Написала пост про деда Щукаря, где упомянула детский театр в нашем дворе, ну и решила рассказать о том, как я была в нём актрисой.
http://inna-budapest.livejournal.com/7886.html Дворовой театр был создан детворой не без моей инициативы, когда мне было 10 лет.
Председателю нашего домового комитета, прозванному дедом Щукарём, наша детская идея c театром тогда очень понравилась, и он радостно её поддержал.
В театральную труппу мы принимали всех желающих из близлежащих домов, но материальную и организационную помощь осуществлял только наш домком.
Правда в нашем театре было всё наоборот: вопреки старинным театральным традициям женские и мужские роли исполняли девочки, а все мальчики "ушли на фронт, отдавая жизни в боях с "фрицами" за малую Родину - наш двор: им было не до искусства.
Театр был летним, зимой нам всем было недосуг, да и помещения как такового у театра не было. Главным "театральным зданием" являлась большая беседка на детской площадке, пространство в которой отгораживалось простынями под сцену и "служебные помещения". Перед входом в беседку расставлялись стулья и скамейки для зрителей.
Репетировали пьесы на квартирах у членов театральной труппы, когда никого из взрослых не было дома. Некоторым детям потом серьёзно доставалось за это от родителей, но наказания никого не останавливали, и репетиции продолжались вопреки опасностям. Костюм каждый актёр должен был продумать и соорудить себе сам из подручных средств, а реквизит и декорации тащили отовсюду - кто что мог.
Очень быстро я из простой актрисы превратилась не только в главного режиссёра нашего театра, но и автора пьес. :-)
Скажу правду: новых сюжетов я не сочиняла, а брала уже общеизвестные сказки, рассказы и адаптировала их под возможности нашей театральной труппы.
Как правило, творчество было коллективным: по ходу репетиций рождались всякие идеи у участников процесса, и с общего одобрения они принимались.
Из всех наших детских спектаклей мне больше всего запомнилась "Спящая красавица".
Я в последствии много думала над тем, с какого перепугу мне захотелось сделать постановку в стихах.
Видимо лавры моего любимого А.С.Пушкина с его «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» не давали мне тогда покоя.
Стихи той нашей пьесы, к сожалению, я забыла, но одно четверостишье, которое до стих пор вызывает у меня недоуменную ухмылку, часто всплывает в памяти:
принц в сатиновых шароварах "аля буфы" расшитых лентами, подбивая клинья к принцессе, говорит ей такие слова:
- О,принцесса дорогая, расскажите мне о Вас! Я ведь Вами очарован, я не отхожу от Вас!
После этих слов горемычного принца, всегда кто-нибудь из зрителей-мальчишек ехидно вставлял в рифму: "Атас!" :-)
Этот спектакль в стихотворной форме прошёл с успехом и не оставил равнодушными взрослых зрителей у беседки - нас даже наградили от ЖИЛСОВЕТа микрорайона: подарили мешок сладостей и организовали автобусную экскурсию за город.
В последующей жизни артистические навыки меня не раз выручали, но в театре я больше никогда не играла.
А в институте на третьем курсе был случай на занятии по патфизиологии.
Преподавателем у нас был коренастый армянин. И вот, как-то в перерыве я стала перед всей группой рассказывать и показывать просмотренный накануне в молодёжном студенческом театре какой-то спектакль. Изображала я действие в лицах, а все покатывались со смеху.
И вдруг я замечаю, что все мои зрители попритихли и, неловко улыбаясь, стали косить глазами. Но я значения этому особого не придала, а только ещё больше старалась поддержать общий уровень веселья.
Когда я закончила, то за спиной раздались хлопки: наш преподаватель - Вазген Арутюнович, оказывается, тихонько зашёл в кабинет и смотрел мой "театр одного актёра", знаками давая понять группе, чтобы они молчали и не выдавали его присутствия.
Я очень смутилась и вся пунцовая стала извиняться. Но преподаватель наш только засмеялся и произнёс слова, которые я вспоминаю всю жизнь:
- Чес слово, я не знаю, что приобретёт медицина в вашем лице, но вот театр потерял очень много. :-)
А когда я сдавала ему потом диф.зачёт, он даже не стал меня спрашивать, взял зачётку, поставил "отл" и протянул мне. На мой недоуменный вопросительный взгляд ответил с кавказским акцентом:
- Талант нужно ценить: я давно так не смеялся, как тогда.
А я радовалась зачёту и вспоминала с благодарностью наш дворовой театр - пригодились навыки, однако. :-))
Click to view