Говорящий рот или "Птичку жалко".

Apr 07, 2008 21:26


Недельная глава Мецора обычно выпадает на один из Шаббатов перед Песахом. Но содержание этой главы и внутреннее наполнение праздника Песах - это соединение несоединяемого. Основная тема недельной главы Мецора это потенциально разрушающий эффект человеческой речи - катастрофическое последствие лашон аРа, языка зла. При этом смысл праздника Песах состоит как раз в противоположном явлении. Махараль обращает наше внимание на то что само слово Песах можно прочесть как Пей Сах - говорящий рот, то есть на каком-то уровне Песах это праздник человеческой речи.

Для того чтобы понять почему речь так важна нам нужно будет вернутся в самое начало. Всевышний использовал речь для того чтобы творить мир, что понятное дело имеет отношение к любому проявлению речи в мире. В процессе самого творения появились создания четыре уровня: неживая природа (минералы), растительный мир, животный мир и человек. Важно отменить что в этой системе классификации человек называется медабер - говорящий. То есть основное отличие человека от всех других уровней заключается не в том что человек это homo sapiens - человек разумный, а в том что человек способен говорить.

Рав П. Винстон говорит о том, что на каждом переломном этапе человеческой истории центральное и ключевое значение речи и человеческого слова акцентируется так, что пропустить такие намёки тяжело, даже если сильно захотеть. Ноах, играющий роль первого человека, для того чтобы спастись от потопа должен зайти в ковчег. Но само слово ковчег - тева - на иврите означает ещё и слово. Для того чтобы исправить ошибки поколения потопа Ноaх должен был заново овладеть уровнем человеческой речи.

Брит Мила - первая заповедь данная Аврааму в прямом переводе означает "союз слова". Следующий ключевой момент Торы - порабощение в Египте - осуществляется с помощью фараона. Фараон (на иврите Паро) можно прочитать как Пей Ра - злой рот. Стоит ли удивляться тому, что избавление от египетской армии во главе с фараоном происходит, ну кто бы сомневался, в месте которое называется Пи аХирот - рот свободы.

Но и этого количества упоминаний о том, как важна человеческая речь недостаточно. Большая часть недельной главы Мецора говорит о том что же делать если человек все таки пошёл на поводу йецер аРа (злого начала) и использовал силу человеческой речи для разрушения. Одна из составляющих частей процедуры по устранению разрушительных последствий лашон аРа - языка зла - это две живые птицы.

Раши говорит что причина по которой в качестве корбана в этом случае используется птица состоит в том, что птица поёт не особо вдумываясь о чём, когда и кому она поёт. В случае же человеческой речи такое бездумное пение недопустимо. Хорошо, допустим это объясняет зачем в качестве корбана нужна именно птица. Сфат Эмет задаёт такой вопрос: а зачем две птицы? Одна птица режется коэном и это может послужить исправлением за неправильно использование человеческой речи, но зачем нужна вторая птица?

На это вопрос отвечает книга Зоар. Одна птица нужна для того чтобы исправить лашон аРа - злоязычие, те слова которые вообще не нужно было произносить; а вторая птица нужна для того чтобы исправить те ситуации когда нужно было говорить хорошее, а человек молчал.

В наше время все больше людей понимает как важно следовать законам лашон аРа. Но этого мало. Один из основных принципов выполнения законов Торы это "сур миРа в'асе Тов" - уйди oт плохого и делай хорошее. Мало молчать и не говорить плохого в тех ситуациях когда нужно молчать, нужно ещё и говорить хорошее в тех случаях когда есть такая возможность - это наша прямая обязанность.

Песах, Мецора, Хумаш, Хасидут, Сфат Эмет

Previous post Next post
Up