Искушение Ринсола

Sep 07, 2011 12:14

Искушение Ринсола: предание фаи наирел

Ради сохранности этой уникальной, архаичной расы мы утаим от читателя точные координаты местности в непроходимых лесах, где мы обнаружили этих неумирающих человекообразных. Они не строят домов и почти не пользуются орудиями, хотя, к нашему удивлению, они мастерят отличные водяные мельницы. Их язык не был похож ни на один известный нам, но нам удалось достичь с ними полного взаимопонимания и записать их предания. Поняв, что перед нами - реликт древнейшей эпохи, изолированные потомки беженцев с исчезнувшего континента, мы подняли все наши научные связи и смогли расшифровать многие тёмные места в преданиях этого народа, именующего себя "наирлы" - дикари, или фаи наирел - "дикие фаи". Выдержки из этих преданий с комментариями наших учёных мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Работа, разумеется, ещё продолжается.

1. Фетайа отдаёт свою слюну людям

Это - лагьел1, дошедший ещё от смертных поколений.
Были вначале дикие2 люди, их название гинхраи, потому что они всё время говорили "гих, гих"3. От них мы происходим, а ещё амланы, игви и странники4. К этому списку добавляют ещё названия народов, ныне неизвестных, но это уже толбарьел5.

Дальше - тоже толбарьел, от читавших учёные книги тиму6. В те начальные времена была большая война сил Мэндрина против сил Мурдина7, продолжающая другую войну, которая велась до возникновения людей. Каждый из Сынов Мэндрина принёс на совет свою поделку, полезную для победы. Бэдор Дайн8 принёс гору Симрикль9, которая не просто гора, а меч, хоть и чересчур большой даже для настоящих драконов10. Дант Кадион принесла заклинающие слова, которые остаются волшебными в неволшебных устах. Дэрминор Мандол привёл волшебников, способных размножаться11. Только Фетайе было нечего показать.

Тогда пошёл Фетайа, позвал за собой большую стаю людей гинхраи, которые согласились, и смешал их тела со своей слюной12. От этого люди гинхраи переродились, став могущественнее, выносливее и мудрее; и слюна их стала оружием против Мурдина, когда их много вместе. Фетайа отдал им всего себя и от этого умер, хотя обычно Сыны Мэндрина не умирают. А людей, которых он преобразил, стали в честь него называть феталами. Мы - из их числа, и амланы тоже.

2. Йилхфонлен, Дочь Мэндрина

Отсюда и далее - схэарьел от очевидцев, видевших тех, кто видел Её.

Дети Мэндрина рождаются взрослыми, и их рождение нельзя предсказать. Тогда-то и тогда-то, после той войны, родилась Йилхфонлен13, Дочь Мэндрина, и пришла в одно из племён феталов, где главной была некая Ртэгимлунн ам Сэремлунн ам Сулд. Ртэгимлунн испытывала гостью, чтобы узнать, не подставная ли она, не от Мурдина ли она.
- Если настоящий дракон будет себя есть с хвоста, когда ему конец придёт?
- Когда себе желудок перекусит: больше-то не переварит!
- Правильно. Если все мухоеды мира возьмут да и съедят всех мух мира, что будет?
- Пешком ходить станешь, хозяйка.
- А отчего же?
- Все мухи съедены - что есть мухоедам? Они и вымрут. Все мухоеды вымерли - что есть двоекрылам? Они и вымрут. Все двоекрылы вымрут - кто негодяй-траву на гнёзда выдёргивать будет? Она и разрастётся повсюду. А ваттараны не различают, где чай-трава, а где негодяй-трава. Пожуют ваттараны негодяй-траву да и помрут. На ком ты тогда, хозяйка, ездить будешь?
- Верно рассудила. Напоследок ответь, что за зверь такой: сколько ни покормишь, всё голодный, сколько ни объясняй, ничего не поймёт, сколько ни приласкаешь, всё убежать норовит - а всё равно без него не обойтись?
- Так то ж мужчина, хозяйка!
- Точно ответила, принимаю тебя.

