Католическая Пасха с венгерским колоритом.

Mar 31, 2013 01:25

Венгрия  считается католической страной и все главные католические религиозные праздники здесь являются государственными.
Сегодня венгры отмечают Пасху.

Основные Пасхальные торжества проходят в главном соборе Венгрии -  Базилике Святого Иштвана. Это  самый большой храм Будапешта, его высота составляет 96 метров,  купол достигает 22 метров в диаметре, а площадь  - 4730 квадратных метров.
Во время службы Базилика способно вместить одновременно 8500 прихожан.
Собор Святого Иштвана - самое высокое здание на территории венгерской столицы, а его колокол не только самый большой в стране, но и считается и лучшим  по звучанию.




Рядом с  алтарём в Базилике находится золочёная рака, в которой хранятся мощи святого Иштвана - его правая рука.
20 августа, в День святого Иштвана, по традиции раку выносят из собора и совершают с ней Крестный ход.

Пасха - Хушвейт (Húsvét) или мясоедение, является одним из самых значимых и  важных праздников для венгров.  Готовится к нему начинают заблаговременно.

Пост продолжается 40 дней. Но не смотря на набожность венгров, пост совсем не строгий. В основном все венгры придерживаются в пост правила - не есть мясо по пятницам и не устраивать шумных увеселительных мероприятий.
Причём даже такие незначительные ограничения в еде не распространяются на слабых и больных, о чем постоянно предупреждают священники на проповедях.

Яйца сейчас тоже почти никто в Венгрии не красит: только на сувениры, красиво расписывая их и покрывая воском. Используют мастерицы такой приём: прокалывают яйцо с двух концов и осторожно выдувают его содержимое на тарелку. Потом яйцо красится по трафарету, покрывается воском, а через дырочки протягивается тесёмочка для подвешивания.

Крашеные яйца покупают в магазинах и на всевозможных предпраздничных распродажах.
Особенно распространены подарки для детей из шоколадных зайцев, кроликов и яиц.
В провинции принято развешивать яркие пластмассовые и сувенирные яйца не только внутри жилища, но даже на деревьях и снаружи домов.

В школах на уроках дети учатся мастерить различные пасхальные сувениры: подложки под стаканы и подушечки в форме яиц, мешочки с лавандой и гвоздикой для платяных шкафов, салфетки.




В этом году Пасха необычная из-за снегопада накануне:такого Венгрия ещё не знала. До сих пор в Будапеште кое-где сохранились снежные сугробы.
Вчера в субботу, несмотря на плохую погоду, с утра была оживлённая торговля: все граждане запасались продуктами на праздничные дни.
Вот так выглядел один небольшой районный рынок в Будапеште.




Распродажа на рынке пасхальных сувениров (в основном китайского производства).




Но  местные мастера и умельцы тоже пытаются продать свои пасхальные поделки в последние предпраздничные часы, соорудив на рынке  незатейливые прилавки.




В Венгрии во всех  католических церквах проводится в Великую пятницу Крестный ход, повторяющий Скорбный путь Христа.

Via Dolorosa - Скорбный путь, или Крестный путь Христа - так в 16 веке назвали  дорогу, по которой прошел Иисус под тяжестью креста от Крепости Антония до Голгофы.
Этот маршрут отмечен на улицах  Иерусалима,  и по нему тысячи  паломников из разных стран каждый год проходят Крестным ходом в Страстную  пятницу перед  католической Пасхой.

Канонизировано 14 таких остановок ( станций ), которые обозначают различные события, приостановившие  шествие  Христа.

Первая станция - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом
Вторая станция считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец, и здесь он принял крест.
Третья остановка - место первого падения Иисуса.
Четвертой остановке - встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией.
Пятая остановка Крестного пути.
В этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса.
Шестая станция Скорбного пути - встреча с Вероникой, которая вышла  навстречу Иисусу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.  Платок с отпечатком лика Христа - Спас Нерукотворный, считается  церковью чудотворным, и  находится в Соборе Святого Петра в Риме.

Седьмая остановка - второе падение Иисуса.
По преданию, выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.
Восьмая станция Скорбного Пути - обращение Иисуса Христа к женщинам Иерусалима, которые шли за ним и оплакивали его : "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение города.

Девятая станция - место третьего падения Христа. Отсюда он увидел Голгофу
Десятая станция - снятие одежд с Иисуса.

Одиннадцатая станция - распятие на кресте.

