Вижу в сетях волну переосмысления «Нашего радио» - и в фильме Козырева «Немой Рок-н-ролл», и у Вадима Демидова недавно вышла меткая аналитика о том, как «Наше» усреднило наш музыкальный ландшафт
( Read more... )
По поводу музыки, дающей рейтинги, Козырев вполне последователен. У него и на Максимуме играл Чайф, к тому времени уже давно не актуальный. Фокус группы выбирают "консервы" - будем играть "консервы", так и говорил. Радио, которое крутило бы "Вежливый отказ", не выжило бы ни в какой период начиная с 1990-го. Козырев довольно последовательно собирал то, что можно назвать роком, и строил инфраструктуру, которая позволяла бы группам зарабатывать. Его можно осуждать за то, что занимался политикой на деньги политика, и это неизбежно влияло на какие-то решения. Но лучше его в этом формате никто бы не выступил.
В 90-х было довольно свободное в своём формате, теперь уже давно легендарное радио "Ракурс" - да, не выжило, продержалось три с половиной года.
Конечно, массовое радио не могло не ориентироваться на массовый вкус, это понятно. Но, завоевав себе огромную аудиторию, могло хоть как-то корректировать, показывать: "ребята, смотрите, а есть ещё и это" (условный "Вежливый отказ" для примера). Но Козырев этого почти не делал.
У них не было огромной аудитории. Сейчас посмотрел - перед уходом Козырева 20 лет назад они были 14-ми с 3,5% слушателей. Им в самом деле было нелегко. И русский рок, и коммерческие задачи, поставленные акционерами, и немузыкальные задачи, которые ставил перед собой Козырев, одновременно не решались. Одна свежая песня в час или некоторое количество тематических программ не изменили бы ситуацию, как это сделал формат "Нашего", со всеми его плюсами и минусами.
Возможно, надо как-то поизучать статистику, рейтинги и охваты. По моим субъективным - "Нвше Радио" было очень влиятельным среди молодняка нулевых годов, это была единственная русская "непопса" в медиапространстве. Кажется, что любой думающий-пишущий молодой человек тех лет неизбежно утыкался в этот формат, как в некий образец того, "как надо".
Мне "Наше радио" ничего из русского рока не открыло. На момент запуска радиостанции весь русский рок у меня был на кассетах. С 2000 года познакомиться с полным творчеством отечественного (и не только) музыканта позволяли mp3-диски, которые можно было слушать на CD-приводе ПК. Русский рок (включая БГ) звучал из каждого утюга в 1994-1996 гг. Вот это и были года популяризации "Русского рока". То что КиШ оказался народу ближе Борзыкина - да, такой вот у нас народный выбор, и Шевчук с Макаревичем оказались народу не то. Да и Пугачева, как выяснилось. А свернули не туда в начале 90х, еще до появления "Наше радио". Большой разницы между "Наше радио" и "Русское радио" по сути не было. Думаю, музыка, как и книги, меняют далеко не всех. Акцент на нашем, русском, вот это отделение своего от чужого свою роль сыграл, как мы видим.
"Русский рок звучал из каждого утюга в 1994-1996 гг" - кажется, мы по-разному запомнили это время. Моя память говорит мне, что в городской среде рус-рока не было (в Москве и Подмосковье).
Популярность ДДТ на максимуме года с 1992го. Раньше такая же бешенная популярность у гр. КИНО. Нау также имеют оргромную известность с Князя тишины. То же и у Алисы. Аквариум вышел из богемных квартир и стал массовым (утратил полностью флёр элитарности) к 1994 году. Вовсю крутили по радио и Титаник Нау и всю Кострому mon amour. Навигатор уже заходил как классика от Легенды Русского рока. В 1996ом все авторы забронзовели. Лишь Шевчук дальше творит на отличном уровне (творил года до 2003). А середина нулёвых это время рокопопса, беспечной музыки.
Я же не про народную известность, а про музыку в городской среде и на радио. Да, кажется, что-то из "Титаника" можно было услышать по радио - но где-то глубоко между западным попом, Таней Булановой и "Иванушками". Да, по радио можно было услышать каких-то на тот момент уже классиков - "Машину", "Воскресение", "Браво", вот этот довольно "причёсанный" ряд. Вот просто по субъективным ощущениям - рус-рока в городской среде почти не было, разве что на Горбушке. А у Трёх Вокзалов и на любом людном перекрёстке, из ларьков и тачек звучало совсем другое.
> Могло ли коммерческое радио взять на себя просветительскую миссию, воспитывать вкус, продвигать что-то эстетское в ущерб своим рейтингам и популярности?
Так рокеров-то не удалось перевоспитать доброй умной советской музыкой.
"Как бы изменился наш климат, если бы массовое радио активно транслировало «Вежливый отказ» или «Аукцыон» - остаётся только гадать, да что уж теперь гадать."
Comments 18
По поводу музыки, дающей рейтинги, Козырев вполне последователен. У него и на Максимуме играл Чайф, к тому времени уже давно не актуальный. Фокус группы выбирают "консервы" - будем играть "консервы", так и говорил. Радио, которое крутило бы "Вежливый отказ", не выжило бы ни в какой период начиная с 1990-го. Козырев довольно последовательно собирал то, что можно назвать роком, и строил инфраструктуру, которая позволяла бы группам зарабатывать. Его можно осуждать за то, что занимался политикой на деньги политика, и это неизбежно влияло на какие-то решения. Но лучше его в этом формате никто бы не выступил.
Reply
Конечно, массовое радио не могло не ориентироваться на массовый вкус, это понятно. Но, завоевав себе огромную аудиторию, могло хоть как-то корректировать, показывать: "ребята, смотрите, а есть ещё и это" (условный "Вежливый отказ" для примера). Но Козырев этого почти не делал.
Reply
У них не было огромной аудитории. Сейчас посмотрел - перед уходом Козырева 20 лет назад они были 14-ми с 3,5% слушателей. Им в самом деле было нелегко. И русский рок, и коммерческие задачи, поставленные акционерами, и немузыкальные задачи, которые ставил перед собой Козырев, одновременно не решались. Одна свежая песня в час или некоторое количество тематических программ не изменили бы ситуацию, как это сделал формат "Нашего", со всеми его плюсами и минусами.
Reply
Reply
Reply
Думаю, музыка, как и книги, меняют далеко не всех. Акцент на нашем, русском, вот это отделение своего от чужого свою роль сыграл, как мы видим.
Reply
Моя память говорит мне, что в городской среде рус-рока не было (в Москве и Подмосковье).
Reply
Reply
Вот просто по субъективным ощущениям - рус-рока в городской среде почти не было, разве что на Горбушке. А у Трёх Вокзалов и на любом людном перекрёстке, из ларьков и тачек звучало совсем другое.
Reply
Так рокеров-то не удалось перевоспитать доброй умной советской музыкой.
Reply
Reply
Leave a comment