Взяла Ртэгимлунн к себе Йилхфонлен в работницы; через год урожаи у Ртэгимлунн вчетверо выросли. Позвала она Йилхфонлен к себе и сказала:
- Мне от тебя больше пользы, чем тебе от меня; возьми, сестра, половину от того, что у меня есть, и живи своим хозяйством.

Ответила Дочь Мэндрина:
- Половину не возьму, а четверть возьму.

Дала ей Ртэгимлунн два с половиной лутэмра земли, двух ездовых ваттаранов, стадо из сорока васаров и двадцати вассаганов, а ещё четырёх мужчин.

Первый мужчина звался Тьхэллег ам Гинур: он умел объезжать ваттаранов, выпалывать сорняки и собирать урожай; а ещё он умел хорошо убирать дом и следить за чистотой. Особым его умением было - угадывать на расстоянии мысли других людей, и предвидеть желания самой Йилхфонлен14.

Второй мужчина был Йсаретмойа ам Такоглей: он умел лечить васаров и вассаганов от их скотских болезней, а плодовые деревья и кусты - от древесных хворей; ещё он варил особые зелья для человеческого здоровья мужчинам и женщинам, но умел также варить вкусную еду. Особым его умением было - снимать боль у страдающего, прикоснувшись к нему или даже просто взглянув на него пристально.

Третьего звали Таата, а полное его имя забыто: он умел поднимать и таскать тяжести, строить дома, защищать хозяйство от человечьих и звериных домогательств; а сверх того он умел отлично разминать усталое тело хозяйки. Особое его умение не упоминается; возможно, оно было известно только самой Йилхфонлен, и она не говорила о нём никому. Впрочем, есть многие песни из тех, что мы поём до сих пор, о которых говорится, что их придумал Таата - может быть, его талант в этом и заключался.

Четвертый был Лурнил ам Соромпатх: он умел изобретать разные полезные вещи - говорят, что мельничное колесо он и изобрёл; также он был горазд чинить полезные вещи, сделанные им самим и другими мастерами, и пришедшие после в негодность. Особое его умение было - сосредоточившись, разжигать огонь силою своего воображения, за что он и прозван был Лурнилом15 вместо своего прирождённого имени, ныне забытого; но некоторые говорят, что его и от рождения звали Лурнил.

Стала Йилхфонлен жить в любви и процветании в своём хозяйстве, и преумножила своё богатство. С Ртэгимлунн же она была в нежной дружбе все годы, и находилась с ней в саргурл16.

Через некоторое время оказалось, что из всех хозяйств, где у кого какая неурядица или ссора, все едут к Йилхфонлен, даже издалека, чтобы она разрешила их спор. Тогда, по предложению Ртэгимлунн, объявили, что Йилхфонлен отныне - судья всего народа. В те дни и пошёл такой обычай - всех, кто приходит к Йилхфонлен судиться, и все их семьи, и всех, говорящих на её языке, называть "Йилхфаи", в её честь; а потом, для краткости, стали говорить просто "фаи" - так и появилось нечаянно название нашего народа17.

3. Йилхфонлен становится Матерью Десяти Судей

Тогда-то и тогда-то родились у Йилхфонлен дети. Однажды она сказала о них:
- Всех-то моих детей будет десять, и все они будут судьями, но не оттого, что они из меня вышли, а каждый по своим заслугам!

Когда она это сказала, у неё было только четверо детей (а некоторые говорят, что только двое); но всё равно с того дня её звали "Мать Десяти Судей": верившие ей - в знак уважения, не верившие - в знак дружеской насмешки. Но в дальнейшем так и случилось, как она сказала.

Первым родился сын Лиртмойа, от Тьхэллега.
Второю - дочь Умпартл, от Йсаретмойи.
Третьим и четвёртым - сыновья Галан и Фегравел, близнецы, снова от Тьхэллега; их волосы цветом так напоминали волосы самой Йилхфонлен, что им дали имена, напоминающие об этом18.
Пятой - дочь Ртэгимдарн, от Лурнила.
Шестой - дочь Нимниор, от Йсаретмойи.
Седьмым - сын Марлил, от Тьхэллега.
Восьмым - сын Ринсол, от Тьхэллега же; это - наш Ринсол.
Девятой - дочь Нимминан, от Лурнила.
Десятым - сын Нанрэн, от Тьхэллега.

