Ваэтханан. Луна и Солнце.

Jul 25, 2007 08:43


Начало недельной главы Ваэтханан содержит описание просьбы Моше к Всевышнему о входе в Израиль. Просьба Моше отклоняется и Йеошуа становится во главе Израиля перед входом в Эрец Исраэль. Бааль аТания проводит несколько примеров для понимания взаимодействия между учителем (Моше) и учеником (Йеошуа).

Разница между учителем и учеником соответствует разнице между произведением искусства и репродукцией, солнцем и луной, сфирот хохма и бина. При тиражировании изображения несмотря на практически полную идентичность между оригиналом и копией, репродукция будет лишена самого важного - жизни.

В этом и состоит отличие между оригиналом и репродукцией. При акте создания художником присутствует совершенно иной процесс - настоящий художник видит душу явления и при помощи своей техники отображает свое видение. Другими словами творческий процесс это раскрытие внутреннего с помощью внешнего.

Хасидут описывает эту идею с помощью пары “слова учителя” и “слова ученика”. При повторение учеником выученного повторяются только внешние детали. Внутренний смысл учения при механическом повторении часто оказывается скрытым. Совсем по другому обстоит ситуация с учителем.

Учитель в зависимости от слушающей его аудитории может применять разнообразные и непохожие описания для иллюстрации своей идеи. Его речь направлена от сути идеи (ядра мысли) к периферии, редко повторяя привычные формы. Учитель передает “душу знания” каждый раз облачая ее в новое тело. Более того, даже в том в случае когда речь учителя и ученика идентичны - уровень знания (качество знания) полученного от учителя будет совершенно различным.

Мидраш сравнивает лицо Моше с солнцем, а лицо Йеошуа с луной. Луна не имеет собственного света и светит только отраженным светом солнца. По сравнению со стабильной орбитой солнца движение луны “хаотично”. Луна не появляется на горизонте два раза подряд(от ночи к другой) в одном и том же месте. Будет луна светить или нет обусловлено принятием луны положения при котором луна будет отражать солнечный свет.

“Хаотичное” движение луны относительно солнце является иллюстрацией связи между Всевышним и человеком. Человек всегда бежит для того чтобы получить новую порцию света. Потому всегда необходимо что то постоянно менять в своей жизни для доступа к свету.

Именно о нежелательности такой ситуации молится Моше, когда он просит Всевышнего о том чтобы он ввел народ в страну Израиля вместо Йеошуа. Моше просил о уровне взаимоотношений на котором нет помех и затмений, уровня на котором от человека не требовалось бы никаких действий для получения света.

Этот уровень остается недоступным и в наше время по одной простой причине - для получения света на уровне солнца нужно сначала достичь уровня луны - то есть приложить все силы для того чтобы выйти на “орбиту” Всевышнего. Как только мы достигнем этого уровня - уровень света соответствующий сиянию солнца будет дан нам в подарок.

Хабад, Луна, Хумаш, Хасидут, Ваэтханан

Previous post Next post
Up