Рош аШана. К вопросу о кашруте мёда.

Sep 05, 2010 03:38


В вечер Рош аШана принято есть симаним - символическую еду: яблоко в меду, голову рыбы, зерна граната. Возникает вопрос: а для кого эта еда является символической, и что происходит если для кого-то символизм поглощаемой еды остаётся непонятым?

Меири говорит что без понимания того, что собственно символизирует определённое блюдо, никакого особого смысла от поедания чего-то такого экзотического в Рош аШана нет, да и быть не может. Ведь Рош аШана - это день суда, и согласно Меири основная идея символической еды заключается в напоминании о том, насколько необычно время 10 дней тшувы - времени исправления и раскаяния.

Символическая еда, которую мы едим в вечер Рош аШана - это то напоминание о необходимости тшувы, которое мы делаем себе сами. Именно поэтому существует так много разных традиций и разных симаним. Во первых, в этот день нужно держать в сфере своего внимания не одну, а целый ряд объектов. Да и разные люди предпочитают разные виды напоминаний: кто-то предпочитает обычный будильник, кто-то предпочитает получить SMS, ну а для кого подойдёт и наклеенная в нужное место Sticky Note.

Интересно отметить, что практически повсеместно в качестве одного из символов используется мёд. Сам факт того, что мы едим мёд уже сам по себе является чем-то странным. И дело здесь конечно не только в том, что это намёк на сладкий год. Существует алахический принцип, согласно которому все, что происходит от некошерного животного, является некошерным. Так что тот факт, что некошерные пчёлы производят кошерный мёд, который пригоден в употребление без каких бы то ни было приготовлений, уже должно привлекать наше внимание.

Как объясняет Реб Натан миБреслов мед является главным символом тшувы (Ликутей Алахот, Дварим аЙоциим мин аХай, 4:45). Точно так же как некошерные пчелы производят кошерный мёд - так и Всевышний дает нам возможность сделать что-то хорошее из наших не идеальных намерений и действий. Это требует отдельного пояснения.

На первый взгляд может показаться что Тикун олам - исправление мира - может происходить бесконечно долго. Ведь если во время ремонта работник будет параллельно с ремонтом еще и ломать что-нибудь, то ситуация становится как-бы безвыходной. Но существуют два вида тикуним (два вида исправлений) - один вид исправлений которым заняты мы, и второй вид исправлений, недоступных для нас, которым занимается Всевышний.

Так же как и мёд, который с точки зрения привычного хода вещей не может быть кошерным, но несомненно является таковым, так и наши далеко не идеальные действия благодаря усилиям Всевышнего в итоге достигают необходимого результата. Это одна из причин по которой Рош аШана - как день суда - вообще воспринимается как праздник. Несмотря на то, что у нас в принципе не существует возможности завершить всю работу, при условии что мы честно выполнили свою часть исправлений, Всевышний помогает нам завершить цикл и закончить ту работу, которая кажется невыполнимой.

Рош аШана, Хасидут, Бреслов

Previous post Next post
Up