Недельная глава Цав обычно читается в Шабат аГадоль - Шабат перед Песахом. Первые слова этой недельной главы "Прикажи Аарону и его сыновьям" сильно отличаются от привычного обращение - "Скажи". Раши указывает на то что речь идет о особенной поспешности которая требуется во всех поколениях, опять таки подчеркивая вневременной контекст происходящего. К чему такая спешка и что же особенного в этом отрезке времени?
Махараль говорит что человек может быть либо полностью погруженным во время и пространство, либо быть под их властью лишь частично. Инструментом позволяющим нам хотя бы частично выйти за рамки времени является “зризут” - поспешность и рвение в работе - в исполнении мицвот. Сводя к минимуму контакт с элементом времени, двигаясь быстро, занимая тем самым нашими действиями “минимальное количество времени” мы можем попытаться выйти за привычные ограничения.
Говоря проще медлительность, сонливость и лень через расширение контакта с элементом времени погружают нас в пучину материальности. Песах и выход из Египта были антиподом этих качеств - молниеносным действием занимающим минимум времени. Символ выхода из Египта это маца - хлеб который испечен так быстро что у него просто не было возможности раскиснуть и заквасится.
Исход из Египта был отправной точкой, началом - рождением еврейского народа. Все что должно было быть реализовано в дальнейшем должно было быть заложенным в самом начале. Рождение Еврейского народа занимало минимум времени для того что бы дать нам возможность быть духовным народом, народом который будет интенсивно работать с материей но всегда будет находится в соприкосновении с духовным.
К сожалению попытка уменьшить контакт с элементом времени может быть сопряжена с опасностью. Рав Йехуда аНаси плакал когда говорил “Есть те кто приобретают долю в Олам аБа (Будущем мире) в один момент“. Казалось бы почему не радоваться? Длительный процесс - завершенный в короткое время - скорее это причина для радости а не плача.
Бельцер Ребе объясняя плач р. Йехуды говорит что причина его плача в том что внутренний рост человека пропорционально увеличивает его Йецер аРа (злое начало). В ситуации медленного и постепенного роста у человека, кропотливо работающего над собой изо дня в день, вырабатываются навыки обращения с неуклонно крепнущим Йецер аРа. Но если человек стремительно поднимается вверх, прыжком выходя на более высокий духовный уровень ему становится очень сложно справиться с многократно усиленным Йецер аРа.
Именно о такой ситуации сокрушался и плакал р. Йехуда. Именно поэтому в Песах, когда раскрыты источники и бьют потоки новой энергии, этими духовными подаркам нужно воспользоваться в упорядоченном виде. Седер, в переводе с иврита - порядок, дает нам возможность постепенно впитать в себя новое и выйти на более высокий уровень, избежав стычки с Йецер аРа.
Практический совет: При любом духовном подъеме важно помнить о том что насилие к себе (неестественное ускорение духовного роста) равно как и к другим недопустимо. Чем более равномерным и постепенным является подъем тем больше вероятность того что мы сможем удержать набранную высоту.