Так сложилось, что в силу личных и профессиональных обстоятельств я больше вращалась в среде художников. Если непризнанный гений-литератор всё-таки должен был" уметь писать":-), владеть словом и способностью ясно излагать свои мысли, то среди авангардных художников личности встречались самые разнообразные: очень чувственные и утончённые интеллигенты, пропащие пьяницы, совсем психически больные и даже расчётливые циники и пошляки. Разброс уровня интеллекта тоже был велик. Но это не мешало им, в подавляющем большинстве, быть действительно талантливыми и интересными художниками.
Эта тусовка, пожалуй, была самой непредсказуемой и своеобразной тогда в Москве. Да и с выставками художникам было труднее: в свои жалкие мастерские ( у кого они были) звать они избегали из-за ужасного бардака, царившего там. А для выставки, как ни крути, нужно большое светлое помещение.
Первую выставку современной живописи разрешили устроить ещё в 1962г в Манеже, это тогда Хрущёв произнёс свои знаменитые слова о том, что "такое искусство советскому народу ненужно". Потом была неудачная попытка в 1967г, когда выставку открыли и сразу закрыли. Постепенно среди авангардистов начала зреть идея, устроить выставку под "открытым небом" . Главный инициатор такой выставки был художник Оскар Рабин.
Однако выставка, к сожалению, готовилась не с целью показать зрителю новое искусство, а изначально планировалась как провокация. О предстоящей выставке в Беляево в сентябре 1974 года ( в последующем прозванной "бульдозерной") были оповещены западные журналисты, отечественные диссиденты и много разных других "антисоветских" личностей. В общем, скандал готовили и скандал получился. Тусовка художников и им сочувствующих была разогнана милицией, поливальными машинами и бульдозерами. Даже ходили слухи, что Рабина подцепил ковш экскаватора и таскал туда-сюда, хотя скорее всего, он сам туда залез.
И этот факт некоторые даже называли потом удачным перформансом.
Оскар Рабин "Христос в Лианозово" 1966 год.
Бульдозерная выставка имела громкий резонанс в прессе Запада и стала знаковой для наших современных художников, поэтому в последующие годы участие в ней себе приписывали все подряд, даже те, кто заведомо никак не мог там находиться. Многочисленные же байки о том событии потом ещё долго сочинялись и распространялись по всей стране. :-)
Сейчас, когда пишут о Бульдозерной выставке, не всегда упоминают, что через две недели после того скандала выставку официально разрешили провести в Измайлово. Потом ещё была выставка на ВДНХ в павильоне "Пчеловодство". Ну и наконец сам Гришин в конце 1975г выделил полуподвальное помещение для "Горкома художников-графиков" под выставки авангардного искусства на Малой Грузинской в доме 28, где вроде бы жил Высоцкий. В последующем "Горком" был переименован в "Творческий союз художников России". В общем-то с советской властью наши художники- неформалы если и боролись, то она как-то очень вяло давала сдачи, скорее отмахивалась от них, как от назойливых мух.
Ну взять хотя бы талантливого художника Оскара Рабина. Таким борцом он нам тогда представлялся, такой жертвой режима, а ведь если взглянуть, когда и где выставлялся: Всемирноый фестиваль студентов в Москве, два раза в Лондоне( в 1965 и 1977гг), Лугано (1970), Бохум (1974). Правда под конец, в 1978 году, когда он замучил власть своими скандальными заявлениями и выходками, расправился "режим" с ним очень жестоко: его лишили гражданства и вместе с семьёй выслали в ... Париж. :-) Я сейчас даже предполагаю, что он именно этого и добивался :-)
Конечно, непризнанные наши авангардисты с появлением выставок на Малой Грузинской сразу поделились на полупризнанных и совсем непризнанных. Между ними были свои интриги и обиды. "Совсем непризнанным" ничего не оставалось, как устраивать свои собственные тусовки на частных квартирах. Желающие пригреть художников и устроить им выставку всегда находились, так как это придавало им веса в "богеме". Так появилась выставка-галерея в большой квартире в центре "У Ники". Попасть туда можно было только по приглашениям, распространяемым между своими. Там же заводились знакомства и связи.
Постепенно среди нонконформистов популярными становились такие формы авангардного искусства, как хэппенинги и перформансы. Художники при этом выставляли не свои работы, а себя "любимых", как носителей определённых " прогрессивных и концептуальных" идей. Тут уж жизнь совсем забила ключом, так как проводить такие акции можно было на улице и за городом на природе. Заканчивался высокодуховный творческий процесс обычно весёлой пьянкой-гулянкой, когда "половинки находят друг друга". :-)
С мастерскими тоже все как-то научились выкручиваться: устраивались в ЖЭКи, школы и Дворцы пионеров вести детские кружки рисования и получали под это помещения для работы и даже кое-какую зарплату.
Предпринимались и регулярные попытки продать свои творения, особенно иностранцам. Лето для этих целей старались проводить в местах, где теплоходы с иностранными туристами делали остановки. Снимали там развалюхи, иногда вскладчину. Жили, творили, отдыхали, заодно и картины иностранцам потихоньку впаривали. В общем, теперь, вспоминая прошлые годы, мне кажется, что "борьба с властью" была для отечественных художников-неформалов большим стимулом в их творчестве и придавала всему их существованию определённый смысл и шарм.:-)
В середине 90-х годов я приехала в Москву после длительного отсутствия. Прикупив как- то в магазине тумбочку, стала искать машину для её перевозки. Остановился старый "Жигуль". Я уселась в машину и вдруг вижу: знакомый художник. Радостная встреча закончилась грустным разговором "за жизнь":
- Какая живопись, какое творчество? Мастерскую ЖЭК отобрал и кому-то продал, подрабатываю где придётся и кем придётся, чаще извозом. У общих знакомых тоже всё не ладится, еле сводят концы с концами. Никто больше не выпендривается и ни с кем не борется. Лишь бы с голоду не подохнуть.
Как не вспомнить поговорку: ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ! :-)