Южноафриканские рассказы

Sep 12, 2012 15:52

В блоге nikitaphoto

"Начиналась зима, но было действительно тепло. Мы ехали по вечернему хайвэю, где-то по окружной, а город был виден вдали. Старый Йоханнесбург - сказала жена моего друга, и махнула рукой в сторону высоких силуэтов темноватых зданий... Убитый город. Живут бомжи и преступники - туда ни одна машина не заезжает добровольно.
-Как, спросил я, в НЕБОСКРЕБАХ??? Бомжи?
-Ну да..Как свободу объявили - вот они из деревень поприезжали...теперь поселились...живут..А компании уехали. Там все поотключали в этих домах... свет..воду.."
(с) русский эмигрант живущий в Канаде о Йоханнесбурге

Безопасность. Первое слово, которое выучивает вновь прибывший - "безопасность". Действительно, криминальная ситуация в стране -тема обсуждения номер один как в новостях, так и на вечеринках. И это первый шок. Здесь соблюдение мер безопасности - вопрос жизни и смерти. Я прожила в ЮАР почти десять лет, с увереностью могу сказать (а также опираясь на неподтвержденные статистические данные), что уровень преступности здесь примерно как в России в 90-е. Если выше, то не существенно. Здесь первенство регулярно оспаривается Россией, ЮАР и Великобританией. Но суть не столько в количестве, а в качестве. Преступность здесь другого характера. В России преступность более организована и образованна и невооруженным глазом не всегда опознаваема. Здесь у преступности есть цветовая дифференциация - черный или цветной. В России преступники не полезут в первый попавшийся дом просто так чтобы стащить телевизор, они выяснят наверняка, что есть в этом доме и надо ли им это. Есть шанс оказаться жертвой криминала не обладая богатствами, только если вы случайно окажетесь на пути наркомана, которому хоть что-нибудь надо спереть на дозу. Ну или маньяк какой заведется в округе. Но такой тип преступлений характерен для всех стран. В ЮАР не совсем. Здесь у преступности есть цвет и запах. Почему так сложилось, напишу ниже. А пока просто о безопасности.

Транспорт. И так, правила безопасности. Запирать на все замки все везде и всегда. Дом должен быть заперт днем и ночью и на окнах решетки. Ворота автоматически закрываются, гараж тоже. Если вы на парковке, то прежде, чем подойти к машине, сначала нужно убедиться, что за вами никто не наблюдает, потом - бегом в машину и сразу на все замки. Окна должны быть всегда закрыты. Но нужно оставить щель в полсантиметра, так труднее окна разбить. Окна бьют обычно когда вы останавливаетесь на светофоре в центре города и из салона тащат что плохо лежит. Моя преподавательница живописи, дамочка под 70, всегда наматывает ремешек сумочки на правую ногу, которой на газ давит. Она считает, что если окно разобьют и попытаются выхватить сумку, то нога автоматически нажмет на газ, она въедет во впереди стоящую машину и начнется шум и гам и грабители убегут ни с чем. Интересная теория. Другая моя знакомая, вновь прибывшая из более дружелюбной африканской страны, остановилась на красный на светофоре в центре Дурбана. Стекло ей тут же высадили неведомо откуда взявшиеся парни и содрали с ее шеи семь!!! золотых цепочек, почти все с брильянтовыми кулонами. Дама долго жаловалась, что не имеет свободы передвижения во всем своем ослепительном блеске , но через года два все бриллианты на груди восстановились постепенно и урок не очень пошел в прок. Обычно бриллианты лежат в сейфах и демонстрируются в исключительных случаях и безопасной обстановке. Какой смысл разъезжать в бриллиантах по полукриминальным районам города? Какой смысл демострировать их людям, которые могут поесть раз в два дня или, того хуже, плотно сидят на наркотиках. Не надо дразнить "быка", он из другого мира.

