Оригинал взят у
nandzed в
"Идея о существовании некоей религии «Индуизм» создана западными империалистами..." Рампури Баба: В 1972 году я встретил в Индии голландского профессора Фритца Столла, замечательного востоковеда, образованного в области ведической религии, ритуалов, санскритской грамматики, философии. Он предложил мне посетить кафедру восточных исследований в университете Беркли, в США, которую он возглавлял. К тому времени я уже получил посвящение в орден Пури и жил в Индии пять лет, бродил вместе с баба, свободно говорил на хинди, учил санскрит. Мне тогда было 24 года и я посмотрел свои запасы денег - у меня в сумке было только несколько пайсов - не хватало даже на чай. И я стал думать - вот я повзрослею и что я буду делать, как зарабатывать? Сейчас бы я мог стать тем, кого на западе называют йога-тичер, но в те годы, если бы вы утверждали, что массы обычных людей будут практиковать йогу, вас бы забрали в психушку. Тогда на западе считалось что йога - это для сумасшедших людей, хиппи, принимающих психоделики и т.п. И я подумал - может быть мне стать профессором востоковедения? И я решил вернуться в Штаты.
Я пришел к профессору Столлу и сказал - я уже старею, мне 24, я задумался о своем будущем. Он сказал, что я могу посещать любой его курс бесплатно, участвовать в его диссертации. Это было очень интересно для меня, так как все знания, которые я обрел в Индии, передавались традиционно из уст в уста, и у меня не было в голове систематизации, что я изучаю. Я знал мантры, мог рассказывать традиционные истории, знал как сделать дхуни (ритуальный очаг). В Индии не было классов, лекций, там я получал наставления пандита и потом рассказывал ему выученное, я должен был учить все наизусть, это были те же самые слова, что произносились тысячи лет назад где-нибудь в Варанаси, мне не надо было размышлять. И в Беркли я был поражен системностью изложения знаний - вот библиотека, вот один курс, второй, вот профессора-эксперты.
Целый год я учился по 18 часов в день, я думал - вот теперь я имею реальные инструменты для Индии. Теперь, у меня есть вся информация, я знаю исторический контекст, об арийском вторжении и т.п. И через год я вернулся, готовый покорять Индию. И я оказался подобно локомотиву, который врезался в кирпичную стену. Я вернулся к своим баба, к своему Гуру, и рассказал об арийском вторжении и исторической перспективе. Они спросили: кто тебе рассказал такие странные истории?
Все мои инструменты не сработали. Я понял что существуют два типа знания - местное, индийское знание, и академическое знание об Индии, возникшее за ее пределами. И они существуют параллельно, но никогда не пересекаются. Та же история с Шанкарачарьей. Когда я писал свою книгу, у меня был выбор - какую дату деятельности Шанкары поставить - 780 г., как в академических книгах, или 500 лет до н.э. , как это считается в индийской традиции. Как возникла такая дата? Во первых, есть текст «Шанкара Дигвиджая» - «Великая победа в четырех направлениях». В этом тексте дается полная информация о карте неба того времени, по положению планет можно определить датировку. Во вторых, существуют записи линий преемственности в матхах - главных монастырях этой линии. Один из самых важных - Шрингери матх на Юге Индии, это домашний матх Шанкары, где существует непрерывная линия передачи, истоки которой около 700 лет д. н.э. Все датировки записаны, потому что существуют рукописи подношений храму, кто когда пожертвовал деньги, и имя маханта (главы) монастыря. До сих пор эта традиция жива - делать подобные записи. Также датируют и события времен Будды и т.п.
Вообще, идее «Индуизма» или «Буддизма» - не более 100 лет отроду. Идея о существовании некоей религии «Индуизм» создана западными империалистами из желания описать мир согласно своей системе ценностей. Невозможно оценить древний мир с точки зрения современного. Если вы заглянете на пару сотен лет назад, эти границы между буддизмом и индуизмом исчезают. Остается понятие Дхарма, духовное учение. Если вы посмотрите на Тибет с его тантрическими ламами, йогами, то они гораздо ближе к индийским нага баба, чем например к монахам Шри Ланки или Тайланда.
