Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…
А.Блок
Как я люблю наблюдать за чужой работой!
Вот мясник на рынке рубит мясо - топор со всего размаха опускается точно в сантиметре от пальца…жутко и красиво! Портниха раскраивает мне платье - «поющие» руки порхают над тканью, и за час на глазах из смутной идеи рождается изысканный результат.
Приятельница переводит на английский доклад для конференции. Ее лицо, в жизни не яркое, сейчас отражает сменяющую гамму чувств - задумчивость, недоумение, страдание - и вдруг вспыхивает ослепительной радостью - удалось найти нужное слово.
А как я люблю наблюдать за работой своих коллег-психотерапевтов! Это импровизация сродни джазовой, это изысканная шахматная партия, это умная, тонкая ювелирная работа…
Мне кажется, профессионализм - это больше, чем просто набор приемов и навыков. Это всегда - бесконечный интерес к своей работе. Это всегда - сомнения и потребность знать больше, глубже. Это приобщение к настоящему, твоими усилиями созданному. А еще профессионализм всегда - взаимная любовь!
В нашей стране профессионализм редко приносит много денег. Зато он дарит ощущение полноценности и бесценное чувство УВАЖЕНИЯ К СЕБЕ. Когда я вижу профессиональную работу, под ложечкой у меня появляется холодок восторга. А в душе - благодарность и восхищение. Впрочем, это происходит редко. Потому что чаще я сталкиваюсь с имитацией.
Когда доктор Курпатов появился на телеэкране, я ужасно обрадовалась. Я решила, что это поможет пропаганде психотерапии. После нескольких передач я насторожилась: действо, происходящее на экране, не имело к психотерапии никакого отношения. Скорее, это можно было назвать вульгарной педагогикой: 20 минут расспросов и 10 минут директивных советов. Некоторые из этих советов были просто дикими, например: «имитируйте оргазм, и он придет». Эта вопиющая безграмотность с точки зрения сексологии прозвучала для громадной телевизионной аудитории. Наверное, гадкое телевидение навязало доктору роль, думала я... Купила книжку Курпатова и окончательно расстроилась. Этакое полуграмотное, неряшливое резонерство с упрощенными выводами и примитивными советами.
Мне есть с чем сравнивать. Я имела счастье видеть работу настоящих психотерапевтов. Как правило, небогатых и незнаменитых - замечательных профессионалов своего дела. Там работа имела цель, смысл, результат…
Он морочит всем голову, решила я. Но зачем? Ради денег? Или тщеславия? И вдруг, слушая очередные малокомпетентные рассуждения, меня осенило: Он, бедный, сам не знает, что он не знает. Даже не догадывается! Он думает, что он настоящий. Вот откуда эти мессианские интонации.
Возможно, и Грабовой со временем стал верить, что оживляет мертвых.
В сфере психологических услуг имитация сегодня занимает одно из первых мест. Многочисленные тренинги, курсы, консультирование… Впрочем, об этом отдельный разговор.
Но вот известная всем «марка» - психоанализ. Когда общаешься с психоаналитиками, ощущение, что попадаешь в эпоху паровозов и аэропланов. Со времен Фрейда и Юнга прошло 100 лет, и за это время о человеческой психике, ее законах и механизмах добавилось колоссальное количество знаний. А у психоаналитиков представления, рассуждения, терминология еще те, до 1-й мировой. Впрочем, печалит не это. Много лет я пыталась выяснить, с какими болезнями и проблемами психоанализ работает, а главное, - каков результат этой работы. Перелопатила кучу специальной литературы. Выяснилась поразительная вещь - данные о результатах отсутствуют. Вообще сколько-нибудь серьезной статистики - с кем работаем, с кем не работаем, кому стало лучше, кому хуже - не существует! Наверное, психоанализ можно сравнить с модой от кутюр - очень дорогое, бесцельно-самодостаточное искусство. Ради искусства.
Имитация - подделка? Фальшивка? Все не так просто. Имитаторы вовсе не мошенники. У мошенника цель - обмануть. А имитатор уверен, что он профессионал.
Имитация - стиль, образ и бренд современной жизни. Поэтому кто угодно может петь с эстрады, быть дизайнером, вести ток-шоу и психологические тренинги. А чтобы написать книгу, достаточно «знать грамоте». Сколько их, кое-как слепленных детективов, мелодрам, фэнтези? Наверное, столько же, сколько левой ногой сделанных сериалов.
И уже два десятка изданий объясняют, что глупые сериалы и вечный «Аншлаг» необходимы человечеству, потому что люди приходят с работы усталые, им не хочется думать, им надо просто отрелаксировать. Для меня загадка: отрелаксировать можно только на низкопробной халтуре? А на хороших комедиях и качественных юмористических программах расслабиться нельзя??
Неужто профессионализм не в цене? Не в цене. За имитацию платят больше. Профессионализм и не «в моде». В моде ловкие, жадные, неразборчивые - их уважают, ими восхищаются.
