Все, кто часто юзает трассу Р-225 "Самара - Бугуруслан", наверняка видели неподалёку от села Кинель-Черкассы силуэты больших вертолетов, скучковавшихся в чистом поле. Я в общем-то давно знал, что где-то в этом районе стояла лётная учебная база ДОСААФ СССР с большим парком военных самолетов. Причем именно самолетов и только самолетов. Оказалось, что я дико отстал от жизни и много пропустил. Учебного центра ДОСААФ там нет ровно столько, сколько нет и добровольного общества, а наследником летной базы стал 793-й отдельный транспортно-боевой вертолетный полк, переброшенный сюда, если Вика не врет, аж в 1993 году из солнечной Грузии. Впрочем, вертолетного полка под Кинель-Черкассами сейчас тоже нет - российская военщина покинула скромные кинель-черкасские лесостепи в 2009-2010 годах, оставив после себя одно название - аэродром Толкай (XWWL).
Аэродром появился тут еще в 40-х годах, а как УАЦ ДОСААФ оформился только к 1960-му. Так мертвый Толкай выглядит с трассы Р-225:
А так - с
отечественных спутников:
1 - трехподъездная жилая шестиэтажка.
2 - двухподъездная жилая шестиэтажка.
3 - трехподъездная жилая пятиэтажка.
4 - стоянка авиатехники.
5, 6 - кладбище вертолетов (на спутнике машин еще шесть, сейчас на одну меньше).
7 - ВПП.
8 - казарма, штаб, учебные корпуса и прочая административно-бытовая инфраструктура.
9, 10 - склады, хозяйственная зона.
Городок без аэродрома и крупнее:
В настоящее время в чистом поле стоит 5 мертвых изделий № 90 - именно так советский ВПК маркировал многоцелевые транспортные вертолеты Ми-26, которые по версии британских учёных считаются самыми крупными серийными транспортными вертолетами в мире. Мне совсем чужды истории под рубрикой "У кого длиннее", но сами машинки очень нравятся, есть в них какая-то грубая, но все-таки эстетика, даже несмотря на то, что модель прозвали "летающей коровой" (причем прозвали - любя). Первая группа (точка 5 на карте) крупнее:
Борт 58 отдельно:
В принципе территория летного поля охраняется. Одним дедом и одним велосипедом. Нет даже обязательного для подобных мест пса по кличке Боцман. Деда здесь оставили военные, покинув базу в 2010 году. Уходя, жадные ВВС прихватили с собой весь забор, ограждавший аэродром Толкай, поэтому и деду, и велосипеду приходится нелегко - владения крайне огромные, а из спецсредств у пенсионера только слово божье. Нам из охранного арсенала досталась фраза "Уходите! Иначе я начальнику позвоню!". Сначала мы даже решили дождаться того начальника, чтобы выяснить, с каких таких нас выгоняют из периметра, который никак не огорожен, к которому протоптана уверенная тропинка, и который плотно прилегает к обычному гаражному массиву, где в тот день мирные жители спокойно починяли свои корчи. Забрав забор, военные летчики даже поленились воткнуть на его место простую табличку с надписью "Стой! Запретная зона!". Но отец не имел ничего против фотосъемки, и объяснил, что если мы пройдем дальше к мертвым Милям, он получит неслабый нагоняй от начальства. В общем, из уважения к старости снимали с одной точки.
Вторая группа Ми-26 (цифра 6 на карте):
Эти умирают парой:
Здесь могла бы быть дежурная фраза про то, что они похожи на уставших китов, которые выбросились на песчанный берег и доживают свои последние часы. Но её не будет.
А этот умирает в одиночестве:
До того, как в это поле с югов перебрался вертолетный полк, названный в/ч 62977, аэродром Толкай занимали самолеты Л-29 и МиГ-17. Те, кто когда-то обучался на этих машинах в рамках учебно-авиационного центра ДОСААФ СССР (имени Героя Советского Союза В. С. Хальзова), залили на Ютуб небольшой ролик про эту базу. Фоном к любительскому видосу даже идет песня собственного сочинения ("Отшумели в небе "мигари", тишина окутала Толкай..."). Получилось простенько, но очень тепло:
Click to view
А вот переписка людей, служивших на базе Толкай в разные годы, на одном из федеральных интернет-форумов:
Как мне подсказывают на ухо знакомые плейнспоттеры, основную часть авиатехники вывезли отсюда в конце 2009 года. Причем вывозили кусками, а окончательная нарезка состоялась на территории речного порта Самары - известной "разделочной доски", откуда металлолом традиционно вывозится по Волге в сторону Череповца, одного из крупнейших металлургических центров европейской части России. Сейчас на бывшей учебной базе осталось порядка 35 вертолетов. Кроме пятерки изделий № 90, в глубине в/ч за отдельным забором (откуда к нам и подтянулись дед и велосипед) гниет до 30 машин Ми-8.