У тибетцев есть йоги - нагпа, которые носят серьги, длинные волосы, также поклоняются Махакале. В Непале я видел тибетского баба, с дредами, который жил в ашраме Горакхнатха, и на вопрос ответил, что «разницы нет - это Гуру Ринпоче». Я скажу тебе, почему.
В ордене Джуна Акхара есть 52 линии. 16 линий Пури, 14 Гири, еще 13 Гири, это сорок три линии, 4 Бхарати, 4 Сарасвати, это пятьдесят одна, а пятьдесят вторая линия называется Лама. Существовал учитель по имени Камал баба, который жил на территории современного Пакистана, в районе Пешавара, рядом с афганской границей. Эту местность еще называли Уддияна. Камал баба посетил Тибет и у него там были ученики. Там его называли Гуру Ринпоче или Падмасамбхава, а его линию - Лама. И внутри нашей Акхары признают тибетских лам из линии Падмасамбхавы, Гуру Ринпоче. Может многие тибетцы об этом не знают, потому что в Тибете Падмасамбхава просто проявился, но для нас он был одним из баба, который ушел в Тибет. Он даже изображается с тришулом (трезубец), как садху.
Много лет назад я посещал Ладакх вместе со своим близким другом Бир Гири баба, с которым вместе я руководил ашрамом в Харидваре, это был большой человек с большой джатой (дредлоками). Везде, где мы появлялись, местные звали его «Гуру-лама». Так что многие академические книги, тщательно проводящие разделение, написаны мыслителями, не имеющими контакта с живым положением вещей.
Несколько лет назад я беседовал с Дэвидом Фроули на тему арийского вторжения, и я ему сказал, что нужно не доказывать ошибочность этой теории, как он делает, а показать что попытка влезть с подобной теорией в историю Индии в принципе абсурдна. Покажите мне хотя бы одно традиционное сообщество в Индии, которое придерживалось бы такого взгляда, ходя бы небольшой отголосок этой теории хоть в какой-то традиции... Но нет ничего подобного.
То есть история создавалась в последние 150 лет, во время захвата Индии. Даже имя Индия создано британцами, в Махабхарате есть название Бхарата Варша.
Это делалось для большего контроля захваченной страны и ее культуры, для попытки унифицировать. Люди из империй любят все упорядочивать - один Бог, одна священная книга... «Мой Бог истинный, значит ваш Бог - фальшивый. Переходите в мою религию». Так что такие книги интересны для людей, которые не знают реального положения вещей.
Я написал в своей книге, о нашем главном Гуру - Даттатрейе. Даттатрейя жил в Трета югу. Вы хотите знать, когда точно он жил? Он был современником Парашурамы, они много раз встречались. Нага баба - ученики Гуру Даттатрейи.
Вы знаете что значит слово апсара? Ааб - значит вода, а сара - значит течь. Сара-сара-сара - это звук текущей воды в реке. Итак, изначально апсара - это нимфа воды, богиня из реки. Я часто советую людям из Европы попытаться почуствовать божественное в своих собственных реках, вернуться к контакту с духами своей земли.
Как-то я жил на берегу реки в горах, месяц в одиночестве, и в какой-то момент мне очень ясно показалосьчто я слышу из реки какое-то пение, ощущаю чье-то присутствие там.
Еще вопрос - культура садху сконцентрирована вокруг дхуни (ритуального очага). Кажется, они только сидят вокруг дхуни и ничего больше не делают. Вся деятельность связана с огнем, как поддерживать его, сохранять живым, и если ты не умеешь этого, тебя не признают за садху. И дым всегда идет тебе в лицо... Поначалу дым всегда идет тебе в лицо, где бы ты ни сел (смеется). Как я упоминал в своей книге, когда ты живешь у дхуни, и кто-то приходит тебя навестить, дым идет ему в лицо. Это как иметь собаку, которая сразу бросается обнюхивать гостя (смеется).
