В последнее время несколько дискуссий на эту тему было: здесь и здесь, например, не говоря уже об эпической истории visionfor, которая, конечно, далеко не только об этом
( Read more... )
Тут еще надо учесть особенность святых подвижников: о благодатных дарах они, по примеру ап. Павла, обычно говорили в третьем лице - "Знаю человека во Христе, который...", а когда они хотели научить человека, обратить его внимание на дела и помыслы, м.б. даже обличить в грехах, они часто говорили как бы о себе, по принципу - "... из них же первый есмь аз". Кроме того, не каждый святой был "от юности изряден постник, кроток, милостив", были и раскаявшиеся преступники. //«принизить» себя, даже если не видишь своей вины. .... Хотя само по себе духовно оно ничего и не дает,...// - да нет, любое сознательное самоограничение из любви к ближнему без духовной пользы не остается.
Мне представляется, что не правильно противопоставлять сокрушению о своих грехах исправление себя. Они вместе бывают. Если я могу исправиться - хорошо. Если не получается пока - сокрушаюсь.
+не правильно противопоставлять сокрушению о своих грехах исправление себя. Они вместе бывают. +
Конечно. Истинное покаяние включает и то, и другое. И еще надежду на милость и помощь Божью (которая не постыжает, т.к. сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит), и благодарность, см. Пс. 50.
Я же противопоставляю не сокрушению, а чувству вины и подавленности. Это совсем разные вещи. Первое - печаль ради Бога, а второе - печаль мирская (2 Кор.7:10). Первое сопровождается исправлением и близостью с Богом, второе - нет.
"Чувство вины" и "вина" - не одно и то же. Вина может не осознаваться человеком и не сопровождаться чувством вины. И наоборот, чувство вины может не иметь реального основания и быть навязанным извне. ("вина" - и у Дьяченко и у Даля это "причина", "начало", "источник", "повод"). Думается, печаль ради Бога (печаль по Бозе) не исключает признания вины или оправдания - : Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. (2Кор.7:11)
Слово "сокрушение" в наши дни понимается не совсем так, как в ц-сл. , ведь на самом деле это - слом, разбитие: Сердце сокрушенно - это сломленная, разбитая гордость, оттого оно и смиренно
Хорошая у вас тема. У нас иногда не правильно понимается уничижение и смирение. Вместо реального видения грехов, ошибок отрывающих тебя от Бога, мы начинаем впадать в такое жесткое уныние "я плохой" и считаем это смиренным состоянием перед Богом. Да ещё некоторые духовники прекрасно этим пользуются. А ведь Христос пришёл дать надежду и показать путь. И вместо того, что бы начать исправляться, вставать и идти, падать и опять вставать и идти к Нему, мы сидим в болотце, твердим мантру "я плохой" и считаем, что это и есть смирение нужное Богу. А ведь сидя на месте со своей виной или даже написав список грехов мы к Нему не идём. - брат, смотри там Христос, Он нас зовёт к себе... - да зачем я Ему нужен, я плохой, пусть другие идут, я же не достоин, буду сидеть и плакать над собой.
высказывания святых о том, что они - худшие из грешников, объясняются тем, что они удостоились видеть свою настоящую природу в нетварном Свете Божьем.
Грешный человек увидел себя в свете Евангелия - т.е. точно так же в Свете Истины - и исповедует свою греховность. Если не увидел - значит, у него "всё в порядке". Если всё в порядке, то в чём каяться?
что «правильное состояние» христианина - постоянное чувство своей вины?
Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну - не?
Много и хорошо на тему близости к Богу говорит свт. Игнатий. Я не буду искать цитаты, а суть одна - не покусись. Не покусись, будучи неочищенным от зловония страстей, лезть в Богообщение, да не связан будешь извержен в ров прельщения.
Возможно, в этом всё и дело - в разных состояниях разных людей?.. Но, как в тексте было сказано, святые видят своё убожество. Святые видят своё убожество, кающиеся грешники видят своё убожество... Тогда кто не видит?
+Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну - не?+
Хотите, чтобы я возражал пророку? ;) Разве у Давида про чувство вины?
