Сара почти добилась того, чего не смогли достичь ни Хава, ни Ноах, и на чем оступился весь народ Израиля
во время создания Золотого Тельца. Одна из основных проблем в нашем мире это получение радости и удовольствия от “духовной работы”.
Попытка Хавы изменить эту ситуацию описана в истории с “запретным плодом”. По одному из мнений плодом Дерева Соединения Добра и Зла был виноград. Хава выжала виноград и предложила напиток Адаму (Брейшит Рабба 19:5). В этом случае радость была получена, но цена, которую пришлось заплатить за эту радость, оказалась непомерной - побочным эффектом употребления вина из плода Дерева Соединения Добра и Зла стала возможность скрыться от Всевышнего в мире своего Я.
Эту ситуацию пытался исправить Ноах - "И начал Ноах человек земли и посадил виноградник. И выпил он вина и опьянел" (Брейшит 9:20-21). С помощью вина Ноах попытался выйти за границы своего Я, тем самым решив ту задачу, с которой не справились Адам и Хава. Не смотря на то, что в состоянии опьянения человек действительно выходит за грань своего Я, это совсем не то что нужно. Целью является выход за рамки своего Я при полном осознании своей личности, а не так как это бывает во время сильного опьянения (Тора Ор, 20-Б)
О том что нужно "работать на Всевышнего в радости" (Теилим 100:2) говорили очень многие: от царя Давида и до Бааль Шем Това. Но нужно помнить, что безудержная радость так же вредит, как и депрессия и скорбь. И у смеха, о котором так много говорится в этой недельной главе, есть много граней.
Когда Сара услышала о том, что у нее будет ребенок, то “Засмеялась Сара про себя... И спросил Всевышний Авраама почему смеялась Сара говоря “Как я могу родить если я состарилась.... Сара отрицала, говоря: “не смеялась я” - так как она испугалась. (Брейшит 18:12-15).
Интересно, что когда Авраам слышит о том что у него будет сын, все происходит с точностью до наоборот: “И пал Авраам на лицо свое и засмеялся, и сказал он в сердце своем…” (Брейшит 17:17). Итак, когда смеётся Авраам, он смеётся снаружи и говорит внутри - “в сердце своем”. Сара же “смеётся про себя” и говорит “снаружи”.
Рав Пинхас Винстон говорит, что в гораздо более грубом виде разница между этими двумя видами смеха можно определить как разницу между цинизмом и сарказмом. Основная разница между цинизмом и сарказмом заключается в том, что в случае с сарказмом подчёркивается несоответствие между нашими ощущениями и нашими ожиданиями. То есть мы говорим, что то что мы сейчас воспринимаем нам не подходит, но есть какое-то другое, лучшее состояние к которому можно прийти. А в случае цинизма присутствует такое же неприятие того, что происходит сейчас, но отрицается сам факт того, что когда-то может стать лучше.
Поэтому когда человек смеётся внутри и говорит снаружи, в этом есть примесь цинизма. Ведь когда человек смеётся это обычно означает ощущения абсурдности ситуации, но не отрицание того, что есть какое-то настоящее, менее хаотическое состояние. Когда же человек смеётся внутри, это может означать, что все бессмысленно и смысла нет вообще.
Возможно именно поэтому сына Сары зовут Ицхак (на иврите - будет смеяться). Потому что в будущем, благодаря Саре и Авараму, у нас появится возможность не скатываться в цинизм и видеть даже в самых безнадёжных случаях возможность трансформации и смеха над абсурдными ситуациями.