О диспуте по поводу consensus patrum

Sep 27, 2016 17:04

Хотел бы высказать некоторые мысли по поводу диспута между о. Георгием Максимовым и А.Г. Дунаевым ( Read more... )

Leave a comment

Comments 14

bona_mente September 27 2016, 16:29:13 UTC
//Догматическая истина есть истина вне зависимости от того, выражена она на поместном Соборе или на Вселенском (или даже если она выражена отдельным Отцом)//
"Истина есть истина" - да, конечно, если иметь в виду абсолютную Божественную истину. Но знать её можно только в той или иной степени приближения, потому что "Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан." (1Кор13:12).
Догмат же - это, по определению, утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).
Таким образом, "если она выражена отдельным Отцом", но не утверждена церковью, то это не догматическая истина, а теологумен.

Reply

in_doctus September 28 2016, 05:00:36 UTC
+Таким образом, "если она выражена отдельным Отцом", но не утверждена церковью, то это не догматическая истина, а теологумен. +

Как это - теологумен? Вы хотите сказать, что то, что говорилось отцами-каппадокийцами против Евномия, не было истиной, а простым теологуменом, пока не было соборно утверждено? То, что писал свт. Кирилл Александрийский против Нестория, не было истиной до соборного утверждения? Может быть, и то, чему учил Ап. Павел об обращении язычников, не было истиной, пока не было утверждено Апостольским собором в Иерусалиме?

Эта логика, по-моему, ставит телегу впереди лошади. Собор выражает догматы, но этим не превращает частное мнение в истину, а подтверждает ту истину, которая уже имеется в Церкви.

(по некотором размышлении...) наверное, все же в том, что я сказал, есть некоторая несообразность: более точно - Отцы могут выражать истину и учение Церкви, но догматы формулируются соборно.

Reply

bona_mente September 28 2016, 10:05:15 UTC
Вероятно, нужно определение понятия "истина" - я понимаю по-словарному: "истина" - это мысль или высказывание, соответствующее своему предмету, соответствие знания действительности.

//Как это - теологумен? .... Может быть, и то, чему учил Ап. Павел .... не было истиной, пока не было утверждено Апостольским собором в Иерусалиме? //
Конечно, ап. Павел хорошо понимал, что вопрос об обрезании (не обрезании) язычников будет оставаться его частным мнением, пока не найдет авторитетного подтверждения Церкви. Поэтому и обратился к собору Апостолов.
На том этапе это был важный вопрос, но не догматический, - понятие "истина" по отношению к нему уж слишком высоко. Павел сам позже писал: Обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих. (1Кор.7:18).

Reply

in_doctus September 28 2016, 11:55:24 UTC
+Конечно, ап. Павел хорошо понимал, что вопрос об обрезании (не обрезании) язычников будет оставаться его частным мнением, пока не найдет авторитетного подтверждения Церкви. Поэтому и обратился к собору Апостолов.+

Все было не совсем так. :)

Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. (Деян. 15:1-2).

Павел не "обратился к собору", потому что не был уверен в своем "частном мнении". Собор был созван из-за лжеучения "некоторых, пришедших из Иудеи". Если бы этого лжеучения не было, не было бы и необходимости собирать Собор.

+На том этапе это был важный вопрос, но не догматический+

Вопрос спасения - послание к Галатам практически все этому вопросу посвящено...

"Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому ( ... )

Reply


rwmios_f October 11 2016, 14:17:46 UTC
Я тоже отреагировал на этот жалкий диспут. См.последнюю заметку. Меня поражает пассивность Максимова и его не реагирование на очень примитивные выпады и жульнический троллинг Дунаева. Что значит "Дамаскин более - менее авторитетная догматика? абсолютно авторитетная!
Почему не остановил Дунаева в его жульнических спекуляциях, что дескать ΔΙΑ ΤΟΥ ΥΙΟΥ =через Сына всегда было? Дунаев жульнически уравнивает еретическое ΕΚ ΤΟΥ ΥΙΟΥ=от(из) Сына с православным "через Сына" и православный(?) опоннент позволяет ему это и пропускает это мимо ушей?

Reply


Leave a comment

Up