В моей советской школе уроки труда у нас были самыми оживлёнными и занимательными. Учительница по домоводству, как обычно в школах, была тёткой упёртой и примитивной. Звали её Серафима Семёновна, по кличке "Сим-Сим".
Но дело она своё знала и вела уроки старательно.
Девочки учились шить, вышивать, чинить утюги, ремонтировать одежду, готовить обеды и печь пироги на занятиях по домоводству, а мальчики "вкалывали" на столярных и токарных станках. Потом, после ударного труда, они приходили в кабинет домоводства к девочкам и уплетали гастрономические изыски своих одноклассниц. Так происходил тренинг подрастающего поколения на семейную жизнь. :-)
Во время таких импровизированных обедов каждая девочка вертелась возле мальчика, который ей нравился, пытаясь продемонстрировать ему, какая она будет распрекрасная хозяйка и замечательная жена. Некоторым мальчикам везло особо: его пытались закормить своими кулинарными шедеврами сразу несколько влюблённых в него девочек.
Нас практически профессионально учили строить выкройки и правильно снимать мерки. Если честно,то я не смогу уже так сделать выкройку, как умела тогда - я подбираю сейчас нужную мне в журналах мод и потом слегка её видоизменяю по своему усмотрению.
Первые вещи, которые мы научились шить в 5 классе - это трусики и ночные рубашки. В 8 классе я уже шила себе кофточки и летние платья со всякими галстучками, а в 10 классе - жилеты и курточки, и даже получали представления, как ремонтировать обувь и склеивать разбитые статуэтки.)))
На уроках так же осваивали правила хранения продуктов и как делать заготовки на зиму: сушить фрукты, варить джемы и варенье. Обеды готовили полноценные: супы, борщи, котлеты. Жарили рыбу, прованивая запахом весь этаж, а ещё учились варить каши в расчёте на будущих маленьких детей.
В кабинете домоводства были две электроплиты, кухонная утварь и необходимая посуда, утюги, гладильные доски и швейные машинки.
На уроках всегда было шумно и суетно, как на коммунальной кухне.)))
Когда мой сын попал в посольскую школу в Будапеште, там ещё первые годы после развала СССР сохранялась советская система образования. Уроки труда у детей были качественными, поделки учеников, выставляемые регулярно на обозрение родителей, впечатляли. В 5 классе мальчики работали с металлом, осваивали столярные работы и даже работали на токарных станках. Дома до сих пор сохранился сделанный сыном цинковый совок. Несмотря на то,что служит он для уличных работ и круглый год находится под открытым небом, выглядит как новенький. Хотя древки меняли уже два раза.))
И вот после полученных в русской школе представлений о том, что должен уметь делать мужчина, сын переходит учиться в венгерскую школу. В 7 классе ему понадобился на уроки труда конструктор. На мой удивлённый вопрос:"Какой-такой конструктор?", сын объяснил:"Ну, помнишь, такой у нас в детском саду был обязательным?".
На уроках труда в венгерской школе дети собирали из детского набора всякие конструкции. Правда в 8 классе трудовой процесс уже усложнился: лобзиком выпиливали простые геометрические фигуры в виде квадратов и прямоугольников. При этом лопнувшую пилочку на лобзике ученикам запрещалось менять самим (во избежание травм). Это делала учительница.
В венгерских школах принято обращение к учительнице очень простое. Если дословно перевести на русский, то это будет звучать, как "тётя Маша", "тётя Нелли" или просто "тётя-учительница".
И вот подходит в 8-ом классе такой здоровый и упитанный жлоб к "тёте-учительнице", и говорит ей баском:"Тётя Катя, мне бы пилку поменять, сломалась". И маленькая субтильная учительница сидит сопит, пыжится - пилку на лобзике меняет.
А детина, который всю ночь с девушкой прогулял, стоит рядом, ухмыляется, а от него сигаретами пахнет. А если процесс застопоривается, то он тёте учительнице даже совет дать не может, как той лучше с задачей справиться и пилку поменять. Сам ничего не умеет. :-)
А девочки в это время осваивали приготовление бутербродов с ломтиком колбасы, яйцом и огурцом, которые почему-то назывались вегетарианскими. :-)