Знаю мое беззаконие и помню про свой грех... Апостол Павел всегда знал и помнил... но думаете, он был постоянно угнетен и подавлен этим?
Да, какой-то период скорби есть - но он должен вести к покаянию, а не длиться постоянно... я же как раз и пишу про разницу между "чувством вины" и настоящим покаянием...
Насчет свт. Игнатия, честно говоря, не понял, в чем связь с данной темой - по-моему, это о другом.
Comments 11
Кроме того, не каждый святой был "от юности изряден постник, кроток, милостив", были и раскаявшиеся преступники.
//«принизить» себя, даже если не видишь своей вины. .... Хотя само по себе духовно оно ничего и не дает,...// - да нет, любое сознательное самоограничение из любви к ближнему без духовной пользы не остается.
Reply
Из любви-то да... но даже если просто из желания погасить конфликт без всяких положительных чувств к ближнему... и все равно полезно может быть.
Reply
Reply
Reply
Конечно. Истинное покаяние включает и то, и другое. И еще надежду на милость и помощь Божью (которая не постыжает, т.к. сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит), и благодарность, см. Пс. 50.
Я же противопоставляю не сокрушению, а чувству вины и подавленности. Это совсем разные вещи. Первое - печаль ради Бога, а второе - печаль мирская (2 Кор.7:10). Первое сопровождается исправлением и близостью с Богом, второе - нет.
Reply
("вина" - и у Дьяченко и у Даля это "причина", "начало", "источник", "повод").
Думается, печаль ради Бога (печаль по Бозе) не исключает признания вины или оправдания - : Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. (2Кор.7:11)
Слово "сокрушение" в наши дни понимается не совсем так, как в ц-сл. , ведь на самом деле это - слом, разбитие: Сердце сокрушенно - это сломленная, разбитая гордость, оттого оно и смиренно
Reply
У нас иногда не правильно понимается уничижение и смирение. Вместо реального видения грехов, ошибок отрывающих тебя от Бога, мы начинаем впадать в такое жесткое уныние "я плохой" и считаем это смиренным состоянием перед Богом. Да ещё некоторые духовники прекрасно этим пользуются. А ведь Христос пришёл дать надежду и показать путь. И вместо того, что бы начать исправляться, вставать и идти, падать и опять вставать и идти к Нему, мы сидим в болотце, твердим мантру "я плохой" и считаем, что это и есть смирение нужное Богу. А ведь сидя на месте со своей виной или даже написав список грехов мы к Нему не идём.
- брат, смотри там Христос, Он нас зовёт к себе...
- да зачем я Ему нужен, я плохой, пусть другие идут, я же не достоин, буду сидеть и плакать над собой.
Reply
Грешный человек увидел себя в свете Евангелия - т.е. точно так же в Свете Истины - и исповедует свою греховность. Если не увидел - значит, у него "всё в порядке". Если всё в порядке, то в чём каяться?
что «правильное состояние» христианина - постоянное чувство своей вины?
Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну - не?
Много и хорошо на тему близости к Богу говорит свт. Игнатий. Я не буду искать цитаты, а суть одна - не покусись. Не покусись, будучи неочищенным от зловония страстей, лезть в Богообщение, да не связан будешь извержен в ров прельщения.
Возможно, в этом всё и дело - в разных состояниях разных людей?.. Но, как в тексте было сказано, святые видят своё убожество. Святые видят своё убожество, кающиеся грешники видят своё убожество... Тогда кто не видит?
Reply
Хотите, чтобы я возражал пророку? ;) Разве у Давида про чувство вины?
Знаю мое беззаконие и помню про свой грех... Апостол Павел всегда знал и помнил... но думаете, он был постоянно угнетен и подавлен этим?
Да, какой-то период скорби есть - но он должен вести к покаянию, а не длиться постоянно... я же как раз и пишу про разницу между "чувством вины" и настоящим покаянием...
Насчет свт. Игнатия, честно говоря, не понял, в чем связь с данной темой - по-моему, это о другом.
Reply
Reply
Leave a comment