От хаоса к хорошо выделанной коже.

Oct 23, 2008 23:26


Очень часто мы не замечаем самого главного, и обычно это происходит когда нам кажется что мы заняты чем-то очень важным и не хотим отвлекаться по пустякам. Первое предложение Торы говорит о начале творения - создании верхних и нижних миров. Третье предложение говорит о создании света. Как раз между ними находится предложение, которое как бы выпадает из общей картины:

“Земля была пустотой и хаосом, и тьма нависла над бездной”(Берейшит 1:2). Откуда взялся хаос? И если в самом начале творения хаос присутствовал в каком-то виде, то зачем говорить об этом сейчас? Мидраш так и говорит: Если дворец царя построен на куче мусора, то даже если это и правда, то зачем об этом вспоминать? Так зачем же Тора говорит о хаосе в самом начале творения?

Дело в том, что хаос не закончился, и даже скрытый свет, созданный в первый день творения, не достиг полного исправления хаоса. Ор аГануз ( скрытый свет) оставил место для трансформации хаоса Адам аРишону (первому человеку). Адам аРишон не только не закончил процесс исправления, но и разрушил много из того, что было исправлено.

Так как душа первого человека вмещала в себя все души, и соответственно все наши души это осколки его души, то было бы неплохо знать что же теперь делать с хаосом, которого пока что-то не становится ощутимо меньше? Бааль аТания объясняет что та ситуация, в которой человечество оказалось после падения первого человека, не настолько плачевна как могло бы показаться при мимолётном оценке ситуации.

Естественным следствием ошибки первого человека было уменьшение присутствия Всевышнего в этом мире. Присутствие Всевышнего описывается в Торе так: “Я, Всевышний, в видении (зеркале) ему являю Себя, во сне говорю ему.”(Бемидбар 12:6). Ключевым словом в этом предложении будет зеркало. Как устроено зеркало? Зеркало - это лист стекла покрытый тонкой плёнкой отражающего свет материала. Если бы этот отражающий свет материал отсутствовал, то мы бы без всяких помех просто смотрели сквозь стекло.

Удивительно, но в случае зеркала сам факт того, что это не обычное стекло, а стекло с непрозрачным покрытием, увеличивает наше поле зрения! Ведь теперь используя зеркало можно увидеть и то что находится позади нас. Так и с изменением мира. После промаха первого человека несмотря на то, что нам кажется что у первого человека были все возможные преимущества, по отношению к той работе которая должна быть произведена мы находимся в ничуть не худшем положении.

Этот процесс, в котором появляется возможность перейти от хаотичности к чему-то более упорядоченному, лучшим образом отображён в описании очередного провала: “И Всевышний сделал для Адама и его жены одежду из шкур и одел их” (Брейшит 3:21). Одежда из шкуры это отличный пример грубого, никак не обработанного материала.

Для того чтобы из шкуры сделать кожаную одежду, материал должен пройти через много стадий: дубление, вымачивание, окраска, прессовка и так далее. Выделка кожи на иврите называется ибуд - однокоренное слово с авода - работа. Это и есть основная работа в нашем мире - работа по превращению более грубых элементов, из которых состоит человек и мир, в более рафинированные и утонченные (Тора Ор, 8-Б).

Человек, который занят такой работой называется овед Элоким, что обычно переводится как слуга Всевышнего. Но если учесть, что овед - это тот кто выделывает кожу, то тогда получается, что такой человек это Мастер по отделке кож, или по-простому Мастер по трансформации хаоса.

Хумаш, Берешит

Previous post Next post
Up