Если вы хотите что-то знать о реальной Тантре, то знайте, что у нее только два источника - Даттатрейя и Ренука. Вы знаете эту жутковатую историю - как риши Джамадагни позвал семь своих сыновей и спросил их - кто из вас мой истинный ученик? Все сказали - мы твои ученики, отец. Парашурам был младшим сыном. Тогда Джамадагни сказал - если вы истинные ученики, идите и отрубите голову вашей матери. Никто не захотел, и когда дошла очередь до Парашурама, он достал свой топор и немедленно отрубил матери голову. Джамадагни сказал - ты мой истинный ученик, без сомнения выполнивший мой приказ, теперь говори любое желание, я его исполню. Парашурам попросил вновь оживить свою мать. Риши взял голову жены и мистической силой вновь прирастил ее. В этой простой истории, которая в устной традиции имеет много вариантов, содержиться множество семян, из которых потом выросла Тантра.
С одной стороны, время меняется. Садху вынуждены контактировать с современным миром не как раньше. Если раньше мы бродили по Индии и приходили в какое-то место, посещали храм, то приходило большинство мужчин, женщин было не много, они сидят дома, таков обычай, но дети собирались все, сидели плотно друг к другу и слушали, раскрыв рот. Слушали истории о садху из других мест, о Раме, Кришне, Шиве... А недавно мы были в какой-то деревне, пришли к храму, сели, но народу было очень мало, детей не было. Мы спросили - где дети? Кто-то из местных объяснил, что они все смотрят телевизор, американские мультфильмы с переводом на хинди. Авторитет садху, рассказчика историй, ушел. Много веков старец, баба, был авторитетом, а сейчас внимание направлено на ТВ - в Индии, США, России, везде... Знание уже не передается из уст одного человека в уши другого, что было основой традиции садху, теперь в поисках информации люди смотрят телевизор или интернет. Так что некоторые религиозные авторитеты стали выступать и проповедовать по ТВ, они обращаются к людям, как рекламщики к покупателям, потому что мы живем в эпоху покупателей. Раньше люди обращались к баба, проходящим через деревню, за благославениями и советами, что делать если в жизни проблемы и т.п. Получали вибхути (пепел из ритуального очага), благославляющие прикосновения. Теперь господствует идеология среднего класса - они ждут, что им представят продукт, они его рассмотрят, и если понравится, то приобретут, а если нет, выберут другой продукт. Они хотят знать, что Гуру "может предложить", Гуру по их представлениям должен сделать рекламу, и тогда они возможно приобретут его "товар", станут его последователями. Это прямо противоположно тому, что делали традиционные баба.
Некоторые баба подготовились к эпохе покупателей - они приобрели землю, построили большие ашрамы, выпускают продукты - от книг до четок, предлагают людям, потому что люди хотят приобрести что-то от религиозных авторитетов, и тогда они чувствуют удовлетворение.
Но раньше разве не то же самое было? Люди приходили к саду, приносили подношения, продукты, получали благославение. Материальный подход, пусть самый простой, всегда был ближе людям... Разница в том, что многие современные Гуру не могут дать настоящего благославения, мистически воздействующего на вашу жизнь, у них нет такой духовной силы. Вы можете получить от них информацию, лекции, книги, благовония, возможно некое ощущение счастья, которое назовут "просветлением". Но баба не раздает "просветление", даже не дает учений, если ты не его непосредственный ученик. Баба просто касается вас, и поскольку он йогин, т.е. мистически связанный с Матерью Землей, он выступает как трубка, которая передает через свою руку благославление Матери Земли, процветание, человеку, который об этом просит. Независимо от касты и без какой-либо платы.
