В рамках флэшмоба
"5 фильмов от пяти друзей" мне достался фильм "Метрополис" Фрица Ланга, спасибо товарищу
alex_mclydy. Фильм у меня давно на примете, но до классики обычно руки доходят в последнюю очередь. Итак, сегодня я расскажу о фильме, о судьбе которого впору снять какой-нибудь душещипательный фильм с Томом Хэнксом...
Далекое будущее. 2026 год. Общество поделено на два класса. Наверху, в блеске и сиянии огней, живут богатые и успешные люди, владыки мира. Внизу, глубоко под землей, трудятся рабочие, изнемогая от жары и пара машин, которые поставляют свет наверх. Их жилища находятся там. Сын Йо Фендерсона внезапно встречают Марию, которая приводит наверх детей рабочих, чтоб показать, какая жизнь ещё бывает. Заинтересованный девушкой, он спускается вниз и сталкивается со всем ужасом и безысходностью подземной жизни...
Фильм "Метрополис" в том виде, в котором его задумывал автор, просуществовал всего пару недель. Большая продолжительность - два с половиной часа - отпугивала зрителей, ну и собственно, число сеансов из-за этого было небольшим. А студия хотела отбить бюджет, который и так увеличился в сравнении с ожидаемым, большая массовка, неудачи при съемках и прочие трудности и так съели все запланированные деньги, студия даже прибегла к денежной помощи из Штатов. Собственно, из-за этого фильм был укорочен, а для Штатов и перемонтирован. Ланг позже говорил, что это "совсем не тот фильм, который он задумывал". Будучи, наверно, единственным евреем, которого признал Гитлер, он считал его фильм великим и говорил, что "мы выбираем, кого считать арийцем", Фриц Ланг вскоре благоразумно переехал в Америку и прожил ещё долгую жизнь, которая вряд ли была бы такой, если б он остался в Германии. "Метрополис" же, считавшийся самым дорогим немецким фильмом за всю историю - на сегодняшние деньги это обошлось примерно в 200 миллионов долларов - в 80-е подвергся еще одной переделке Джорджо Мородера, раскрасившего и озвучившего фильм современной на тот момент музыкой. Попытка увенчалась номинациями на "Золотую малину". Собственно, и смотрел бы весь прогрессивный мир укороченную версию фильма, если б в 2008 году в Буэнос-Айресе не был бы найден единственный полный экземпляр, сохранившийся в Музее кино. Хоть и обрезанная по краям для удобства хранения и в ужасном состоянии, это была наиболее полная версия фильма, позволившая составить впечатление о фильме, каким он задумывался и объяснить некоторые непонятки коротких версий. Реставрация, длившаяся год, позволяет теперь, спустя десятки лет, увидеть фильм таким, каким его сделал режиссер Фриц Ланг.
Знаете, фильм удивительный. Я люблю монументальный стиль, а тысячные массовки и филигранное использование света с миниатюрными моделями позволили создать живой и дышащий большой мир. Я без дураков удивлен масштабностью подхода. Людей брили наголо для массовки с рабами, объемная массовка из детей, ожоги, полученные при съемках, съемки в ледяной воде, фильм создавался большим трудом и большими потерями. И это чувствуется. Несмотря на почти девяностолетний возраст, фильм смотрится свежо до сих пор. И тому много причин. Я не буду упоминать о том, что из "Метрополиса" выросла почти вся современная кинофантастика. Это и так понятно и логично, было б странно, если б наоброт. Но сама постановка идеи неравенства классов, естественные отыгрыши актеров, с редкими моментами переигрывания, роскошные смачные кинематографические ракурсы и много достоверных вещей, сами понимаете, компьютерной графикой тогда отделаться не могли. Шутка ли, для изготовления знаменитого робота с ведущей актрисы снимали мерки, чтоб костюм по очертаниям был похож на её тело, и для этой процедуры актрисе пришлось пролежать неподвижно часами, и когда в кадре двигается робот это не кукла, а актриса в специальном пластике, который вообще не проускал воздух, а в момент, когда Мария лежала в прозрачном футляре, актриса потеряла сознание не от актерской игры, а натурально от нехватки воздуха, ну и если героиню в кадре поднимают на высоту за волосы, то это... ну вы поняли, актрисе Бригитте Хельм тяжело пришлось на съемках, дебютантка выполняла сложные трюки вместо каскадеров, Фриц Ланг своим перфекционизмом и требованиями доводил актрису до нервного истощения. А чтобы заставить двигаться модельки машин, была придумана сложная и новаторская система постановки зеркал.
В общем, мне сложно писать про безусловный шедевр кинематографа. Он увлек меня с первых кадров и практически не отпускал. И даже без учета его заслуг в жанре для последующих фильмостроителей, возраст фильма не чувствуется - много выпуклых, запоминающихся образов, постановка вечной проблемы классового неравенства, размах постановки и происходящих событий, цитирование библейских легенд, элементы фильма-катастрофы - можно смаковать что угодно. Поставить высшую оценку, хотя оценку фильма выставили поколения и проверка временем, мне не позволил лишь слегка смазанный финал. Подводили к катарсису мирового порядка, и я ожидал настоящей уличной революции и вообще всеобщего катаклизма. Но...
Итак, не знаю, что, по сути, еще сказать. "Метрополис" - вечный фильм о вечной проблеме, к слову сказать, вырезанные полчаса только раскрыли пару второстепенных персонажей, но особой погоды не сделали, хотя почти всю вырезанную детскую массовку жалко, но все равно хорошо, что фильм спустя столетия приведен в форму, в которой задумывался. Для меня же это один из лучших фильмов жанра "фантастика", и один из лучших немых фильмов и просто очень красивый фильм, который постоянно хотелось "скриншотить". Фильм, история создания и сложной "жизни" которого не менее интересна, чем сами события, происходящие в фильме. Спасибо Алексу, что посоветовал.
В зачёт
2016-фильм-челендж - 19. Немое кино. 5/52.