Двенадцатая станция - смерть на кресте.
Тринадцатая станция - снятие с креста.

Четырнадцатая остановка - положение во гроб: Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и происходит по библейскому преданию и воскрешение.

Внутри каждой венгерской католической церкви есть место, имитирующее маршрут Скорбного пути Христа со всеми 14 остановками, обозначенными скульптурами, иконами, столбиками с надписями, барельефами или даже гобеленами.
Когда территория вокруг церкви позволяет, то такой же маршрут размечен и украшен скульптурами  вокруг храма снаружи, чтобы в Страстную пятницу перед Пасхой верующие могли совершить Крестный ход, повторяя импровизированное восхождение Христа на Голгофу.

Выбранные из прихожан мужчины попеременно несут на себе тяжёлый большой церковный крест.
На остановках крест передают преемнику, верующие молятся, а пастор читает проповедь, соответствующую данной остановке Христа, с вытекающими наставлениями и нравоучениями.
Иногда прихожане даже  разыгрывают сценки, напоминающие сюжетом события, которые происходили на данной станции.

На фотографиях представлен вариант разметки Скорбного пути, по которому совершается Крестный ход вокруг церкви
(храм Фатимы в Будапеште).

Вокруг церкви располагаются одинаковые по размеру, но отличающиеся по форме резные деревянные столбики с римскими номерами остановок. На каждом таком столбике есть картина-чеканка, отображающая сцену из событий данной остановки.
























В венгерской провинции маршрут Крестного хода обычно  длиннее - его прокладывают по долам и весям, а последние станции устраивают на близлежащей горе, имитирующей Голгофу.  Верующие бодро преодолевают этот путь по пересечённой местности  с крестом и пастором впереди процессии.

В пасхальное воскресение во многих городках работают ярмарки, где устраивают народные гулянья. Но самое большое веселье начинается в понедельник.
В Венгрии существует очень давний обряд - в  пасхальный понедельник  мужчины обливают женщин водой. Считалось в старину, что от этого женщина становится ещё краше и плодовитее.   Традиция, видимо, зародилась от представлений народа об очистительных и облагораживающих свойств воды.

Но у меня всегда возникали другие невольные ассоциации : женщину, как цветок (или овощ) нужно хотя бы раз в год обязательно поливать.:-))

В последующем, венгерские  мужчины этот обряд несколько видоизменили и подстроили под свои интересы: они стали требовать от женщин выкуп за то,чтобы их не "полили". Выкупом раньше служили  крашеные яйца, но незаметно хитрые и предприимчивые мужчины перевели всё на деньги.

В настоящее время обычную воду  заменили на кёльнскую. Дешёвый парфюм для этих целей в больших количествах продают накануне праздника повсеместно. Теперь вместо обливания водой женщин и девушек всех возрастов опрыскивают этой дешёвой парфюмерией с резким неприятным запахом.

Обычно молодые парни при этом ритуале подходят к девушке и начинают читать специальные для этого случая существующие куплеты, в стихотворной форме требуя выкуп.
Чтобы избежать незавидной участи быть опрысканной, девушкам приходится откупаться деньгами.
Но потом их всё равно могут опрыскать. :-)
Мне рассказывали, как в  небольшом посёлке под Будапештом, один  прыткий мужичок очень неплохо на таких "откупах" зарабатывал  на Пасху: это был его персональный бизнес.

Хотя, конечно, надо признать, что это игра обоюдно всем нравится: между девушками и девочками в школах даже существует конкуренция, и они ведут подсчёт: к кому больше подходили для опрыскивания - та значит и больше успехом у  мальчиков пользуется. Ей подружки завидуют.

Среди венгерских мужчин в возрасте изредка ещё  попадаются такие, кто  остаётся  верным исконным народным традициям и печётся о красоте и плодовитости своих женщин, по-прежнему обливая их водой.

Я даже сталкивалась с таким необычным проявлением заботы: любящий глава семейства всегда в пасхальный понедельник подкрадывался незаметно утром к постели своей жены и опрыскивал её под одеялом газированной водой из сифона. А потом тоже самое проделывал со своими дочками. :-)
Результат таких ежегодных поливок был налицо: жена и дочки в его семье были здоровыми, красивыми и жизнерадостными. :-)



Всех католиков поздравляю с праздником Пасхи ! :-)

Пасха, Пасха католическая, праздник, Венгрия, Будапешт, воспоминания

Previous post Next post
Up