Этак в 9 классе я с двумя одноклассниками - Женя Жарко и Саша Потачиц, привет! - решили покупать/выписывать автомобильные газеты. Это было потрясающее время.
Мы увлекались автомобилями, смотрели и читали про "Формулу-1", ходили на "Минский международный автосалон". Женя к тому моменту выписывал "Автогазету" - солидное уважаемое издание (выходила с 1994 раз в неделю). Мы с Сашей тоже выбрали себе по изданию. Саша взялся за "Автодайджест" (выходила с 1996 еженедельно). Я присмотрел себе газету "Мир моторов" (еженедельно с 1997). На толстенный "Автобизнес Weekly" (еженедельно с 1993) ни у кого из нас не хватало карманных денег. Таким образом, каждую неделю у нас было три автомобильных газеты, которыми мы обменивались и потом все обсуждали.
Еще помню, что в киоске в то же время продавалась еще одна автомобильная газета, у нее еще была черно-розовая плашка. Называлась она, кажется, "Автостиль", но это не точно. Газеты с таким названием Национальная библиотека Беларуси не знает (но это еще не показатель - об этом ниже). Мы купили пару выпусков ее и все на том.
Обновление от 06 июля 2024.
Это была газета "АвтоБлиц", которую издавала компания АСА (та самая, что выпускала газету Автобизнес-weekly и журнал АБС) вместе с неким ООО "Афтерглоу", позже учредителем и издателем стало ООО "Билитис", а редактором был Андрей Михайловский.
От "Мира моторов", если я правильно помню, отпочковался "Мир тяжелых моторов" - цветное издание про грузовики и автобусы (выходило с 1997 раз в 2 недели). Помню, я даже однажды к ним приехал в редакцию, и мне выдали один или два недостающих номера со спецрепортажем про грузовой автосалон в Ганновере в 1998-м. Вместе и "Мир моторов", и "Мир тяжелых моторов" посвятили автосалону три-четыре спецвыпуска, - я собрал их все, и они до сих пор лежат где-то в ящиках стола. Оттуда я узнал, например, про бескапотник Freightliner Argosy - очень красивый. Он уже перестал выпускаться, а до сих пор выглядит круто.
А еще я в школе подписался на газету "Автозаводец" - это многотиражка МАЗа, самое дешевое издание про автомобили. Было не очень интересно, после одного месяца подписки я бросил это дело.
Наше совместное коллекцинирование не продлилось долго. Женя, кажется, продолжил покупать "Автогазету" (если не ошибаюсь, она стала первой выходить в цвете). У меня часто не хватало денег, а в 1999-м "Мир моторов" перестал выходить. В том же году начал выходить недорогой рекламный журнальчик "Автотехник+" на газетной бумаге, который потом чуток оброс и новостями, и даже текстами про Формулу-1. У меня даже была их фирменная кепка, за что меня в универе называли автотехником. Потом, уже в нулевых, он закрылся, а часть редакции основала новый журнал - "Автомир" (не путать с одноименным российским), который я покупал с первого номера (2002, раз в 2 недели), а потом стал выписывать. В каком-то их конкурсе я даже выиграл набор автоинструментов. Журнал был черно-белым, но на плотной бумаге, а ближе к концу своей жизни тоже скатился в газетную бумагу. Я собрал все-все выпуски.
Где-то в середине нулевых я также подписался на газету "АвтоСтоп" (выходила с 2002) - это было гродненское издание про автомобили (выписал ради названия).
В 2004 году начал выходить журнал об автоспорте "МоторСтарсРевю", и я на него даже подписался. Кажется, вышло всего 2 номера, после чего редактор Максим Моськин приезжал на встречу со мной и возвращал деньги за подписку.
И был еще один какой-то похожий журнальчик формата А4, черно-белый, с такой же черно-белой обложкой из обычной бумаги, с названием вроде как GrandPrix. Я для него написал заметку про Bugatti в Формуле-1, но журнал загнулся еще быстрее, чем карьера Bugatti в Формуле-1 :)
В 2000 году появился крутой автомобильный журнал "Корвет" от автодилера "Юкола-сервис". Несколько выпусков я получил на "Моторшоу" и, кажется, что-то покупал изредка. В 2002 от него отпочковался детский автожурнал "Клуб Next: будь следующим", в который я даже собирался писать, но он тоже очень быстро умер, протянув два выпуска.
