продолжение
Дома дочка терпеливо выждала, пока Звягин, обронив пару слов о своем
времяпрепровождении ("Прочищал мозги одному оболтусу, которого мы месяц
назад из Крюкова канала выловили"), примет душ и плюхнется на диван, кинув в
стакан молока оранжевую соломинку.
- Зачем ты этим оболтусом занялся? - запустила она первый вопрос.
- Чтоб он не стал никчемушником.
- А что такое никчемутиник?
- Человек, который вместо того, чтобы толком работать, иметь семью и
жить нормальной жизнью, мучится над всякими умными вопросами, мечется в
сомнениях, всем неудовлетворен, не знает, что к чему в жизни - и в
результате жизнь его проходит бесплодно и зазря.
- А если ты ему все объяснишь? Он изменится?..
Звягин хлюпнул молоком, к негодованию жены, и покачал ногой в красной
остроносой домашней туфле:
- Надеюсь, Осознает, как устроен мир. И займется чем-нибудь полезным и
продуктивным.
- Твоему самомнению нет границ, - сообщила жена из спальни, протирая
лицо на ночь лосьоном.
- Ты всегда умела тонко польстить. Гони наследницу спать, у нее завтра,
помнится, контрольная по математике.
- Командовать удается лучше тебе. И почисти мне, пожалуйста, коричневые
сапоги.
- Слушаюсь, мэм-сагиб!
Когда человек всецело увлекается какой-то проблемой - он вдруг начинает
сталкиваться с ее проявлениями на каждом шагу. Днем на станции "скорой" в
руках у Джахадзе оказались хемингуэевские "Острова в океане", и он с
восторгом довел до сведения окружающих следующую выдержку:
- "Томас Хадсон лежал в темноте и думал, почему все так называемые
хорошие люди непереносимо скучны, а люди по-настоящему хорошие и интересные
умудряются в конце концов испортить жизнь и себе, и всем ближним". А?! -
Откинулся на спинку стула, обведя слушателей блестящими черными глазами.
Возникла небольшая дискуссия.
- "Правильный" человек следует прописной морали. Он вяловат, банален,
не способен на оригинальные мысли и поступки. Вот вроде и хороший человек -
а не тянет к нему, - выразил свое коллективное мнение прекрасный пол.
- Хорошим и интересным людям вообще туго живется. Жизнь такая, - сказал
Гриша.
- Молодец Хемингуэй, - раскрыл рот молчавший доселе Звягин. - Ведь не
знал, почему, но вопрос поставил верно.
Народ развеселился.
- У вас, как всегда, готово решение любого вопроса, Леонид Борисович?
- Любого не любого... "По-настоящему хороший и интересный человек"
полон жизни и жаден до жизни. Скука, однообразие, бездействие претят ему.
Ему всегда необходимы действия и перемены. Он ищет добра от добра, как
говорится. И в этом поиске, в этой жажде жизни как бы пересекает грань
счастья и благополучия - и ввергает в горе и себя, и близких, с которыми
связана его судьба.
- А проще вы можете?
- Могу. Слишком хорошо - тоже не очень хорошо. Во всем нужна мера.
Поэтому сплошь и рядом хороший человек совершает хорошие поступки с плохими
последствиями. Пожалеет подлеца, возьмет на себя чужую вину, уступит очередь
на квартиру слезливому вымогателю, - в ущерб себе и другим хорошим людям.
Вынужденное безделье привыкших к занятости людей располагает
пофилософствовать. Речь завели об "Идиоте" Достоевского. Врачи, в отличие от
филологов, предпочитают судить о литературном произведении с точки зрения
здравой практичности. Сошлись на том, что князь Мышкин был именно слишком
хорош, прямо святой, - и в результате своих действий разрушил жизнь и свою,
и тех, кому желал добра. Добрые дела фанатика имеют злые результаты.
Звягин цвел: размышлять о вечных проблемах оказалось занятием более
увлекательным, нежели он предполагал. Выступать в качестве
наставника-мыслителя было лестно. Ощущая свою власть, он играл с Матвеем,
как снисходительный кот с нахальным мышонком. Его зеленые глаза щурились, в
голос прокрадывались мурлыкающие ноты. Подкованные каблуки отмеряли по
гранитным набережным ритм мысли, как метроном.
- О добре и зле. - Матвей упрятывал едкий изгиб губ в пушистую бородку.
- Что сильнее? Что победит?
- Добро и зло - как две стороны листа бумаги, как два полюса магнита;
их не существует по отдельности, они всегда вместе. Как ум и глупость, как
сила и слабость: мы сравниваем силу со слабостью и только так узнаем, что
она сила. Как ты узнаешь, что я делаю тебе добро? Мысленно сравнишь с тем,
что я был волен совершить противоположный поступок, и тебе было бы плохо.