Больше она не рожала, если не считать ночи, когда она произвела из себя мисселины. Также ни разу она не смогла родить от Тааты, хотя говорят, что он был любимейшим из четырёх.

Через много лет, когда дети выросли, а фаи стали настоящим народом, настала необходимость разослать по селениям судей - представителей Йилхфонлен, чтобы решали вопросы на местах. Мать Десяти Судей с многими помощниками своими долго трудилась, чтобы составить карту всех мест, где живут фаи; говорят, что карты как таковые придумал Лурнил. Составив карту, она долго изучала её и советовалась с мудрейшими, и в конце концов решила, что судей должно быть пятьдесят восемь. Несколько лет заняло выбрать наиболее подходящих судей, и десять детей Йилхфонлен по общему согласию все оказались в числе этих пятидесяти восьми.

С тех пор число "пятьдесят восемь" стало у нас означать справедливость, а число "десять" - исполнившееся предчувствие; вот, Мать Десяти Судей предчувствовала, что её дети будут судьями, так и стало.

4. Мать Десяти Судей делает нас бессмертными

Тогда-то и тогда-то умерла Ртэгимлунн, названная сестра Матери Десяти Судей. Сказала Йилхфонлен:
- Фетайа укрепил вашу силу, но не защитил вас от смерти; я же сделаю вас бессмертными. Живите все и не умирайте, фаи, иначе как от болезни или насилия; а я буду ежедневно умирать за вас, пока не умру совсем.

Отвечали фаи:
- Не надо нам бессмертия, живи, Мать Десяти Судей!

Но с того дня не умирал более ни один фаи, иначе как от болезни и насилия; а Йилхфонлен стала совсем больной, и ежедневно мучилась от многих недугов. Это произошло оттого, что она отдала своё здоровье своему народу.

Из четырёх её мужчин к тому времени в живых остался один Лурнил. Став бессмертным, он пережил Мать Десяти Судей и потом, после её смерти, стал мужчиной другой женщины; она родила от него Соломбега, великого силой мысли, который немало сделал, чтобы упрятать народы под землю.

5. Рождение мисселинов и смерть Йилхфонлен

Перед смертью произвела Мать Десяти Судей на свет десять светящихся шариков, подобных жемчужинам; говорят, что они вызрели в её теле, как жемчуг вызревает в раковине, и вышли из неё, как дитя покидает чрево матери. Она велела отослать их своим детям, говоря так:
- Эти мисселины помогут им помнить друг о друге и о других судьях, и о своём народе. Эти мисселины донесут им вести, необходимые для них. Пока есть эти мисселины, народ фаи пребудет.

Спросили у неё, каково её завещание, и она ответила:
- Фаи! Живите вечно и будьте счастливы!

Потом она умерла и её похоронили в селении Гдаан, а некоторые говорят - между Тупулегом и Такоглеем; но между этими традициями нет никакой разницы, потому что всех этих мест больше не осталось. А мисселины были у её сыновей, один из них остался при Ринсоле, когда всё случилось.

6. Галира и Ганвал

Фаи умели ходить на лодках, но плавать не умели; пока не случилась история с Галирой и Ганвалом, упавший с борта лодки прощался с жизнью в тот же миг.

Эта история - схэарьел, как и предыдущие, но отчасти толбарьел, из книги тиму, которую они написали про нас.

Не только Фетайа и Мать Десяти Судей пристально смотрели на наших предков; вот, Дуньел, дочь самого Моря, жительница залива Аянол, часто глядела на фаи. Неведомо от кого, неведомо как родилась у неё дочь Галира (а книжники называют её ещё то Гэдой, то Вэимой).

В селении Ят Тупулег19 жил фаи по имени Ганвал ам Дериглад, он полюбил Галиру, а она - его; но ей невозможно было жить на суше, иначе она высохнет и умрёт, а ему - в море, иначе он утонет и умрёт.

