На следующий день после возвращения из Петербурга, 2 июля я начал свою музыкальную программу джазовым фестивалем в Лугано, а закончил 7 июля одним из самых крупных и известных в мире - фестивалем в Монтрё, посетив меньше, чем за одну неделю, 3 летних джазовых фестиваля Швейцарии.
Lugano Estival Jazz - это ежегодное мероприятие, которое проходит 2 дня в Мендризио и 3 дня в Лугано. Все концерты бесплатные и расоплагаются под открытым небом в центре города. В прошлом году в нем участвовали такие звезды, как Kenny Garrett, Richard Bona, Buddy Guy и Marcus Miller.
В этом году знаменитостей было меньше. Однако оказалось, что выступавший в первый день, 2 июля,
Rick Wakeman, например, являлся клавишником одной из самых известных и влиятельных команд прогрессивного рока
Yes. В Лугано он играл с оркестром итальянской части Швейцариии и хором радио и телевидения Швейцарии. Хотя оркестр играл отлично, все темы и арранжировки были похожи друг на друга, а сам Рик не всегда успевал выигрывать свои пассажи.
Следующим номером выступал "король соула"
Solomon Burke, недавно приезжавший в Лугано с той же программой, которая сама по себе не такая впечатляющая, как можно было бы ожидать. Поэтому второй раз дослушать ее до конца я не смог.
Второй день фестиваля в Лугано открыл, судя по всему, довольно известный блюзовый саксофонист
David Sanborn. С него началась настоящая музыка. Больше часа отличного и довольно разнообразного блюза с элементами других стилей. На бис клавишник спел и стало жаль, что ему не давали открывать рта раньше.
Кульминацией второго дня (на мой взгляд) стало выступление южно-африканского трубача и вокалиста
Hugh'а Masekela. Своим непосредственным поведением и исполнением этот весьма пожилой африканец отлично раскачал довольно чопорную луганскую аудиторию. Сложно описать то, что происходило на сцене, но это было здорово. Интересно, что аудиозаписи Хуга по энергетике далеки концертного исполнения, а видеозаписей в сети я почти не нашел. Чтобы получить хотя бы отдаленное представление о Hugh Masekela, можно посмотреть
здесь,
здесь и
здесь.
В целом, Lugano Estival Jazz - скорее мероприятие социальное, нежели музыкальное. Люди собираются, чтобы выпить и пообщаться. Многие предпочитают делать это там, откуда ничего не видно и не слышно, но именно в дни фестиваля, когда вокруг много народу и центр города перекрыт для движения транспорта.
Аскона - небольшой туристический городок недалеко от Локарно примерно в часе езды от Лугано, расположенный на Lago Maggiore - самом крупном озере в Италии, небольшая часть которого попадает в Швейцарию.
Jazz Ascona, как оказалось, серъезный фестиваль, особенно для такого маленького города. Он длится больше 10-ти дней и на него приезжают команды со всего мира, причем далеко не последние (в этом году, например, выступали Take 6). Зона фестиваля занимает основную прогулочную набережную, которая на это время перекрывается и заполняется сценами. На промежутке не больше километра в длину располагается 5 основных сцен и несколько кафе и ресторанов, в которых также играет живая музыка. Причем звук не перекрывается и одна команда не мешает слушать другую. Хотя официально фестиваль продолжается в течение всего дня, программа на основных сценах начинается после 18:00 и продолжается до глубокой ночи. Стоит все это удовольствие порядка 10 франков в будний день и 15 в выходной!