Остатки аэродромной инфраструктуры:
Отдельно надо рассказать про жилой поселок при бывшем учебно-авиационном центре. В связи с тем, что летная база была совсем небольшая по меркам таких объектов, то и жилая зона состоит фактически из трех жилых домов и миниатюрного гаражного массива. Есть конечно и другие постройки, но они совсем невыразительные. Ни крупного клуба, обязательного для других военных городков, ни детсада, ни дома быта, ни полноценного универмага. Впрочем, военные летчики не испытвали особой нужды во всей это социально-бытовой роскоши благодаря тому, что жилгородок фактически примыкает к Кинель-Черкассам. Населенный пункт хотя и имеет статус села, но проживают в нем, на минуточку, 19 тысяч человек. Собственно, непосредственная близость крупного райцентра и помогла военному жилгородку не сгинуть в руинах, как сгинули десятки ему подобных, построенных при разоренных ныне военных базах.
Плана застройки, насколько можно судить, здесь вообще не было. Все три многоэтажки имеют адреса по улице Хальзова. Сама улица - более чем мифическая и на местности никак не угадывается. Дома соединены между собой ломаным внутридворовым проездом, который уложен по классической военной "технологии" - бетонными плитами. Плюсов у этого метода дорожного строительства как известно два: во-первых, по такой дороге к аэродрому сможет подъехать любая тяжелая техника (а её у вояк обычно много, разного веса, габарита и назначения), а во-вторых, бетонное покрытие не надо латать - положил и забыл:
Ближайший к въезду в посёлок дом (объект 3 на карте). Три подъезда, пять этажей. Абсолютно типовая военная серия:
Видно, что строительство жилгородка велось в режиме экономии: основные домовые коммуникации не стали убирать под землю, проложив их прямо вдоль дворового проезда.
Хотя на отдельных мелочах экономить не стали. Балконные экраны другого дома (цифра 2 на карте) пусть и скромненько, но все же декорированы. Эта панелька уже двухподъездная, однако 6-этажная:
И третий дом (объект 1 на карте) вместе с жиденьким гаражным массивом. Здесь снова три подъезда, но шесть этажей:
Основное население минигородка - есессно военные пенсионеры. Свет и тепло в домах пока есть, но жители не понимают, кому они платят за коммуналку и как вообще формируются тарифы. После ухода с аэродрома Толкай вертолетчиков, многоэтажки продолжают находиться в собственности Министерства обороны. Отсюда и главная претензия жильцов к своему бывшему ведомству - невозможность приватизировать квартиры.
Муниципальная власть Кинель-Черкасс готова взять жилгородок на свой баланс (и дать людям возможность оформить жилье в собственность), но, как известно, проще жахнуть стакан яду, чем вести с военным ведомством конструктивные переговоры. По старой доброй традиции Минобороны ведет себя как собака на сене. То есть министерство как бы готово отдать дома муниципалитету, но только частично. Частично на языке военных означает - отдаём всё, кроме квартир. То есть администрации райцентра предлагают крышы домов, подъезды, коммуникации и придворовую территорию. Мол, ребята, содержите и ремонтируйте жилое хозяйство за свои бюджетные деньги, а квартиры пусть остаются в собственности ведомства. Только официальный статус не позволяет кинель-черкасским чиновникам назвать предложение военных откровенно идиотским. Позиция муниципальных властей простая и, в отличие от министерства, понятная: мы забираем дома целиком и в свободные квартиры (в связи с постоянным отъездом жильцов на ПМЖ в более райские уголки) заселяем своих очередников - учителей, дворников, многодетные семьи. В результате переговоры "на высоком идейном уровне" зашли в тупик, не успев толком начаться. А поселок так и продолжает существовать при мертвой летной базе в статусе "не пришей к носку рукав".