Вы можете дать святому человеку дакшину (пожертвование), это традиция. Но сейчас происходит бизнес, люди покупают в ашраме благовония, диски, книги, даже прасад. Ашрамы процветают, но баба, живущие как отшельники, в пещерах, у которых может быть пара учеников и которые передают тысячелетние знания, теряют возможности выживать в современном мире. Денег у них особо нет и они испытывают финансовое давление, которого раньше не было. Даже продукты стали стоить намного дороже. Раньше если отшельник ехал в поезде, кондуктор понимал кто это и не спрашивал денег, сейчас не так. Многие баба становятся более материалистичными, это процесс выживания. Но общение с популярными Гуру, я не говорю что все они плохие, но это другое, нежели получение благославения от Баба.
...Нас называют шиваитами, но приветствуем мы друг-друга мантрой "Ом Намо Нараяна", а кто такой Нараян? Это Вишну. А наш главный Гуру - Даттатрейя. Посмотрите на разных баба - один руководит храмом Ханумана, у другого храм Кришны, у третьего - Дурги, он практикует шактистские ритуалы. Вы спросите, а где же здесь Шива? Потому что мы на западе привыкли все раскладывать по категориям. Западный человек может подумать, что если он вайшнав, поклоняется Раме или Кришне, то надо и других агитировать: "зачем ты поклоняешься Шиве? Мое поклонение более высшее, пойдем со мной, ты станешь более счастливым". Но в Индии это не работает. Это миссионерство, это политика, не имеющая общего с духовным путем. В Индии ты шиваит или вайшнав, потому что таким был твой отец и дед. Ты не рыскаешь по Интернету в поисках своего направления как покупаетель в онлайн-магазине. Ты используешь то, что прямо перед тобой, и при любом раскладе это оказывается древний путь. Так велика ли разница, шайва ты или шакта?
Исторически в Индии сложилось, что преданные Вишну больше жили в городах, в основном представляли собой средний класс. Часто это было торговое сословие. Шиваиты были более ориентированы на Веды, если это были брамины, ил и на магические традиции, если не брамины. Но многие священные тексты и мудрецы говорили, как может человеческое существо определить, кто более велик - Шива или Вишну? Это было бы непростительной наглостью со стороны маленького человеческого ума утверждать, что кто-то из Богов "главнее". Не надо утверждать свои собственные идеи как священное знание. Большинство нага-баба, которых я знаю, никогда не строят иерархию Богов.
Сам Ади Шанкара, намбудри брамин, высокой касты, шел как-то по узкой улочке Бенареса и повстречал человека очень низкой касты, и сказал ему "посторонись", ведь когда идет брамин, низкие касты не должны мешать. И тогда человек сказал: "Кто должен посторониться, это тело, или бессмертная душа? Что такое для Атмана высокая или низкая каста?" Когда Шанкарачарья услышал такие слова из уст грязного бродяги, он подумал - возможно это реализованное существо, коснулся его стоп и в тот же миг осознал, что это был сам Господь Шива. Так что сектантские разделения бесполезны. Я посещал с нага-баба любые храмы.
Современные адвайтисты часто считают, что любой может взять основной текст и интерпретировать его, как ему хочется. Но это отличается от устной традиции. В Индии интерпритацию дает учитель из данной традиции. Нельзя решить, что ты "снял сливки" и сказать, "это и есть сущность молока, а само молоко мы отбросим как более низкую субстанцию". Тогда теряется смысл. Посмотрите на жизнь Ади Шанкары. Он не профессор в универститете, он ничего не записывал. Он сидел возле дхуни, бродил по Индии. Люди ходили за ним, искали его благославения, ожидали чуда. Иногда он говорил что-то интересное, и его ученики запоминали это. В то время все тексты пелись, были в рифму, и ученики запоминали их. Потом они бродили по стране и разносили их.
Вы знаете, какова была одна из самых интересных миссий Ади Шанкары? Он находил по всей Индии места силы Богини Матери и отмечал их. Он следовал традиции Шри Видья, которая также связана с Богиней, Лалитой Трипурасундари. И возле многих храмов Даттатрейи есть храмы Махалакшми или другой формы Богини. Интересно, что нага-баба, обнаженный человек, обмазанный пеплом, у которого ничего материального нет, может дать благославление для процветания. Потому что он связан с Матерью. Его тело как контакт, он не дает с помощью своих благославений просветления или шактипат (передачу духовной силы), он дает процветание, которое есть синоним Матери-Земли, здоровье, благополучие, улучшение жизни.