Мы с
keep_me_quiet съездили на предпоследний день фестиваля - 4 июля. Послушали интересную группу из Нью-Йорка -
Yallopin' Hounds с необъятных размеров лидером-саксофонистом, которые представляли свой новый альбом "The Great Recession". А ехали мы, собственно, на Kevin Mahogany's Superband "Kansas City Revue", где на барабанах играл
Bernard "Pretty" Purdie - "Worlds Most Recorded Drummer", работавший более чем с 2500 музыкантами над более чем 4000 альбомами. Вся команда состояла из динозавров джаза, а вся программа - из простейшего свингованного блюза, под который без перерыва вокалист пел разные джазовые стандарты. Несмотря на такой "простой" репертуар (то ли им нравится играть именно такую музыку, то ли для этого фестиваля они решили не напрягаться), было здорово, просто и здорово! Фото Жени с Бернардом можно увидеть "
в контакте".
В заключение музыкальной недели нам удалось провести день на одном из самых крупных и известных джазовых фестивалей в мире - в
Монтрё. Это событие, на которое съезжается большинство мировых музыкантов, даже если они не заявлены в программе. Это, своего рода, конференция в области музыки. Фестиваль длится больше двух недель на нескольких платных и бесплатных площадках на набережной женевского озера. Каждый день с 20:00 в аудиториуме Стравинского и с 20:30 в зале Майлса Девиса проходят платные концерты мировых музыкальных звезд по 3-4 за вечер. А весь день снаружи под открытым небом и в клубах вокруг идут бестплатные концерты и джемы. Город, а особенно набережная в районе фестиваля, правда, превращаются в базар, и если хочется посмотреть Мотрё, лучше ехать туда в другое время.
Вечером 7 июля мы были на концерте в зале Майлса Девиса. Открыли программу победители "MJF's Next Generation Festival Jazz Competition". Музыканты 5 континентов подготовили совместную программу специально для Montreux Jazz Festival 2009. И, надо сказать, это было здорово. Нельзя было даже предположить, что они почти не играли вместе.
Следующим номером выступала "команда", на которую мы и ехали - "CTI All Stars Band 2009" с участием
Randy Brecker,
Bill Evans и других динозавров джаза. Однако, динозавры не привели нас в полный восторг, как ожидалось. Было даже ощущение, что имя Ренди Брекера - самого известного из списка - специально поставили на первое место из коммерческих соображений - играл он мало и невкусно.
Последним концертом был заявлен некий
Jamie Cullum, известный, как оказалось, в довольно широком, особенно женском, кругу. Вот этого Джеми и пригласили сыграть с мастерами. На сцену выскочил мальчик в узких джинсах, пиджачке и узком галстуке, и в продолжение всей песни скакал, вызывая полный восторг девичьей части аудитории. После чего был заявлен еще один "сюрприз", которым оказался
John McLaughlin (!). Ну и за компанию на сцену вышел
George Duke (!). Если появление Джона было запланировано и концерт задержался на 20 минут только потому, что ждали его гитарный усилитель, то Джордж решил выйти на сцену спонтанно, так, как был, - в спортивном костюме. Все вместе в заключение концерта сыграли отличный блюз.
Jamie Cullum первым своим появлением произвел на нас далеко не самое приятное впечатление. Первую песню своей программы он так же пропрыгал и прокривлялся, в конце, однако, сев за рояль и сыграв джазовую импровизацию. Оказалось, что Джеми - первоклассный джазовый музыкант, отлично работающий с аудиторией. Многие его номера наводят на мысль, что он многому научился у Bobby McFerrin'а. Кривляться он перестал почти сразу, а все его сценические "фишки" были очень удачными. Остальные музыканты по уровню были не хуже, хотя всем им на вид порядка 30 лет. Вместе они раскачали аудиторию так, что народ не хотел отпускать их и концерт продолжался не меньше 2-х часов. Ближе к концу музыканты с акустическими инструменами (контрабас, малый барабан, саксофон и труба), вышли в зал и исполнил Caravan, давая тем самым понять, как мне показалось, джазовую основу своего творчества. Вообще поп-композиций было совсем не много. Для меня Jamie Cullum стал своего рода открытием, хотя последующее прослушивание записей произвело значительно меньшее впечатление.