Сегодня в Думе пройдет рассмотрение "закона об Интернете" во втором, а затем (по всей вероятности) и в третьем чтении. Это означает, что с 1 ноября 2012 года будет создана новая саморегулируемая организация, которая будет следить за контентом в сети.
В чем суть закона? Понимаю, что моя точка зрения в Сети вряд ли будет особенно популярной, но тем не менее, я считаю, что такой закон нужен.
Я в течение 4х лет, пока существовал комитет по информполитике, был сопредседателем рабочей группы по регулированию Интернета, представляя оппозицию. Сначала моим партнером в группе была Ольга Носкова, а затем ее сменил Роберт Шлегель. Наша общая позиция всегда была простой: не допустить принятия "специального" законодательства по Интернету, и не дать возможность никаким органам власти вводить особое "регулирование" Сети. Поэтому мы торпедировали, в т.ч., законопроект РОЦИТ "Об Интернете", как несущий на себе опасность введения госрегулирования и особых правил. Взамен мы с Михаилом Федотовым и Астамуром Тедеевым разработали набор поправок в "обычные" законы - Административный, Уголовный, Гражданский кодексы, которые бы дали возможность бороться с обычными преступлениями (клеветой, распространением порнографии и т.п.), совершаемых с помощью Сети, и наказывать преступников, а не владельцев сайтов или компьютерных сетей, на которых размещают "плохой" контент типа детской порнографии или черного пиара. Однако они умерли в Правительстве. А правоохранительные структуры прессовали провайдеров на предмет борьбы с "плохим" контентом, пытаясь наказывать тех, до кого им проще дотянуться. В то же время Россия стала рассадником киберпреступности.
В итоге осенью прошлого года группа инициативных товарищей из числа акционеров крупных провайдеров, замученная регулярными наездами правоохранителей, инициировала введение саморегулирования в Сети, создав Лигу безопасного интернета. Идея простая - оградить Интернет от вмешательства государства, создав организацию, облеченную доверием ключевых игроков, и которая сама будет фильтровать сеть от "плохого" контента. Сегодня мы принимаем закон, разрешающий такую структуру.
Хотел бы обратить внимание, что ключевые опасности удалось заблокировать во втором чтении. Упоминание об абстрактном "плохом" контенте убрано, и зона действия законопроекта четко ограничена детской порнографией и педофилией. Контактный орган госвласти однозначно определен в лице Роскомсвязьнадзора, таким образом попытки МВД и ФСБ вмешаться отбиты. Наконец, введена процедура убирания сайтов из "черного списка".
Главная проблема, которая осталась - это нерешенный спор о том, по IP или по URL должна проходить блокировка. Я склоняюсь к IP (потому что URL генерируется динамически), но посмотрим, как это будет работать. Поправить тут будет легко.
Можно ли использовать законопроект во вред? Можно. Особенно если позже провести специальные поправки, добавив в зону саморегулирования политику. Но главные опасности, связанные с цензурой: упоминанием экстремизма, терроризма, политики и т.п., Мизулина отбила. Поэтому я бы призвал не поддаваться массовому психозу. Очень плохо, что когда я неоднократно призывал Интернет-сообщество обратить внимание на этот закон, никто не шелохнулся, а сейчас все сильно возбудились. Также очень плохо, что Единая Россия так сильно гонит скорость принятия этого закона, стоило бы массово пообсуждать поправки, прежде чем выносить на второе чтение.
Тем не менее, предлагаю всем прочитать текст закона и высказать конкретные поправки, я готов их внести отдельным пакетом:
http://asozd.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/693A11B3C064880A43257A3700576422/$File/%D0%97%D0%90%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%20%D0%BE%D1%82%207.07.12.%20%D0%90%D0%9F.%20%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81.rtf?OpenElement http://asozd.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/F76D61A06D5DB63743257A1600479905/$File/%D0%9F%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0.rtf?OpenElement