>>>Возникает вопрос: возможна ли ситуация когда масштабные проекты исследований в какой-либо области сворачиваются из-за того, что утеряны необходимые технологии, а восстановление этих технологий слишком дорого или вообще невозможно?
Есть ли реальные примеры такого?
Могут ли считаться примерами подобной утери технологий американская и советская лунные программы?
Дело в том, что знания - это вовсе не набор неких сведений об окружающем мире (неважно насколько истинных или ложных).
Наличие знаний подразумевает владение методологией и технологией их получения.
Грубо говоря, если кто-то знает что абсолютный ноль - это -273 градусов по Цельсию, но не знает каким образом и откуда это было получено - то знанием это считаться не может.
Есть близкий пример - заморожена целая куча направлений (весьма правда прикладных), из-за запрещения ядерных взрывов. Теперь состояние ядерных боеприпасов, лежащих на складе, компьютерным моделированием рассчитывают (и боюсь рано или поздно позарез понадобится проверить расчёты опытом или на деле). Изучение же процессов менее важных чем годность боеприпаса, но связанных с ядерным взрывом похоже приостановлено.
Да, в частости, и это. Приходилось читать, что проект переброса части стока Оби на юг (в Кулундинскую степь в том числе)лоббировался министерством среднего машиностроения именно ради рытья каналов направленными взрывами (источник не сыщу). Но я скорее имел ввиду изучение последствий взрыва для атмосферы, живых организмов и пр.
Comments 17
Есть ли реальные примеры такого?
Могут ли считаться примерами подобной утери технологий американская и советская лунные программы?
Да, именно так все и есть.
Reply
Reply
Наличие знаний подразумевает владение методологией и технологией их получения.
Грубо говоря, если кто-то знает что абсолютный ноль - это -273 градусов по Цельсию, но не знает каким образом и откуда это было получено - то знанием это считаться не может.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment