Что почитать?

Aug 16, 2008 11:24

"Требования" к произведению изложены в одноименном разделе. :) Для того, чтобы ответить на этот вопрос, совсем не обязательно читать заметку полностью.

Предыстория
В прошлый раз, когда возник этот вопрос, я наткнулся на "Заметки петербургского зеваки" издательства "Азбука классика" (из серии малоформатных изданий в мягкой обложке). Это сборник физиологических очерков 1830-1840-х гг. малоизвестных писателей (самые видные из них - В. И. Даль, Д. В. Григорович и Ф. В. Булгарин), в основном относящих себя к натуральной школе. Как говорится в аннотации, "читателю предоставляется возможность в подробностях изучить... социальные и профессиональные 'слои' столичной жизни: от завсегдатаев улицы - дворников, разносчиков, шарманщиков - до ее 'аристократии' - чиновников и карточных шулеров..."

Практически все очерки написаны с нескрываемой иронией, но иронией доброй, рождающейся от любви и участия к описываемому предмету. Авторы передают почти вещественный дух своего времени, что лично мне особенно интересно. Удовольствие от прочтения сборника можно сравнить с удовольствием, получаемым от перечитывания "Петербургских повестей" Гоголя. Но достоинство описываемого сборника состояло для меня еще и в его новизне. Попросту говоря, я не знал сюжета и мне была интересна не только эстетическая сторона произведений. Это, на мой взгляд, достаточно важно для того, чтобы чтение было легким, а иногда хочется именно приятного и легкого чтения.

Прочитав сборник до конца, я только разжег свой аппетит относительно произведений подобного рода. Следующим шагом была "Физиология Петербурга" (2 части альманаха, изданные Н. А. Некрасовым в 1845 г.), 2 очерка из которой вошли в вышеупомянутый сборник. "Физиология Петербурга" не ограничивается описанием "социальных и профессиональных слоев", а содержит также несколько критических статей В. Г. Белинского и ряд описаний Петербурга и его быта. Но альманах включает в себя всего 12 небольших по объему произведений. И вот снова возникает вопрос...

Что почитать?
Желательные требования таковы: малоизвестное легкое беллетристическое произведение с сюжетом объема повести или романа (но не в нескольких томах) с духом своего времени (предпочтительно XVIII - XIX вв.) с героями - городскими жителями (желательно петербургскими - чиновниками, простолюдинами, знатью и т.д.). Основной ориентир - "Мертвые души", сюжетно перенесенные в Петербург, со скидкой на то, что Гоголей в русской литературе было не так много.

На ум сразу приходит мысль, что это должно быть некое "обычное" (негениальное) произведение, написанное талантливым писателем для удовлетворения потребности в чтении своих современников. Не могу утверждать достоверно, но мне кажется, что такие писатели и такие произведения существовали всегда со времен возникновения литературы по сей день. Однако, здесь возникают два вопроса. Вопрос о качестве таких произведений, которое должно, очевидно, зависеть от "качества" и интересов читателя, причем читателя массового. И второй - где найти следы подобных литературных тружеников?

Белинский
Белинский писал по этому поводу во "Вступлении" к "Физиологии Петербурга": "Русскую литературу часто упрекают за равнодушие к предметам отечественным... Мы разумеем здесь произведения беллетрические, то, что составляет так называемую легкую литературу, которой назначение состоит в том, чтоб занимать досуги большинства читающей публики и удовлетворять его потребности. Произведения художественные, творения строгого искусства мы не причисляем к легкой литературе, а потому, говоря о бедности нашей литературы по части книг, которые знакомили бы русских с их собственным бытом, мы не имеем в виду тех поэтических созданий, которыми по справедливости всегда может гордиться русская литература и в которых отражается русское общество... В самом деле, у нас довольно романов исторических, которые хотят знакомить публику с прошедшим бытом России, в разные эпохи ее существования; довольно романов сатирических, нравоописательных, которые хотят знакомить ее с нравами современного общества; еще более у нас повестей в этом роде и целые томы нравоописательных, нравственно-сатирических и всяких юмористических статеек. Но от этого нам нисколько не легче. В исторических романах мы не находим ничего, кроме исторических имен, и всего менее находим мы в них чего-нибудь похожего на древнюю Русь... Не лучше этих так называемых "исторических" романов и так называемые нравоописательные романы: не знаем, что в них есть, но знаем, что в них нет нравов русского общества... Таковы же и нравоописательные повести. Что касается до нравоописательных и нравственно-сатирических очерков и юмористических статеек, - это просто риторические распространения на какую-нибудь нравственную тему. При этой качественной бедности в числительном богатстве, у нас совсем нет беллетрических произведений, которые бы, в форме путешествий, поездок, очерков, рассказов, описаний, знакомили с различными частями беспредельной и разнообразной России, которая заключает в себе столько климатов, столько народов и племен, столько вер и обычаев и которой коренное русское народонаселение представляется такою огромною массою с таким множеством самых противоположных и разнообразных пластов и слоев, пестреющих бесчисленными оттенками."

литературное

Previous post Next post
Up