Можно было бы предположить, что как только клиент вывел свое "Я" в фигуру, в терапии тут же должен наступить невероятный прогресс, а терапевт, получив поддержку от Эго клиента может расслабиться и отдохнуть, предоставив клиенту дальше делать всю работу самостоятельно.
Но на самом деле так не происходит, потому что крайне редко клиентам удается удерживать свои потребности и желания в фокусе в течение длительного промежутка времени. Куда чаще, не успев выразить свое желание, не успев заметить себя фигурой, клиент тут же прибегает к одному из прерываний цикла контакта. Таким образом, прерывания можно рассматривать как способ отказаться от себя, как от фигуры.
И - в целом - в таком подходе сам приход к себе как к фигуре, выделение себя, формулировка запроса как "Я хочу" или отделение своих хочу от "Мне надо" (обычно сформулированного другими людьми, например, "Мне надо перестать лежать на диване и взяться за ум"), уже является преодолением конфлюэнции, потому что в противоположном случае клиент оказывается на это не способен, и может длительное время оставаться в фоне, даже не осознавая этого.
Часто, став фигурой, клиент на некоторое время погружается в страдание, потому что в советской системе воспитания зачастую ценностью объявлялось сохранение себя фоном для более важных вещей - интересов группы, родителей, партии и Мировой Революции. Однако было бы заблуждением сказать что такие эффекты есть только у более взрослых клиентов, потому что воспитание в таком ключе продолжается до сих пор. Одна из моих клиенток сказала о своей свекрови: "Она знает, как кому правильно жить, и это возводится в ранг Конституции". Во многих семьях такие "конституции" предполагают полный отказ от своих желаний в пользу желаний родителей, мужей или других людей. В случае конфлюэнции клиент может не обнаруживать себя крайне долго, потому что - как писал Пратччетт - в его голове работает невидимый молоток, запрещающий ему даже несколько секунд быть неполезным, сопротивляющимся, самостоятельным или просто неправильным.
Например, один из клиентов - мужчина - при просьбах мамы помыть посуду, сходить в магазин, сделать что-то по дому, сразу же вставал, прерывая все свои дела, и делал то, что она хотела. Ему даже не приходило в голову вставить в эту ситуацию "Я хочу или не хочу" - это нужно сделать. Сам он описывал, что в любой затруднительной ситуации у него в голове, как будто возникала инструкция "Надо делать это". Поэтому обнаружить себя и сформулировать запрос в терапии долгое время для него было просто невозможным, и его запрос звучал как "Похоже, что я делаю что-то не то, моя девушка несчастна со мной и считает меня слишком холодным, научите меня быть нехолодным". Спустя некоторое время мы с ним смеялись, что он, как настоящий робот, пришел к терапевту за апгрейдом оборудования и подключением функции "Нежность".
Итак, предположим, что все-таки "Я" клиента попало в фокус. Как дальше работают механизмы прерывания контакта относительно пары "фон-фигура"?
Обычно, в первую очередь включаются интроекты "Я - последняя буква в алфавите", "Плохо думать о себе" и - конечно же - "Это эгоизм!" (хотя эгоизм - по определению - это поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других, а так практически не бывает). В этот момент клиент очень часто переживает страдание, потому что он уже заметил собственные желания и потребности, но испытывает за них сильный стыд или страх. Фигурой в этот момент становится реакция других людей (чаще всего - близких, даже если клиент с ними давно расстался). И здесь очень часто сливаются две вещи: хотеть и делать. Сказать о том, что я, например, не хочу мыть посуду тогда, когда это удобно моей маме, абсолютно равно в голове клиента отказаться мыть посуду, причем в пренебрежительной и наиболее некорректной фоне. То есть клиент, замечая свою потребность и выводя ее в фигуру, не понимает, что он всего лишь сообщает своему терапевту "Мне бы не хотелось бежать мыть посуду, потому что я сейчас пишу бизнес-план проекта". Для себя говорит "Мама, иди к черту со своей посудой, ты меня задолбала, и мне на тебя плевать!". И фигурой тут становится реакция мамы. Клиенты сразу же чувствуют себя плохими, отверженными, неблагодарными и ужасными людьми, что и не позволяет им стать фигурой в своей терапевтической работе, возвращая их снова в фон.
Дальше появляется проекция. Чаще всего она зеркальная - гнев на длительное принуждение, усталость, раздражение приписывается другим людям. В этом случае клиент продолжает переживать страх: "Я буду вызывать у них злость, они меня уничтожат, они наговорят мне гадостей". И здесь фигурой становятся чувства других людей, которые трудно признать собственными. В случае длительного обесценивания клиента, он может долгое время делать фигурой отвержение других людей: "Я для них ничто" или "Они меня не поймут". И при этом клиент искренне расстраивается. Например, если муж у клиентки достаточно бесчувственный, мало проявляющий эмоции, при малейшем движении его мимики клиентка может воспринимать это как осуждение и дальше долгое время расстраиваться, что она каким-то своим поведением его расстроила, обидела. Ее потребности и желания, она сама могут долгое время вообще не рассматриваться, потому что она начинает жить в режиме диспетчера, пытаясь понять, что происходит с ее партнером и интерпретируя его реакции для коррекции собственного поведения.
Мужчины же часто используют проекцию для обоснования собственного сексуального поведения или запрета на него - "Я чувствую, что она меня хочет", хотя на самом деле хотят они, или же "Я ей противен" - хотя они не спросили. При этом собственные чувства как бы остаются в фоне и не признаются.
продолжение следует...