И еще , если вы в ЮАР за рулем, то вы должны себе очень четко себе представлять, куда вы едете и мысленно нарисовать себе весь маршрут, прежде, чем выезжать за ворота. Попросите местных знакомых отметить на карте опасные районы, куда заезжать ни в коем случае нельзя, отттуда белые не возвращаются. Навигатор не очень поможет, его не программирут различать опасные и безопасные районы. Почему я начала рассказывать о безопасности именно с ситуций на дорогах и при управлении автомобилем? Потому, что белые здесь пешком не ходят. Только за рулем. Во-первых, пешком далеко, так как практически все белое население живет в пригородах. Во-вторых - небезопасно. Нападения на любителей бега случаются регулярно, при этом можно отобрать разве что сотовый телефон. И получить пару тумаков. Приятного мало. Но народ тут спорт любит и бегать продолжает. А еще здесь нет общественного транспорта, вообще. Разве только самолеты и междугородние автобусы. Так что, без машины здесь - никуда. Угон автомобилей и убийство (ранение владельца) в ЮАР является почти самым распространенным видом преступления. Так что лучше лучше останавливаться на охраняемой парковке и поближе к входу в здание. Гарантия не стопроцентная, но шансы сохранить жизнь и движимое имущество повышаются. В прошлом году в Дурбане на заправочной станции застрелили девушку, с приличного расстояния. Преступник находился не на заправке. Его удалось поймать. Оказалось, что он проходил инициацию - посвящение в банду. А для того, чтобы в банду приняли, нужно убить человека. Просто так. Если вы заблудились, то никогда и ни при каких обстоятельствах не останавливайтесь на обочине чтоб спросить дорогу у пешеходов. Во-первых, это нелегально, особенно на хайвее. Во-вторых, пешеходы, как вы догадываетесь, другого цвета и к вам любви не питают. А если это черный тауншип - жмите на газ пока не наткнетесь на заправочную станцию. Там установлены камера слежения и народ не шалит. Там же обычно вывешена карта района в котором вы находитесь. Еще спросите дорогу у персонала или других белых водителей.

Помню, как я заблудилась первый раз. Недели через три после моего прибытия в ЮАР. Недели две до этого я пыталась ездить с местным инструктором, чтобы привыкнуть в вождению по левой стороне дороги. Странно, что говорят с правой, когда едут с левой. Руль с правой. Местность незнакомая, структура дорог и знаков тоже и в голове чехарда. Инструктор только сидит и командует куда поворачивать. А потом сообщает, чтоб сама я в этот район - ни ногой или не колесом. Как придется. И вот дорвалась до самостоятельности. Муж уезжает в командировку. В аэропорт он ведет сам. А домой мне уже как-нибудь самостоятельно добираться. Вроде смутно представляю куда мне сворачивать и где менять хайвеи. Немного нервничаю. Тут как раз в левом медленном ряду выстраиваются грузовики. Их штук шесть и обогнать не могу. Знаков из-за них не видно. В итоге пропускаю свой поворот. Тогда, десять лет назад, навигаторов не было, была карта, но останавливаться нельзя. Еду дальше и пытаюсь сообразить что делать. Надеюсь, что скоро будет заправка и я туда сверну. Муж меня предупредил, чтоб я с хайвея ни в какие пригороды не съезжала. Я и не съезжаю, но заправочные станции именно там, а не рядом с дорогой. Я уже паникую, дорога выводит за город и я гоню 140, должна же быть заправка. Ее нет. В конце концов, останавливаюсь на пункте сбора пошлин, там приходится платить пошлину в оба конца, зато развернулась ! Уже в своем, но еще малознакомом, районе, снова из-за грузовиков, не увидела знака, указываюшего мой поворот и проскочила дальше. Через некоторое время оказываюсь в совсем нехорошем районе, где была с инструктором. Извилистые улочки вверх и вниз, как найти отсюда выезд, я не представляю. Начинается паника. Останавливаюсь на первой попавшейся заправке. На глазах слезы и остановить их я не могу. С трудом подавив приступы уже чуть не рева, справшиваю у белой дамы как мне найти такую-то улицу ( я знаю, что эта улица где-то рядом и по этой улице я найду дорогу домой). Дама смотрит на меня как на абсолютную идиотку и говорит "да вот же она". Но на улице же нет никаких названий абсолютно! С видом еще большей идиотки я спрашиваю, направо мне нужно или налево, чтоб попасть в мой район.




