Чё-чё-то давно сказок поучительных историй из жизни Пучеглазов не было...
Однажды на собрании Пучеглаз с Гоголевского спросил своих товарищей:
- А что это мы, уважаемые Пучеглазы, давно чего-нибудь этакого не устраивали: ни театра, ни путешествий, ни приключений. Давайте придумаем что-нибудь, а?
Пучеглазы согласились и начали напряженно думать - что б им такого устроить интересного.
А тут Пучеглаз с улицы Волхонка сказал: А давайте в музей пойдем! У меня рядом с домом есть один. Галерея современного искусства называется.
- Давайте! - закричали все. - Ура!
И, одевшись понарядней и захватив для шику зонтики, они отправились ночью в галерею. Почему ночью - понятно: в музее никого нет, Пучеглазам можно спокойно ходить и сколько угодно рассматривать искусство. Добрались тайными пучеглазьими тропами до места (ужасно гордый Пучеглаз с Волхонки возглавлял поход) залезли через вентиляцию в музей и начали осмотр, как положено, с начала. В галерее, конечно, на ночь свет выключают, но Пучеглазы прекрасно видят в темноте, так что все смогли внимательно осмотреть экспозицию. Но чем больше они осматривали, тем больше выпучивались.
- Что это? - спросил шепотом (в музеях почему-то всегда получается говорить только шепотом, даже ночью) Пучеглаз с Ветошного, - я про искусство знаю, я в календаре видел картины этих… передвигальщиков, кажется. Тут должны быть картины с морем или цветами, или с красивыми полями, или люди всякие. А тут что-то непонятно ничего. (Простим Пучеглазу некоторую наивность во взглядах на искусство - в конце концов, в этих делах и люди часто сами путаются и спорят, ведь искусство - штука непростая.) Он пожал плечами и озадаченно посмотрел вокруг. Ни цветов, ни моря, ни полей, ни даже картин здесь не было. С потолка свисала на веревке огромная зеленая свинья, вокруг нее были разбросаны стулья и куклы, слева от свиньи возвышалась гипсовая цапля, из клюва которой свисала связка настоящих сосисок. Справа размещалось и вовсе что-то невообразимое: какой-то клубок из деревянных рук, сапог, помидоров, проволоки и прочего хлама. И все остальное в том же духе - Пучеглазы, растерянно озираясь, переходили из зала в зал и всё больше недоумевали. Вдруг Пучеглаз с Волхонки, слегка опередивший остальных, приглушенно воскликнул:
- Пучеглазы! Сюда!
Пучеглазы сбились в кучку и поспешили на крик. В самом центре самого большого зала, на самом почетном месте таинственно белел ОН - настоящий унитаз на высоком постаменте. Ночные посетители хором восхищенно вздохнули. На этом и завершился осмотр экспозиции, и начались пляски и веселье. Пучеглазы поняли: все, что они видели до сих пор, не имеет никакого значения, это, верно, было набросано просто так, чтобы заполнить пространство вокруг самого важного экспоната.
Поплясав как следует и, освежившись прихваченными напитками, Пучеглазы расселись вокруг унитаза и благоговейно смотрели на него снизу.
- Так что же, современное искусство - это унитаз на постаменте? - спросили у Пучеглаза с Ветошного как у главного знатока искусства.
- Безусловно - важно ответил тот. - Раньше искусство не для Пучеглазов было, а для людей, а теперь смотрите - современное искусство как раз для нас сделано.
- А почему здесь написано: «художник А. Худо, инсталляция «Думы о родине»»?
- Это ошибка, - оъяснил Пучеглаз с Волхонки - какие еще это столяции о родине? Найдите мне картонку и что-нибудь, чем пишут, и мы все поправим.
Требуемое было быстро найдено: карандаш один запасливый Пучеглаз захватил с собой, а картонка изъята из бумажного снеговика, под которым было написано странное: «Пароксизм экзистенциалиста», впрочем, Пучеглазы не обратили на это никакого внимания.
И вот, наплясавшись напоследок так, что ноги гудели, Пучеглазы стали собираться по домам, но сначала они убрали старую табличку и оставили новую, правильную, где красивыми буквами написали: «Унитаз производства завода «Кировская стройкерамика», автор - литейщик керамических изделий Н. Кузнецов».
(Авторство Пучеглазы определили, посовещавшись некоторое время, но с заводом вопросов не было - любой Пучеглаз может мгновенно определить марку и завод изготовитель любого унитаза.)
И, возможно, это покажется странным, но никто ничего не заметил, а новая табличка простояла под унитазом до самого закрытия выставки.