А еще с 1994-го выходил толстый журнал "АБС", изначально черно-белый (не путать с российским "АБС-авто"). У меня был один из старых-старых номеров, примерно 1996 года (должен сохраниться до сих пор) - а потом, 20 лет спустя, я написал для журнала несколько статей, а мой одногруппник Володя Гурьянов был там редактором.
Совсем забыл про белорусский глянцевый журнал "Автосалон", а ведь у меня должны заваляться несколько номеров. Выходил с 2005 года еженедельно по крайней мере до конца 2009-го.
И был у меня цветной глянцевый белорусский журнал-альманах "Ездок" за 1996 год. Там я читал статьи про гонки DTM, про уникальный Bugatti Atlantic, там была изящная цветная реклама сотового оператора "Белсел" и многое другое. Национальная библиотека ничего не знает про этот журнал - а он у меня сохранился.
Российские издания "За рулем", "Клаксон", "Авторевю", "Автомобили", "5 колесо" попадали к нам редко, чаще всего мы их подтыривали на "Автосалоне"/"Моторшоу" или иногда покупали на барахолке в Ждановичах.
Что стало с белорусскими автогазетами и автожурналами, которые я читал? Вот до каких лет они прожили:
* Автогазета: с 1994 до 2008 еженедельно или почти еженедельно, после до 2011 раз в 2 недели
* Автодайджест: с 1996 до 2013 еженедельно, после до 2019 раз в две недели, потом ежемесячно - выходит до сих пор
* Автобизнес Weekly: с 1993 до 2018 еженедельно
* АвтоБлиц: с 1996 до конца 1998 почти еженедельно (48-49 выпусков в год)
* Мир моторов: с 1997 до 1999 еженедельно
* Мир тяжелый моторов: с 1997 до 2020 раз в 2 недели, потом ежемесячно - до сих пор
* Автотехник+: с 1999 до 2002, раз в месяц
* Автомир: с 2002 до 2003 раз в 2 недели, после до 2005 раз в месяц
* Автостоп: с 2002 до 2005 еженедельно
* Корвет: с 2000 до 2006 ежемесячно
* АБС: с 1994 до 1999 раз в 3 месяца, после до 2008 раз 2 месяца
* Автосалон (журнал): с 2005 до 2009 раз в месяц
Наконец, еще несколько изданий, которых я сам не помню, но в прошлом году специально полистал в библиотеке.
* "АвтоСалон" появился в 1996-м при газете "Вечерний Могилев" - продержалась до 1999-го, выходя раз в 2 недели. Нормальное было издание, живое.
* "Автожизнь" вышла в 1996-м и размахнулась, написав порядковый номер в три разряда: №001. Шесть выпусков вышло, дальше все.
* "Автовести" вышли в 1999 году - и тоже написали №001. Вроде бы вышло всего 3 выпуска.
* "МоторСпортРевю" была потрясающим изданием про спорт. Автомобильный, мотоциклетный и даже авиационный! Много репортажей, технических статей и вообще полезной, интересной информации. Выходила в 1996-1998 раз в 2 недели.
Друзья подсказали журнал "Вираж" - про него Националка знает! Журнал издавали БелАвтоМАЗ и Минтранс, выходил ежемесячно в 1991-1995.
Еще были "Транспортник Белоруссии", но это просто отраслевое издание от Министерства транспорта и коммуникаций (хотя номера за 1960-е годы довольно интересны - много старых фоток).
Удивительно, но найти в интернете нормальные (или вообще хоть какие) изображения "Автогазеты", "Автодайджеста", "Автобизнеса weekly", "Мира моторов" не представляется возможным! Так что потерпите, пока доберусь до домашних залежей.
А вот еще интересное воспоминание белоруса про белорусскую автомобильную прессу!
https://www.drive2.ru/b/696220