Ади Шанкара, хотя он придерживался немного другого стиля, нежели нага-баба, также искал и основывал Шакти-Питхи - места излучения благославления Матери Земли. Вот на что он тратил свою недолгую земную жизнь, а он знал, сколько проживет. Я встречал профессоров, знатоков философии Ади Шанкары, в университетах США. По моему, они самое главное пропустили. У них не было никакого представления, кто этот человек был и чем в действительности занимался. А ведь отражение его жизни и сейчас можно видеть в баба. Это не связано с ментальной мастурбацией академиков. Они мне рассказывали о превосходстве философии Ади Шанкары над другими религиозными традициями, подкрепляя это цитатами, но я, будучи в самом сердце дашанами-саньясы, за много лет общения с садху и саньясинами такого никогда не слышал. По моему мнению, как "демонизация" адвайты со стороны некоторых вайшнавов, так и пафос академических адвайтистов - оба явления очень христианские по духу...
...Я думаю, что аскеза, тапас - это часть йоги, как связи с Богом. В большинстве случаев, если человек не страдает, он не может обрести мудрость. Есть связь между страданием и мудростью. Йогин должен совершать какое-либо жертвоприношение. Кто-то жертвует свой гнев, кто-то жертвует медитацию в пещере, на снегу, 12 лет. Тапас происходит от слова "жар". Мы хотим сжечь все загрязнения и глупости за одну жизнь. Этого не достичь просто пением и хлопаньем в ладоши. Подчас надо очень тяжело работать. Но ради магических сил люди тоже иногда совершают аскезы - так делали многие демоны, вы читали историю Раваны, своими чудовищно экстремальными аскезами он добился расположения Богов и они даровали ему бессмертие, он просил защиту от всех существ, кроме человека, которого считал столь ничтожным, что не боялся. В итоге Вишну принял человеческое воплощение как Рама, чтобы убить его. Это тоже результат аскезы.
Это асурический тип аскезы, когда ты что-то сильно хочешь, и ты садишься и делаешь, либо смерть, либо результат. Какова разница между саттвической и раджасической аскезой, когда разрушается тело? На прошлой Кумбха меле я встречал некоторых очень сильных нага-баба, чувствовалось, что у них огромная сила воли, но в то же время не было ощущения саттвы, чистоты, от них не ожидаешь помощи. Скорее понимаешь, что они могут легко проклясть тебя, если разгневаются, или контролировать твой ум, чтобы сделать тебя учеником.
Мой Гуруджи, Хари Пури Баба, знал например практики хатха йоги, разные очистительные процедуры он выполнял во время утреннего омовения, в дополнение к чистке зубов. Но это не было важной частью его духовной практики. Тогда была война с Китаем, в 1961, на границе Индии и Китая. Гуруджи сказал - многие китайцы занимаются своей хатха йогой, там есть и работа с энергией и т.п., но это сделало их просто более эффективными убийцами. Наша же практика очень проста и сложна одновременно. Воспринимать каждого, как проявление природы, Богини Матери. Каждую клеточку Вселенной вы уважаете и поклоняетесь ей как Матери. И когда человеку плохо, жизнь разваливается, болеют дети или корова, он приходит к вам за благославлением, потому что если вы реальный баба, нет больше разницы между вами и Матерью. Вы дотрагиваетесь до просящего, и его жизнь становится лучше. Баба в нашей традиции не закладывает ноги за голову и не стоит на голове. Он дает благословения. Все, что вы делаете, аскезы и ритуалы, не для собственной важности, а для людей, у которых больше нет другой надежды.
27 ноября 2006, Free Flow Yoga Center, Арамболь, Гоа, Индия