Наконец, не выдержав, он распрощался с родными и прыгнул в море к своей возлюбленной. Тогда Дуньел, мать Галиры, изумилась силе его любви и даровала всем фаи умение плавать и не тонуть в воде.

Что стало с Галирой и Ганвалом, неизвестно; может, так и плавают. Рассказывали и об их детях, но эти предания недостоверны.

/.../ 19. Искушение Ринсола

Фаи жили в своих селениях многие поколения, пока не случилось ужасное, о котором речь впереди. Это - схэарьел и отчасти толбарьел из сочинений эприбаров20.

Есть такое место, где ожидаемое уже случилось. Его называют "грядущим". Однажды некто Сним21 прибыл оттуда и сказал: "вот-вот вся суша скроется под водою и все погибнут"! Вдруг многие поверили ему и всполошились: как нам спастись?

Кто-то говорил: давайте научимся все, как Ганвал, жить в воде, не выбираясь на сушу. Им отвечали: да, но где наша Галира, чтобы нас пожалела Дуньел? Кто-то предлагал: давайте используем силу мысли, чтобы превратить наши тела в ветры, и не бояться более разрушений. Им возражали: да, но разве ветер может целовать, мастерить и петь? Зачем нам жить помимо жизни? Тогда кто-то сказал: так давайте умрём. Но тут же закричали: а как же завещание Матери Десяти Судей?

Соломбег ам Соромпатх, сын Лурнила от другой женщины, сводный брат судей Ртэгимданн и Нимминан, был из тех, кто поверили Сниму. К тому времени он сам прожил уже не одну тысячу лет. Он предложил народу фаи скрыться в огромной пещере под землёй, которая настолько прочна, что не обрушится, когда вся суша утонет. В той пещере, мол, огромный потолок светится днём и гаснет ночью от невидимых лучей солнца далеко наверху, и поэтому там можно жить почти по-людски. Но он предупредил, что вход в пещеру будет завален и скроется под водою, и выхода не будет вовеки веков. Многие согласились и пошли за ним. Одни говорят, что все они сгинули. Некоторые даже полагают, что Соломбег похоронил их намеренно и взял себе силу их душ, и что он сделал подобное также и со многими другими народами, отправившимися в пещеру; но эти сведения нельзя считать достоверными. Есть и те, кто верят, что эти фаи и другие народы живы в пещере по сей день.

Но иные фаи не пошли за Соломбегом, сказав, что жизнь в пещере немногим лучше могилы.

К тому времени, хоть и бессмертные, многие и многие фаи погибли в войнах - особенно в Великую Войну, но и в малых; другие умерли от болезней и несчастий, кто-то утонул, а кого-то сожрал дикий зверь. Были и погибшие от драк между фаи и фаи, что постыднее всего. Став бессмертным, наш народ заново выучил, что такое смерть.

Из десяти детей Йилхфонлен в живых оставались тогда только Нимниор, Марлил и Ринсол. О Нимниор рассказывают, что она была заодно со своим мужчиной Лали ам Соромпатх, сыном Соломбега; так что, скорее всего, она - в пещере. Марлил же с Ринсолом пытались найти иной выход.

В то время явился к ним некто Милронн. Он назвался потомком судьи Нанрэна, но не выглядел чистокровным фаи; и он искушал Марлила и Ринсола такими словами:
- Я могу остановить надвигающийся ужас, я могу отвратить беду, я могу сделать, чтобы суша не утонула.
- Давай, делай, - отвечали ему Марлил и Ринсол. - Что тебе нужно от нас, говори, поможем!

И сказал Милронн:
- Мне нужен один из мисселинов, светящихся жемчужин Матери. У меня есть умение остановить разрушение, но нет силы, а мисселин - воплощение силы.

Говорят, что Милронн был послан Мурдином, и мисселин был ему нужен, потому что в нём воплотилась сила Мэндрина. Если бы Милронн завладел мисселином, Мурдин получил бы силу Мэндрина; по словам мудрых и сведущих, тогда суша не затонула бы - просто оттого, что всё вообще перестало бы существовать: и суша, и вода, и дни, и ночи, навеки.

