СОВЕРШЕНСТВО И САМОВЫРАЖЕНИЕ

Jul 30, 2008 21:08


                                      4.  МИСТИЧЕСКИЙ СОБЛАЗН СИМВОЛИЗМА
                                                        (продолжение)

* * *
   У Сологуба, в отличие от большинства символистов, отсутствовал энтузиазм преображения действительности - у него была своя мечта. Не ( Read more... )

Leave a comment

Comments 27

travellersjoy July 30 2008, 18:00:16 UTC
Удивителен все-таки механизм создания репутаций - книга Гинзбург нисколько не талантливая, наоборот - пустейшая (ни одной сколько-нибудь смелой и интересной мысли на 300 страниц). Да и написана она отвратительно суконным языком, смешно - знаменитый оборот "в этой связи" на первой же странице красуется, дальше - не лучше, а только еще хуже. Мемуаристика ее - унылое резонерство, дневник человека ущемленного, озлобленного, несостоявшегося, живой жизни и живому искусству враждебного. Ан нет, вопят желтые попугаи проклятые: "великая стилистка, крупный ученый!".
В молодости, если судить по ее мемуарам, она дружила с Заболоцким.
Показательно, что ее имя ни в одном из материалов, относящихся к Заболоцкому после 46 года, не упоминается. Не общался он с ней потом.

Reply

imelamed July 30 2008, 18:08:49 UTC
Нет, мне в свое время было читать ее интересно. Хотя мало что осталось в уме и в сердце...
Оборотом "в этой связи" я сам пользуюсь порою. Видно, у меня язык тоже суконный :).

А главное - этим своим комментарием, дорогой Алеша, ты навсегда потерян для Кушнера. Ву компренэ.

Reply

travellersjoy July 30 2008, 18:20:22 UTC
Ты даже себе представить не можешь, как это меня печалит - жизнь мне не мила стала совсем. Еще бы вспомнить, кто это такой.
Ну не знаю - у меня скулы сводило от скуки и тоски, а про оборот - тебе можно, мы не заметим. И, главное, не "ву компренэ", а "тю компран" - тут я тебя упрекну.

Reply

imelamed July 30 2008, 18:25:22 UTC
Ну прости, я скверно маракую по-басурмански.
А потом, м.б. по-французски мне хотелось быть с тобой на Вы. Так наша беседа получилась бы еще более изысканной.

Reply


polya_na July 30 2008, 19:20:54 UTC
Читается здорово и интересно :) Спасибо!
Мне кажется все "измы" немного от лукавого. Если стихотворение нравится, оно нравится не потому, что родилось по законам символизма или имажинизма. От кого-то слышала "в литературу легче входить толпой"... Все эти "программы", как мне кажется, часто говорят об одном и том же, но с разных сторон. Как ученые, которые с завязанными глазами трогают слона и пытаются составить представление о целом по его части.
О Блоке Вы очень хорошо написали :) Радовалась, пока читала.
Анненского нежно люблю. Читала его и о нем… но первый раз слышу, чтобы его «традиционно причисляли к поэтам символизма». Символистами он был не понят и не принят. А Анненский их понимал, но не принимал и посмеивался над ними в статье «О современном лиризме». Только Блока он называл без иронии «очарованием подрастающей поэзии».

Reply

imelamed July 30 2008, 19:46:48 UTC
Спасибо, милая Наташа.
Измы, конечно же, еще никого не сделали настоящим поэтом. Но все эти течения существовали, отмахнуться от них нельзя, разбираться же в их, как Вы написали, "программах" весьма поучительно.

Анненский подходил к символистам и по возрасту,и по своей "декадентской направленности". Так характеризовали его не только в советских учебниках, но и Вячеслав Иванов, и Волошин и другие символисты же. Вы правы разве в том, что они не чувствовали его вполне своим, а он - их. особенно в последние годы. Его символизм несколько отличался своим существом от "их" символизма. Лидия Гинзбург повторила вслед за Вяч. Ивановым и др., что его символизм был психологический, ассоциативный и проч. и проч. А кроме того, Анненский был "кровно" связан с французскими символистами, которых любил и переводил, и технические приемы которых усвоил. Хотя, конечно, французкий символизм был совсем не то что наш.
Те были просто декаденты, а наши - еще и философы и демиурги.

