Дешевый рецепт счастья.

Feb 18, 2009 18:31

В комментах к посту Люди против тренингов у нас с andrey_lensky завязалась прелюбопытная дискуссия. Андрей возглавлял оппозицию и сомневался в целесообразности такой формы обучения как тренинг , а я и другие участники параллельно защищали противоположную точку зрения.

По ходу дискуссии я почувствовал, что отвечая на конкретные вопросы выдаю как бы отдельные кусочки известной мне мозаики, оставляя общую картину Хотя было бы правильно начать именно с общей картины.

Ну, логика обсуждения не позволила тогда это сделать и я решил написать отдельный пост на эту тему. Получится, наверное мини-серия. Надеюсь этот экскурс будет занимательным, а в моем журнале появится текст, на который я смогу ссылаться в дальнейшем - на эти размышления крепко опирается мое текущее мировоззрение. Надеюсь мои записи станут чуть более понятны. :)

Краткий исторический экскурс для тех, кто со мной никогда не работал.

На самом деле ниже - вывернутая наизнанку и дополненная за 6 лет версия моего доклада на конференции разработчиков игр в 2003 году. Я тогда сам делал компьютерные игры в компании Нивал Интерактив,( и с тех пор на автомате добавляю) - ведущем разработчике компьютерных игр в России.

Тогда на конференции я рассказывал коллегам по цеху, как они могут использовать всякие наработки в области эффективного обучения, для того, чтобы игры были лучше. Из этого доклада выросла потом статья, две ежемесячные колонки в игровых журналах, интервью для журнала Гарвард Бизнес Ревью и основная часть моего авторитета среди коллег.

За прошедшие шесть лет я понял, что эта информация малоизвестна не только среди разработчиков игр, но и вообще малоизвестна. Что жаль. Ведь по счастливой случайности та же цепочка размышлений приводит к самому простому рецепту счастья и наполненной жизни, который существует на сегодняшний день.

Disclamer или как не стыдно сидеть на шее.

Запчасти для идей надерганы из самых разных источников, я перечитал наверное все книги где встречалось слово «игра» и до которых смог дотянуться. Так что я стою на плечах, вернее сижу на шее у мощных гигантов в самых разых областях. Моя личная заслуга только в том, что я сложил в одном месте два и два и неожиданно получил четыре. Словом не удивляйтесь если встретите в статье картинки и идеи, которые вы уже где-то видели. Скорее всего вы еще не встречали это все в одном месте и в такой связи.

Круг обучения или какая-то другая фигура.

Ну для затравки, типично «американская» модель обучения, которую дают в начале какого-нибудь тренинга. И как американская она должна влезать в 4 квадранта. :)

Вот так:




Для иллюстрации обычно берут процесс обучения езды на велосипеде, но он мне до смерти надоел, тем более, что не все умеют ездить на велосипедах. Я его потом для контраста приведу.

Но все кто читает этот текст умеют читать. Можно сделать такое смелое предположение.

Так вот. Предлагаемая модель делит освоение какого-то навыка на 4 стадии.

Стадия первая. В это время мы даже не подозреваем, что есть такое умение читать и нам оно не надо. Все просто. Но в какой-то момент, мы увидели как взрослый или какой-то ребенок постарше смотрит в книгу со странными закорючками и они для него что-то значат. Ну или нам рассказывают об этом. Тут начинается...

Вторая стадия, когда мы знаем, что читать возможно, но сами этого не умеем. Врожденное детское любопытство или упорство учительницы в школе заставляет нас учиться читать. Поначалу получается так себе, но пока мы прикладываем усилия, результаты становятся лучше. В какой-то момент, мы оказываемся способны прочитать незнакомое нам слово целиком, пусть по слогам, с запинками, но тем не менее. Тут можно сказать, что мы перешли...

В третью стадию - неэффективного умения. В этой фазе мы можем демонстрировать навык, но он требует напряжения сил, внимания, сознательного контроля. Иногда у нас опускаются руки и мы говорим, нет, это невозможно. Я никогда не смогу читать так же хорошо как…. Но если мы продолжаем читать, то через какое-то время, наши способности растут, сил уходит все меньше, мы не спотыкаемся о незнакомые слова и еще спустя сколько-то времени переходим...

В четвертую стадию - стадию автоматизма. Мы можем читать текст и параллельно его обдумывать, находить пересечения с другими произведениями или еще что-то. Мы уже не замечаем отдельных букв и даже слов, мы воспринимаем смысл целых предложений и фраз. Мы можем читать любой шрифт, и даже книгу вверх ногами. Ну и скорость чтения возрастает.

Это был навык интеллектуальный. В качестве примера навыка физического, телесного, как раз и приводят навык езды на велосипеде. Пример удачный - знаком почти всем. И еще он очень хорош на контрасте с навыком чтения.

Итак по стадиям:

1. Не знаем о существовании велосипедов
2. Видим велосипедиста, завидуем
3. Садимся на велосипед едем шатко и валко, падаем, путаем тормоза, боимся, постоянно думаем куда рулить
4. Едем не задумываясь легко, на любом велосипеде, даже после многолетних перерывов. Можем делать это без рук или положив ноги на руль.

