В описании того как Авраам устроил пиршество для трёх своих посетителей скрыто гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Посетители Авраама были не обычными бедуинами, а ангелами; что в общем-то сводит на нет все усилия по гостеприимству. Ангелы конечно же не едят пищу, предназначенную для людей. Да и потом возникает вопрос: а зачем Авраам так суетился, ведь если Авраам знал что это ангелы то на них не распространяется заповедь о гостеприимстве?
Рав Натан Маймон говорит, что Авраам преследовал стратегические цели когда предлагал ангелам поучаствовать в пиршестве. Как известно, когда Моше пытается взять Тору из верхних миров в нижний мир, начинается спор, и ангелы активно протестуют против того, чтобы Тора была спущена в самый низ. Основным аргументом ангелов является профессиональная непригодность человека в смысле функционирования по законам Торы. С точки зрения ангелов человек, стоящий на очень низком уровне, просто не достоин такого сокровища.(Шаббат 88Б-89А)
В ответ на возражения ангелов Моше приводит весомый контраргумент: в Торе есть масса законов применимых только в физическом мире, законов для исполнения которых требуется физическое тело. Это законы связанные с имущественными преступлениями, законы кашрута, законы взаимоотношений между людьми...
Авраам устраивает пиршество для ангелов для того, чтобы продемонстрировать ангелам насколько непосильным для существ из верхних миров является то, что для нас является элементарным. Абсолютно кашерная, замечательная еда привела к разрушительному эффекту для ангелов.
Человеческая еда оказалась таким сильным балластом для "более продвинутых" существ, что два из трёх ангелов застряли на земле до того момента, когда Яаков увидел ангелов поднимающихся и спускающихся по лестнице ведущей в небеса (Мидраш Рабба 48).
Реб Натан Штернхарц отмечает странность того, что в описании сна Яакова он видит ангелов идущими вверх и вниз. Ведь ангелы не живут на земле, по логике вещей должно было быть написано «ангелы спускающиеся и поднимающиеся», то есть приходящие в этот мир сверху и затем уходящие обратно. То что увидел Яаков это были два из трёх ангелов, которым понадобилось около ста лет чтобы переварить съеденное на пиру у Авраама.
Третьему ангелу понадобилось ещё больше времени для того, чтобы переварить съеденное. Уход третьего ангела на небо описан в книге судей (много сотен лет после пира Авраама), в истории о появлении ангела для Маноаха и его жены с вестью о рождении Шимшона. Естественно от предложения поесть наученный горьким опытом ангел энергично отказывается (Ликутей Алахот, Бециат аПат, 5:49).
Интересно отметить, что возвращение ангела обратно, означающие что все наконец-то было переварено, происходит только после того как появляются слова "уМафлиа лаАсот"(Шофтим 13:19). Это слова завершающие браху (благословение), которую читают после посещения туалета, благодаря Всевышнего за замечательное функционирование системы. Tо есть ангел вернулся обратно только после того момента, когда длительный процесс пищеварения наконец-то был завершён.
Теперь мы видим как эффективна была стратегия Авраама по созданию прецедента в пользу того, что Тора должна быть спущена в нижний мир и передана людям. Ангелы посетившие Авраама были достаточно большого калибра, со слов Талмуда это были Михаэль, Гавриэль и Рафаэль (Бава Меция 86-Б). И к их голосам прислушались остальные ангелы во время спора о том, для кого же все таки предназначена Тора.
Все это ещё раз напоминает нам о том, насколько те вещи, которые кажутся нам совершенно обыденными, имеют огромное значение. Мы не видим масштаба собственных действий и именно поэтому так важно изучение Торы. Именно законы Торы показывают внутреннюю механику мира и позволяют понять то, что недоступно пониманию другими методами. Более того, из-за того что мы живём в терминах Зоара в алма деШикра, мире лжи, то что на самом деле является добром может казаться злом, то что на самом деле полезно выглядит вредным,
и яркий свет кажется кромешной тьмой. P.S.
Sequel, а точнее Prequel к этому комментарию.