Вот вернулся Ринсол в своё селение, сжал в руке мисселин и стал вникать в суть мыслей, как его учил отец, Тьхэллег. И он видит, что Марлил, родной брат его по отцу и по матери, собрался к Милронну, чтобы отдать свой мисселин.

Рухнул тогда Ринсол на землю и проплакал четверть четверти часа; потом взял быстрейшего ваттарана и помчался наперерез дороге Марлила. А другие говорят, что он издавна выучился у Соломбега искусству исчезать в одном месте и появляться в другом, и сделал это; Марлил же, в любом случае, никуда не спешил, так как не было полного согласия в его душе.

Встретился в лесу Марлил с Ринсолом; посмотрел Ринсол Марлилу в глаза и прочёл в его мыслях, что тот ни за что не отступится от своего решения. Тогда раскрыл Ринсол Марлилу объятия:
- Здравствуй, брат!

Спешился Марлил, чтобы обнять брата; а наш Ринсол, вместо объятий, нанёс Марлилу убивающий удар, ломающий шею и лишающий дыхания. Так погиб Марлил, и наш Ринсол, его брат, сделал это, чтобы мисселин не достался Милронну; ради спасения всего, что есть, сделал это наш Ринсол.

Над телом Марлила проплакал Ринсол четыре часа; потом зарыл его. Некоторые говорят, что он взял мисселин Марлила с собой, но это в точности неизвестно: сейчас среди нас присутствует один мисселин, но трудно сказать, исконный ли это мисселин Ринсола или его близнец, принадлежавший Марлилу.

Потом поспешил Ринсол к своим фаи и рассказал о случившемся; и они не осудили его. Сказал им Ринсол:
- Давайте спасаться! Книги тиму говорят, что за морем есть иная суша, подобная той, на которой мы живём, и некоторые даже утверждают, что гинхраи, предки предков наших предков, именно с той суши и прибыли. Возьмём же наши лодки и отправимся скорее в плавание, пока суша не затонет, потому что тогда будут высокие волны. И да хранит нас Дуньел в честь Ганвала, и да поможет нам Мэндрин в память о Марлиле!

Так мы и достигли иной суши и схоронились в лесах, чтобы никто не нашёл нас более. Говорят - но это уже толбарьел - что суша действительно затонула, но её затопил сам Сним22, чтобы его слова обернулись правдой; или что он же сделал это, но случайно. Так или иначе, мы вернулись к дикому образу жизни, и с тех пор нас никто уже не трогал; а когда у судьи Ринсола родился сын, тот назвал его Марлилом.
***
ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Лагьел - разновидность устной традиции. У фаи существует два вида преданий (кроме толбарьела - см. прим. 5): схэарьел - когда кто-то в цепочке передававших предание утверждал "я это видел сам", и лагьел - без этого утверждения.

2. Слово "дикий" (наирл) у фаи наирел является похвальным.

3. Эта традиция ещё в креанское время привела к тому, что в официальной науке Баванской империи вошли в обиход понятия "гих-люди" (в значении: одна из прото-популяций человека на материке Креан, светловолосые и с удлинёнными черепами) и "гих-язык" - реконструируемый протоязык, от которого происходят фетальские (в т.ч. лаахе и фаи), дервигальские (в т.ч. бруннинский и вампу), дебские (дебос и родственные диалекты) и юкаоно-дитабские языки. Согласно реконструированной лингвистами фонетике "гих-языка", наличие в нём слова "гих" маловероятно.

4. "амланы, игви и странники": амланы - беловолосый фетальский народ, носители языка лаахе, титульная нация Баванской империи ("третьей волны" креанской цивилизации). Игви - заимствованное из яз. лаахе общее название юкаонцев и дитабцев, от староюкаонского йук "пятка, щиколотка" (также название северного полуострова Юк). Странники - имеются в виду вампу, светловолосый дервигальский лесной народ центрального Креана, на которых здесь переносится название их потомков, покинувших Креан и переселившихся на другие материки: стэнра ("странники"; также мигенстэнра "странствующие по миру").

5. Толбарьел - устная передача книжной традиции других народов.

