, там и New Hampshire, можно и заехать. Кстати, сильно ошибалась :о)
Cornell не вошел, бо сильно в сторону от всех остальных, хотя подавать туда, возможно, все-таки будем - типа, опять же, second choice.
5) Dartmouth.
Надо сказать, что он мне понравился заранее - тем, как все по-деловому отвечали на наши запросы и e-mails, - от администраторов до профессоров. Очень быстро и очень четко. Антон, хотя и впечатлился быстрыми откликами со стороны профессуры, но гораздо меньше.
Вообще, нужно сказать, что Дартмут нравится, видимо, более старшему поколению. Мы там уже видели родителей, излагающих преимущества Дартмута своей дочери, видимо, весьма скептически настроенной. И мне кампус и вообще место очень понравились, в то время как на Антона они произвели менее сильное впечатление. Что говорит о том, что, наверное, туда хорошо на post-doc идти :о)
Ехать туда - вот где была засада! Мы ехали из Бостона (из пригорода) около 3.5 часов. Большая часть дороги - пустыня. Ну, в смысле, "деревья вверху, деревья внизу, больше нет ничего в лесу" (почти цитата). Можно выть, можно петь песни, можно сходить с ума - кошмар! Ощущаешь себя реально in the middle of nowhere, это притом, что я не очень городской человек, очень люблю Вермонт и т.п.
Дартмут находится как раз на границе с Вермонтом, что для меня большой плюс. Но - увы! - не мне там учиться! :о(
Городок напоминает смесь Greenwich Village в New York и Harvard square и окрестности в Cambridge. Плюс Вермонт, кто знает, что это такое. Очень такая богемно-спокойная атмосфера. Живая музыка вечером в ресторане, причем, что характерно, очень тихая, разговаривать спокойно можно. Интеллигентные лица вокруг - приятно.
Info session - довольно все по-деловому, не так расслабленно и интересно, как в Гарварде, но все, что нужно, рассказали, особенности продемонстрировали, на большое количество вопросов вполне грамотно ответили. Меня заинтересовал т.н. Dartmouth Plan - учебное расписание, довольно необычное. Антон сказал, что изначально его ввели в связи с недостатком мест в общаге (что до сих пор, как я понимаю, есть проблема; хотя сейчас строятся новые корпуса). Если кого интересует более подробно про учебный план - спрашивайте, напишу.
Кампус обычный, симпатичный, но ничего особенного. Антону очень понравился tour guide - говорит, очень остроумный парень был.
Интервью с профессором Антону не понравилось. Он считает, что биологии здесь маловато, в смысле research довольно тухло.
Кроме того, ему не понравилось, что вся общажная жизнь строится на основе fraternities, а это, говорит, сплошная дедовщина, не люблю, говорит.
До сих пор еще не решил, будет ли подавать.