Так вот, чтобы впихнуть этот процесс в прокрустово ложе декартовых координат, западные авторы сделали вот что. На двух осях они отложили осознанность и компетентность и закольцевали весь процесс, на том основании, что после освоения одного навыка, мы начинаем учить следующий более высокого уровня. (вообще говоря частая, но не обязательная ситуация).

И получилась у них вот такая красивая картинка.




Соответственно стадии стали называться Бессознательная Некомпетентность, (Не осознаю, чего не умею)

Осознанная некомпетентность (Осознаю, что именно я не умею) - стадия Сократа «знаю, что ничего не знаю»

Озознанная компетентность (Осознаю, что я умею)

Бессознательная компетентность (Не осознаю, что я умею), - в смысле, что ушел обязательный сознательный контроль за навыком.

Модель элегантная, подкупает своей стройностью, но есть и куча натяжек. Вырожденная первая стадия показана как равноправная со всеми остальными. В ней вообще ничего не происходит, она может длиться сколько угодно и момент выхода из этой стадии просто запускает весь остальной процесс.
Строго говоря тоже самое можно сказать про стадию 2. Она должна заканчиваться после первой же попытки совершить действие. Потом, начинается бурная фаза 3 где происходит постепенный рост эффективности навыка. И наконец стадия 4 - это весь остаток жизни, где мы пользуемся полученным навыком.

Поэтому менее элегантное, но более реалистичное изображение будет таким:




То есть в какой-то момент, мы начинаем осваивать навык, и с течением времени увеличиваем его эффективность.

И можно предположить, что мы можем нарисовать какой-то красивый график, «кривую обучения», которая покажет нам как растет эффективность с течением времени.
Мы можем ожидать, что этот график будет выглядеть как-то так:




Мы начинаем тренироваться, наши навыки постепенно растут и наконец, мы приходим к некоему пределу собственных возможностей, где рост эффективности сходит на нет. Так?

Нет не так. Это были наши ожидания.

Не удержусь от каламбура на предмет кривой Бандуры

На наше счастье венгерский ученый со смешной для русского уха фамилией Бандура и не столь смешным именем Альберт, посвятил себя изучению разницы между нашими ожиданиями и реальным развитием событий с участием человека. И он выяснил, что ожидания наши обычно чересчур оптимистичны. На самом деле, все происходит не так радужно, как мы себе это представляем.

Он нарисовал другую кривую, которая носит его имя - Кривая Бандуры.

Выглядит она вот так (зеленая кривая с красным хвостом):




Я буду говорить о ней с точки зрения обучения, но она применяется для самых разных областей, где есть ожидания и возможности для чрезмерного оптимизма. Пару недель назад я видел эту кривую в приложении к распространению новых технологий в Интернете.

Так вот, обучение...

Кривая вывезет

Мы начинаем осваивать некий навык и получаем первые результаты. Именно эти результаты вселяют в нас неоправданный оптимизм. Мы предполагаем, что дело и дальше пойдет таким образом (предполагаем линейный рост эффективности) и продолжаем обучение. Но через некоторое, относительно небольшое время, мы сталкиваемся с трудностями. Наши результаты перестают расти, мы начинаем буксовать, а порой наши результаты даже ухудшаются. Наш первоначальный энтузиазм уменьшается.

Здесь мы попадаем на перепутье. Если мы поддаемся унынию, то велик соблазн отказаться от освоения нового навыка. Сказать «мне не дано», нет таланта и т.п.

И тогда мы возвращаемся к исходной эффективности.

Но если мы продолжим освоение навыка, то пройдя через кризис наша эффективность начинает расти, причем часто, превосходя наши изначальные оптимистические ожидания.

Например, когда я сел за руль, я ожидал, что я буду постепенно тренироваться и где-то через полгода смогу комфортно чувствовать себя за рулем. Первая пара дней была ужасна, но после того, как прошел кризис, я стал получать удовольствие уже через неделю.

Да, обе мои мелкие аварии случились уже после этой первой недели и еще многому надо учиться, но уже понятно, что ездить на автомате я научился гораздо быстрее, чем предполагал вначале.

Кладбище домашних проектов

Примеров этой ситуации можно найти несметное множество. Я думаю у каждого из нас есть небольшое кладбище так и не освоенных навыков. Кто-то так и не научился играть на скрипке, кто-то плавать, кто-то ездить на велосипеде, кто-то рисовать, кто-то говорить на иностранном языке….

Кроме того, эта ситуация повторяется если человек занимается какой-то деятельностью и пытается перейти на следующий уровень.
В спорте люди сталкиваются с «плато» когда их достижения перестают расти. При строительстве карьеры бывают периоды сложного роста. Не только люди, но и целые коллективы могут испытывать эти сложности.

Вопрос в том, почему так происходит? Какова структура этого процесса?

Об этом в следующей серии, а пока буду рад выслушать вопросы и комментарии.

Бандура, 2009, обучение

Previous post Next post
Up