И если бы даже из могил встали великие, с мировым признанием артисты, боюсь, рейтинг Волочковой был бы намного выше Улановой, Басков переплюнул бы Карузо, а Заворотнюк, без сомнения, затмила бы Сару Бернар.
На самом деле, настоящих профессионалов в любой области не так много. А в нашей стране, к тому же, вывеска не гарантирует качество. Специалистов ищут по знакомым. «У тебя нет хорошего терапевта (электрика, преподавателя английского и т.д.)» - самый частый вопрос, который мне задают знакомые.
Поэтому когда мы задумали сделать сайт, мы кинули клич, и к нашим услугам оказалось 2 десятка веб-дизайнеров. Очень скоро выяснилось, что все они чистые программисты и о дизайне не имеют никакого представления. Они не видели, что цвета «дерутся», не понимали, что не стоит лепить «рюшечки» для красоты, не знали, что в любой картинке должен быть ритм и гармония. И, главное, они не понимали, что не понимают! Мы хотели дизайн в стиле модерн. Мы перебрали все 2 десятка, и большинство из них это слово только слышали, а некоторые не знали вовсе…
Дизайнер, не разбирающийся в стилях - это нелепость, чепуха…и реальность наших дней.
Параллельно нашим мытарствам с поиском дизайнера мы писали тексты. Наша задача была простым языком объяснить сложные вещи. Мы тщательно строили фразу, искали оригинальные метафоры и яркие образы, подбирали самые точные, самые емкие слова.
Однажды ко мне зашел приятель - мы должны были идти в «Современник» на «Мурлин Мурло». Я в это время мучилась над фразой. В ожидании пока я закончу, он копался в моей библиотеке и рассуждал о жизни. «Что ты бьешься за качество? Людям это не нужно. Людям нужен Дейл Карнеги с простыми житейскими советами. Чем примитивнее совет, тем больше у человека иллюзий, что изменить свою жизнь можно легко и быстро. Вот, посмотри - и он вытащил книгу очень известного психолога, книгами которого завалена Москва, - он же, судя по тексту, в психологии ни ухом ни рылом. А на обложке - «автор уникальной методики». И у него, между прочим, свой центр. Вот как надо работать!»
Я огрызнулась: «А что же ты не пойдешь в пластические хирурги? Отсасывал бы жир у богатых теток и ездил бы на Мерседесе». Приятель мой, замечательный сосудистый хирург, развеселился: «Жир? Легко! Но не пойду. Это все равно что Пикассо предложить рисовать комиксы».
И мы отправились в театр. А Елена Яковлева, которую я знала как интердевочку и Каменскую оказалась потрясающей актрисой. Я очень насторожено отношусь к фильмам и спектаклям, где речь идет о душевнобольных. Обычно их играют, не зная «материала», из-за этого даже хорошие актеры сваливаются в дешевую театральность: закатывают глаза, страшно кривят лицо. А Яковлева меня потрясла не только актерской игрой, но и абсолютной достоверностью. Жесты, интонации, мимика - ах, как все было верно, до боли узнаваемо. Потому что одно из моих мест работы - психиатрическая больница, я с этими людьми работаю. Было очевидно, что и режиссер и актриса «материал» досконально изучали, на этом и стоит профессионализм. Поэтому не было фальшивого надрыва, но звучала потрясающей высоты живая трагическая нота. И в конце спектакля я заплакала.
После спектакля мы бродили по вечерней Москве и философствовали: Может быть, так было всегда? Может быть, настоящего в жизни вообще меньше, чем искусственного, фальшивого, поддельного? И память услужливо подсказала строчки из «Степного волка» Германа Гессе: «Кто во времена Моцарта правил миром, снимал пенки, задавал тон и имел какой-то вес - Моцарт или дельцы, Моцарт или плоские людишки? А как он умер и как похоронен?» Как известно, Моцарт умер в бедности, и никто не знает, где его могила.
Возможно, имитация столь распространена, потому что отвечает подсознательной «голубой мечте» большинства - хочу, чтобы все получилось, но без напряга, без знаний и умения, без вложения сил и времени. Точь-в-точь наркоманы, которые ищут легкого и быстрого кайфа. Да, и к имитации как к наркотику привыкают, на нее подсаживаются… А потом без нее уже не представляют себе жизни.
Оглянитесь, разве имитация касается только профессии? Имитировать можно все: семью (мне ли, семейному психотерапевту, этого не знать!), родительскую любовь (и от детей требовать изображения любви), горе и радость (это особенно хорошо видно на свадьбах и похоронах).
Грубый Ницше делил людей на «личностей» и «невнятное стадо». Во все времена для «стада» предлагался простой рецепт: если не можешь быть, старайся казаться. Когда удается долго казаться, начинаешь верить, что это правда. И это значит, имитация жизни удалась!
А потом приходит смерть. Но уж она-то не позволит себя имитировать…