Смотри: старшина кормит солдат. Добро это? Нет. Это его обязанность, его
служба: не накормит - накажут. А вот ты голодаешь, и незнакомый человек тебя
взял да накормил. А другой обругал и камнем кинул. Появились добро и зло:
одно сравнивается с другим, подразумевает возможность другого. Добра нет
самого по себе, оно добро относительно зла. Если исчезнет зло, то добро не с
чем будет сравнивать, слово "добро" потеряет смысл и исчезнет: если ты
сожжешь одну сторону листа бумаги, исчезнет и другая сторона - сгорит весь
лист. Добро и зло - парное понятие, как верх и низ. Поэтому одно никогда не
победит другое, они будут вечно.
- А при столкновении в жизни какой человек победит - добрый или злой?
Хороший или плохой?
- Плохой, - без колебаний признал Звягин. - В борьбе всегда победит
кто? Сильный. Вот два человека равной силы - физической, ума, связей. Один -
плохой: он способен и на плохие поступки, и на хорошие. Другой - хороший: он
не способен на плохие поступки! Получается, что плохой как бы в два раза
сильнее, вооруженнее хорошего.
Когда мореплаватель Джеймс Кук оставил полинезийцам пару свиней для
разведения, он подарил их не самому доброму, или дружелюбному, или
трудолюбивому, а самому воинственному и сильному из туземных царьков: у него
никто не сумеет отобрать, у него стадо размножится и со временем достанется
всем.
- Получается, что доброта - это слабость? Что такое доброта?
- Доброта - это способность человека принимать чужие интересы и нужды
как свои собственные, и действовать во имя интересов другого. Действительно,
доброта оборачивается житейской слабостью: она не в силах ломать чужое
сопротивление, не в силах противостоять слезам, мольбе, умелому
вымогательству, не в силах причинять боль.
А жизнь - это борьба... Совершить что-то - значит изменить что-то в
мире. Для этого надо преодолеть сопротивление старого, того, что уже есть.
Сопротивление окружающих, обывателей, отсталых начальников, устаревших
взглядов. Причинить им неудобство, порой и страдание. Поэтому сила связана с
жестокостью... Колесо прогресса многим отдавливает ноги. Кто хочет
действовать - должен быть готов к тому, что это не всем понравится.
- Но если человек, плюющий на мораль, сильнее того, кто придерживается
морали, если без морали легче и вернее добиться своего, - зачем тогда и
почему существует мораль?
- В мире есть две истины. Истина того, у кого в нужный момент окажется
меч в руке - и истина того, кто не дрогнув встречает этот меч с открытыми
глазами и гордо поднятой головой. Кто из них победитель? Первый. Кто
победим? Второй.
Практический расчет - это путь к победе. Мораль - это путь к
непобедимости.
Силу можно победить большей силой. Мораль нельзя победить ничем. Чем
сильнее сила, тем непобедимее мораль, противостоящая ей: она словно
отражение этой силы в зеркале.
По порядку.
Что такое мораль? Мораль - это идеал поведения.
А идеал всегда отличается от реальности. На то он и идеал. К нему можно
стремиться, но нельзя достичь, как нельзя достичь горизонта. Идеал - это
всегда улучшение, как бы ни было хорошо положение вещей в действительности.
Почему существует мораль?
Первое. Любое понятие имеет свою противоположность. Как есть верх и
низ, лево и право, тепло и холод, так есть действительность - и мечта,
реальность - и идеал. практический расчет - и мораль. Мораль - это именно
противоположность голому практическому расчету, как бы его обратная сторона:
они противоположны - и неразрывны. Жизнь невозможна без практического
расчета: необходимо питаться, одеваться, выживать. А коли существует
практический расчет, обязательно существует и его противоположность -
мораль. Как две стороны листа, как два полюса магнита.
Второе. Человек хочет жить. Это значит - хочет действовать. Это значит
- что-то изменять в мире. Поэтому он никогда не может удовлетвориться
действительностью, стремясь к дальнейшему, стремясь к большему, к лучшему.
Покуда человечество живет - оно имеет будущее, имеет перспективу, имеет
идеал. В том числе идеал поведения.
М-да - с древних, времен мораль практически не изменилась, а люди не
стали лучше... Но это естественно. Законы природы неизменны: побеждает
сальный и умелый. Средства житейского успеха всегда те же: расчет,
жестокость, эгоизм, коварство. Поэтому неизменной остается и их
противоположность - мораль: благородство, честность, доброта. Может
практический расчет победить мораль в житейских делах? Конечно. Может
уничтожить мораль? Никогда. Как нельзя уничтожить свое отражение в зеркале,
как нельзя уничтожить одну сторону листа, сохранив при этом другую.