Дама в ступоре и с трудом соображает. Но я уже потом сама узнаю куда мне ехать, как только выворачиваю с заправки. Второй и последний раз я заблудилась в своем же районе. Первый раз поехала в торговый центр. Надо было очень. Примерно представляю куда ехать, но смутно. Звоню знакомому. Объяснения еще более туманны. После упоминания третьего поворота память отказывает. Но все же пытаюсь поехать. Поворота три-четыре, а потом понимаю, что я не там где надо. Но еду. Из-за деревьев обнадежывающе выглядывают архитектурные изыски моего торгового центра. Но дорога ведет меня мимо и куда-то еще, а нужного поворота нет. Я в каком-то пригороде явно ниже среднего класса. Дома и сады еще приличные , но уже маленькие и не ухоженные. Думаю, что пора остановиться в этом тихом местечке и посмотреть на карту. Вместо карты смотрю в зеркало заднего вида. Там какой-то неприглядный полуржавый транспорт с пятью черными на борту. Едут за мной. Я сделала пару проверочных поворотов- они за мной. Я на газ. Представления не имею, в каком месте я нахожусь, но в их лапы попасться мне точно не хочется. Главное их потерять. Несусь по извилистым узким улочкам, моя ауди никогда , ни до ни после, не набирала скорость 180. Оторвалась от погони минут за 10. Но где я нахожусь - ни малейшего представления. Можно остановиться и посмотреть карту. Удалось вернуться домой живой и невредимой. Адреналина хватило. С тех пор езжу только в безопасные и знакомые районы. И знакомится с районами стала медленно и постепенно. В Африке спешить некуда, здесь время тягучее...

Проблема в том, что найти название улицы, по которой вы едете - не всегда возможно. Иногда при повороте на улицу стоит небольшой желтый знак с названием, чаще всего за раскидистым кустом. Иногда название улицы можно прочесть на бордюре при повороте на улицу (вы туда смотрите?). Но когда вы едете по улице- ни за что не догадаетесь, как она называется. И еще мне показалось, что в плане архитектуры ЮАР очень однообразна, по крайне мере пригороды. Глазу зацепитья негде, чтобы найти ориентиры. Вот и теряемся... Зато заправочные станции -просто чудо. Не надо выходить из машины и самой вставлять шланг - я даже не представляю как это делается. Машину вам заправят работники станции, помоют ветровое стекло и, если надо дольют воду и масло. Но особо им доверять эти процедуры не стоит. Там же всегда есть туалет, банкомат, круглосуточный магазинчик с товарами первой необходимости и, часто, кафе. На междугородных маршрутах, кроме того, обязательно будут замечательные игровые плошадки для детей, часто загончики с домашними животными, чтоб детишек развлечь, зеленые лужайки, столики для пикников, магизин сувениров или фермерских товаров. Да, туалеты тоже заслуживают упоминания - они стерильно чистые, там приятно пахнет, всегда есть туалетная бумага, мыло, бумажные полотенца, столики для пеленания младенцев, коробка с презервативами. И все это бесплатно. Взгляд обязательно наткнется на коробочку с мелочью и надписью "спасибо" - это для чаевых уборщице туалета. Дать их или нет -на вашей совести. Я в туалет с кошельком не хожу обычно, но иной раз беру с собой пару монет. В особо "диких" районах или маленьких городках, туалет на заправке заперт, чтобы бродяги всякие не пользовались. Ключ всегда можно взять у работников. Что касается водительских прав, то сдать экзамен по вождению с первого раза часто оказывается проблематичным в период посапартеида. Ну не любят они людей с белой кожей и стараются завалить. Права обычно получают в 18 лет. Но прежде, чем сдавать экзамен, нужно проштудировать книжку о правилах вождения и сдать теоретический экзамен. Тогда вам выдадут лицензию ученика и вы можете ездить, но только в сопровождении человека с полной лицензией. Такая лицензия действительна в течении года. Потом нужно все же брать уроки вождения и сдавать практический экзамен. Тут то всех и заваливают по какой-то причине. Это, опять же, не страшно. Пытаться можно много раз, пока не сдадите. Я училась вождению в Алматы, там же получила права, но машину так и не купила. Когда переехала в ЮАР, пришлось заново ездить с инструктором, все вспоминать и заодно конвертироваться на другую сторону дороги. Права тоже пыталась конвертировать, но вовремя не забрала, так как выходила замуж, меняла фамилию и прочее и решила подать на конвертацию заново.

Оригинал записи (часть 1), есть также части 2, 3, 4 и 5

транспорт, город, ЮАР

Previous post Next post
Up