Reply

polya_na July 30 2008, 20:29:25 UTC
Разбираться, конечно, надо :) Чтобы лучше понимать стихи. Измы - это почва для них, хотя, на мой взгляд, несколько искусственная.
А по поводу учебников... В Литинституте заметна тенденция отказываться от учебников в пользу первоисточников. Считаю, правильным :) Как уход от шаблонов. Пусть студенты сами думают.

Reply

polya_na July 30 2008, 20:31:20 UTC
Это я писала :)

Reply


elena_borisova July 30 2008, 21:14:03 UTC
Игорь, а что ты скажешь про М. Зенкевича? Загадочный поэт. Хотя Ахматова включала его в в круг акмеистов :" Нас шестеро..."

Reply

imelamed July 31 2008, 08:40:32 UTC
Ну, он хороший переводчик. Причем, и прозы тоже (один из переводов "Острова сокровищ" - его). Больше нечего сказать.
"Нас шестеро". Но та же Ахматова возненавидела Городецкого, который с потрохами продался большевикам и в свою очередь ненавидел своих коллег по Цеху.
Зенкевич, да и Нарбут тоже, писали довольно невнятные стихи. Я ни одной строки из них не помню наизусть. Да и мало кто помнит, кроме узких специалистов. Акмеизм дал не шестерых, а троих поэтов. А позднейший акмеизм - еще и Георгия Иванова с Адамовичем (хотя как настоящие поэты они сформировались уже за кордоном).

Reply


mic29 July 31 2008, 03:13:17 UTC
такое чувство, что прислонение себя к какому либо -изму - это примерка костыля. Защитная реакция. От кого?
От коллег по цеху или от читателя?

Reply

imelamed July 31 2008, 08:24:46 UTC
Ваш вопрос довольно замысловатый, Михаил. Нынче практически нет "измов", серьезные группы вроде метаметафористов и "Московского времени" практически распались (каждый сам по себе, ибо каждый - личность и в костыле, как Вы говорите, перестал нуждаться). Остались тусовочные группы - группы сплоченных бездарностей. Их много, они и правят балом. Среди них есть одаренные люди, конечно ( ... )

Reply

mic29 August 1 2008, 02:37:07 UTC
:)
спасибо.
Я примерно нечто такое же и представлял себе.

Reply

imelamed August 1 2008, 08:19:34 UTC
Спасибо Вам.

Reply


yu_mon July 31 2008, 09:27:00 UTC
Спасибо особое за Блока! А хотелось бы подробнее о ритмике его; но это уже личный мой интерес...
Просто диплом писала о ритмике Блока, и интересен Ваш взгляд. А о Мандельштаме с нетерпением жду.

Reply

imelamed July 31 2008, 09:38:28 UTC
Спасибо и Вам, Юля.
Ну что же я Вам могу сказать о ритмике Блока, если Вы об этом писали диплом?
(Все равно что слесарю советовать лору, как ему лечить воспаление среднего уха.)
Это и не входило в мою задачу.
Где-то я говорил, что ритм для Блока - мощнейшее поэтическое орудие. И в белых стихах тоже, а несколько верлибров, лишенных этого ритма - совершенно провальны ("Она пришла с мороза..." и проч.)

Reply

yu_mon July 31 2008, 09:53:05 UTC
Удивительно, когда ритм Блока не "вёл", появлялась даже некая пошловатость смысловая (...только влюблённый / Имеет право на звание человека")...
Спасибо "слесарю" :))). А то я думала, что одна это стихотворение не воспринимаю.

Reply

imelamed July 31 2008, 10:00:07 UTC
И я именно об этой строке ("Только влюбленный...")и писал вот здесь:
http://imelamed.livejournal.com/8608.html (пятый абзац, считая снизу)

Reply


Leave a comment

Up