Подвели итог постановкам, которые мы смотрели. Оказалось, что это четыре основных ("школьных") романа Достоевского. Причем все виды постановок различны.
"Бесы" - трехчастный спектакль МДТ. Шел целый день с перерывом на обед. Либо я дорос до МДТ, либо МДТ - до академизма. Теперь я могу смотреть их спектакли. Этот вполне рекомендую.
"Преступление и наказание" - кукольный спектакль на малой сцене Балтийского дома. Название театра не помню. Очень давно не был на кукольных постановках, поэтому было интересно. Спектакль длится примерно 1 час и включает только убийство Алены Ивановны и знакомство с Соней. Остальное опущено. Кульминация спектакля - "наказание" Раскольникова, у которого появляются "бабушки кровавые в глазах".
"Братья Карамазовы" - премьерная опера Мариинского театра, написанная в 2008 году Смелковым. Смотрели на второй день премьеры и еще раз вчера, чтобы запомнить основные моменты. Опера довольно проста для восприятия и удобно разбита на небольшие части ("песни"), в основном заканчивающиеся несколькими аккордами фортиссимо. Второй раз с места, откуда видно далеко не все, слушать уже скучно. В музыке не просматривается основной идеи, связующей темы. Действительно интересных и красивых частей выделяется три: реприза, периодически звучащая с двух сторон 3-го яруса, исполняемая детским хором справа и басами слева; дуэт Грушеньки и Мити Карамазова и хоровая перекличка во "Сне Алеши".
"Идиот" - сериал Бортко. Произвел хорошее впечатление. БОльшая часть сцен детально проработана и отлично сыграна. Много удачно использованных режиссерских приемов, гладко сделаны непростые переходы между сценами. Однако, не улавливается единого взгляда постановщика на произведение, нет последовательности в развитии характеров героев - они меняются от сцены к сцене. Фильм похож на лоскутное одеяло, состоящее из отдельных частей. Форма "сериала" позволяет это скрыть, предоставляя достаточно места и времени, чтобы шаг за шагом показать все произведение, как оно есть. В то время как спектакль или одно-двухсерийный фильм заставляют постановщика выработать основную мысль, вокруг которой строить свое произведение, подбирая только нужные элементы. Присутствуют явно неудачные моменты. Часть второстепенных сцен можно безболезненно убрать, уменьшив объем на несколько серий (понизив при этом стоимость проката).
UPD. Посмотрели экранизацию 1958 года, где в главной роли Юрий Яковлев. Снята только первая часть под названием "Настасья Филипповна". Для нашего восприятия постановка специфическая (как и многие фильмы того времени).
Телеспектакль театра им. Вахтангова 1979 года - ближе к современности. Но на мой взгляд, обратная крайность по отношению к сериалу - в связи с тем, что весь роман надо было уложить в 2 1,5-часовые серии, Достоевского сильно подправили. С одной стороны, так или иначе необходимо было избавиться от некоторых второстепенных линий сюжета (убрали даже взаимоотношения Гаврилы Ардалионовича Иволгина и Аглаи Ивановны Епанчиной). С другой, даже диалоги здесь зачастую переписаны для того, чтобы простым телезрителям было понятней, в чем суть, что уже есть перебор.
"Дядюшкин сон" - фильм, кажется, 70-х годов. Мне понравилось. Гладкая постановка, "правильные" характеры и хорошая игра актеров.
Другие известные мне постановки.
"Село Степанчиково и его обитатели" - спектакль театра "Фарсы", который я не успел посмотреть, потому что его, кажется, уже не показывают. Говорят, я ничего не потерял. Само произведение представляет интерес больше с литературоведческой, чем с литературной точки зрения.
"Дядюшкин сон" - премьерная коммерческая постановка БДТ. Заняты Басилашвили, Френдлих и др., поэтому на спектакль не попасть. Есть постановка театра им. Вахтангова 1979 г. Само произведение, в отличие от "Села Степанчикова" я не смог дочитать до конца.
UPD. Вспомнили, что смотрели еще "Белые ночи" в Молодежном театре. Но, во-первых, спектакль был совсем невразумительный, а во-вторых, текст надерган из разных произведений. Так что это не в счет. :)