6. Тиму - титульная нация "второй волны" креанской цивилизации; в переносном смысле - обобщённое понятие для академических и литературных источников, внешних по отношению к фаи.

7. Мэндрин и Мурдин: основные метафизические понятие. Мэндрин - базисная сила, стремящаяся к сохранению существования Вселенной, а Мурдин - базисная сила, стремящаяся к прекращению существования Вселенной. С точки зрения физики Мэндрин - магопространство, вращающееся вокруг пространства материального; вращение его, в свою очередь, порождает психопространство (со знаком плюс) и некропространство (со знаком минус). Устойчивые динамические процессы в магопространстве стихийно порождают "Детей Мэндрина" - разумные существа, природно использующие магию.

8. Бэдор Дайн и т.д.: фактически все (кроме Фетайи) упомянутые в этом абзаце могущественные существа, строго говоря, не являются Детьми Мэндрина, а биологическими потомками Детей Мэндрина с теми же свойствами. Так, например, Бэдор - сын Дайна, сына Веондона, Сына Мэндрина; Дант - дочь Кадиона, сына Веондона, Сына Мэндрина.

9. Симрикль - файское название горы, более известной как Зимригас; оба названия происходят от древнего наименования этой горы на языке тиму: "Сима Рикклис".

10. "Настоящие драконы", или лензиры - чудовищные гиганторептилии, за многие тысячелетия жизни достигающие многокилометровых размеров.

11. Волшебники, способные размножаться: имеются в виду так называемые мандолкан. Дэрминор Мандол, их предводитель, перепутан здесь со своим предком Мандолом, основателем этой псевдорасы.

12. Слюна - синоним наследственности. Согласно народным представлениям фаи (и других феталов), наследственные качества передаются через слюну во время поцелуя между будущими отцом и матерью.

13. Йилхфонлен - буквально "отпавшая от совершенства", "ставшая несовершенной" (от йилхфох - совершенство).

14. Физическая возможность чтения мыслей Детей Мэндрина с помощью обыкновенной телепатии некоторыми исследователями ставится под сомнение.

15. Имя "Лурнил" происходит от ларн, лурн- "пламя".

16. Саргурл - высшее состояние совместного пребывания любящих друзей.

17. Эта версия происхождения названия "фаи" лингвистически сомнительна.

18. Галан и Фегравел: имя Галан означает "цвет белого золота", а Фегравел - "обладатель её волос".

19. Частица "Ят" (на языке тиму букв. "точка") в Тартнисской империи ("вторая волна") предваряла названия маленьких населённых пунктов (в основном сельского типа). Вообще говоря, в названиях некоторых файских селений, упоминаемых в этом предании, прослеживается не-файский (и вообще не "гихский") субстрат из какого-то наречия, родственного языку тиму (который относится к "нисской", или "черноголовой", макросемье языков). Имя Дуньел - тоже нисского происхождения, от корней тум- "море" и гьел "божество".

20. Эприбар - общее название для не-файских беженцев с Креана (не ушедших в пещеру). Название заимствовано из языка бэйханан (языка межнационального общения Баванской империи, вышедшего из употребления после исчезновения материка Креан).

21. Сним: имеется в виду путешественник во времени Сним Н. Амисакар ХаКвидесиЦухур, член приключенческого союза "Содружество Летающего Рыцаря". В воспоминаниях членов "Содружества" встречаются некоторые имена, тождественные упоминаемым в этом предании.

22. "но её затопил сам Сним": согласно воспоминаниям Содружества Летающего Рыцаря, гигантский взрыв, в конечном счёте уничтоживший материк Креан, был действительно вызван одной из участниц "Содружества", но по ошибке: пожелав друзьям во время завтрака "приятного аппетита", она неосторожно употребила в формулировке этой стандартной фразы имя Кайи, Воплощения Жизни. Поскольку в тот момент "Содружество" находилось в зоне метафизического напряжения, этот метафизический призыв Кайи нарушил баланс сил. Через короткое время взорвалась гора Зимригас, и последовавшая геологическая катастрофа привела к затоплению материка.

проза, нездесь

Previous post Next post
Up