Человеческое восприятие обычно работает с парами противоположностей. И если пары понятий вроде «лево - право» и «север - юг» поддаются относительно непротиворечивым определениям, то с парами вроде «мужчина - женщина», «добро - зло», и так далее в этом смысле, гораздо тяжелее. В главе Ки Тиса присутствует одна из таких понятийных пар - «падение и подъем после падения». Понятно, что сборка золотого тельца через 39 дней после дарования Торы на Синае было падением, сопоставимым разве что с падением первого человека.
Правда не очень понятно как обстоят дела с подъемом, так как талмуд говорит, что падение было не свободным, а спровоцированным: “Единственная причина по которой Израиль сделал тельца была в том, чтобы проложить дорогу для оступившихся” (Авода Зара 4-Б). Раши объясняет, что после того как прецедент создан, любому отчаявшемуся можно сказать: даже после того как само существование Создателя был оспорено, и то есть возможность исправления.
Итак, после того как Моше спускается и видит золотого тельца, он разбивает первые скрижали, но получает
возможность исправить ситуацию с помощью вторых скрижалей через создание Храма (особого пространства) и работы в Йом Кипур (особого времени). Но если золотой телец был прототипом падения, а работа в Храме в Йом Кипур - это исправление падения, то как это можно использовать в наше время?
Во времена когда нет физического храма, и соответственно у Коэн Гадоля нет возможности войти в Святую Святых храма в Йом Кипур, не очень понятно как можно использовать этот подвиг с падением. На самом деле есть ещё более важный вопрос: а как вообще можно что-то исправить? Ведь очень часто одна проблема может создавать другую, и все это действует как падающая цепочка домино, или ещё хуже снежная лавина.
Зоар говорит, что существование параллели между внутренним миром человека и внешним миром в частности означают то, что так же как существует особое время и особое место, существует ещё и Святая Святых как часть души человека. Эта составляющая по определению не может упасть - это та часть души, которая всегда связана со Всевышним. То есть на самом деле ничего исправить нельзя, а можно только дотянуться до того уровня, с которого станет видно, что никакого падения вообще не было (Зоар III,13-Б).
Достигнув уровня, на котором задним числом станет понятно, что никакого падения вообще не было, а было только желание души быть ещё ближе к Всевышнему, становится понятной причина, по которой было что-то похоже на падение. Дело в том, что для существования в этом мире душа “одета” в одежды, но эти одежды не являются постоянными - одежду всегда можно поменять.
Как известно, у каждого явления есть корень. Корень тшувы находится во времени Мошиаха, и до его прихода полное исправление не возможно. Тяжело даже представить как именно произойдёт это исправление, так как будут происходить совершенно запредельные вещи: станет понятно как абсолютно все, что было в нашей жизни, не было ошибкой, и никаких падений вовсе не было. Более того, можно будет гордиться этими «ошибками», потому что
самые тёмные места окажутся самым ярким светом. Теперь понятно почему эта глава Торы читается в неделю, на которую выпадает Пурим. Достигая уровня ад де ло яда - то есть выйдя за рамки обычного восприятия - в Пурим можно ощутить вкус того времени, когда настоящее исправление станет реальностью, а не просто отдалённой возможностью.