Зачем существует мораль? Зачем нужна?
Первый ответ прост: чтобы люди не грызлись, как волки. Она отчасти
сдерживает. Обеспечивает обществу какой-то покой, комфорт, возможность
спокойного созидания, развития. То есть, ограничивая практическую выгоду
отдельных людей, приносит практическую пользу обществу в целом.
Второй ответ чуть-чуть сложней. Жить - значит ощущать (мы говорили).
Чем сильнее ощущение - тем полнее жизнь. Раздираться противоречием - сильное
ощущение: человек хотел бы и преуспеть житейски, и быть на высоте морали.
Мораль нужна, чтобы было это противоречие, это сильное ощущение, необходимое
живому человеку.
Полнота жизни - это значит испытывать и счастье, и горе. Соблюдая
мораль, человек может проиграть житейски. А любой ценой добиваясь выгоды -он
то и дело попирает мораль, что влечет презрение окружающих и муки совести.
Выигрывая в одном - он проигрывает в другом. Победа и поражение стучатся к
нему в дверь бок о бок. И радуясь тому, чем обладает, человек печалится о
том, что упустил. Мораль нужна, чтобы испытывать это, - чтобы жить полной
жизнью.
- Категорический императив старика Канта: хотя все практические доводы
велят поступать плохо, поступать надо все-таки хорошо... По-вашему, это
просто оттого, что мораль и практическая выгода - противоположности?..
- В каком-то смысле. Я тебе это объяснил, как умел.
- Как говорил Эмерсон, "Если тебе нужно что-то, человек, то возьми это,
и заплати положенную цену", - задумчиво произнес Матвей, глядя, как старушка
кидает куски булки уткам, плавающим в Лебяжьей канавке.
Звягин, впервые слыша имя Эмерсона, кивнул неопределенно. Его
собеседник, испытующе косясь, снял очочки, неторопливо протер носовым
платком:
- А вообще в философии вы напоминаете мне помесь динозавра с
головорезом, - без намека на почтение отвесил он. - Потрясающая комбинация
из примитивности и напора!
- В жизни ты напоминаешь мне комбинацию из паралича и чесотки, - в тон
ответил Звягин. - Помесь манной каши с волчком.
- Вы учились остроумию в казарме?
- Нет, в медицинском институте. В армии я учился делать свое дело - в
любых условиях и без сопливых размышлений.
- Ваше дело - гипсовать переломы и вправлять вывихи?
- Иногда приходится вправлять и мозги. В чем ты имеешь возможность
убедиться на собственном примере.
- Ваши лекции способны свести с ума профессора философии!
- А то у них нет иных поводов для сумасшествия. Никогда еще не слышал о
профессоре философии, сошедшем с ума после беседы с врачом. Обычно они это
делают до беседы.
- Их счастье, что они вас не знают.
- Возможно. Просто они, наверно, редко падают ночью в воду, -
предположил Звягин. - Зачем вы свалились в Крюков канал, профессор?
Матвей подумал, обидеться или нет. Обижаться было невыгодно - разговор
хотелось бы продолжить (да и взять реванш в пикировке). В молчании они
приблизились к воротам Летнего сада, двинулись по пустоватой вечерней аллее
меж белеющих статуй.
- "Фельдфебеля в Вольтеры дам..." - проворчал он с интонацией, которую
можно было счесть примирительной.
- Какие еще есть претензии у студента к фельдфебелю? - выдержав паузу,
откликнулся Звягин.
Глядя под ноги, шаркая по утоптанной земле, Матвей сказал с мрачностью:
- Несправедливо это все...
- Что именно?
- Жизнь несправедлива. Сила зла и слабость добра. Преуспевание подлецов
и страдания честных людей. Торжество порока над добродетелью! Понимаете, во
мне самое главное надломилось - вера в справедливость. Скажите, вот вы -
верите в торжество справедливости?
- Я предпочитаю не верить, а знать.
- И что же вы знаете?
- Что в природе, в истории нет справедливости или несправедливости, а
есть только объективные законы. Человек убивает дерево, чтобы согреться и
выжить в стужу. Заяц ест морковку, а волк ест зайца. Черепаха живет дольше
человека. Женщины в муках рожают детей, а мужчины от этого избавлены.
Камень, брошенный вверх, падает вниз. Какое отношение к справедливости имеет
закон всемирного тяготения? Он - истина, и только.
Справедливость - это соответствие происходящего морали. Это мораль в
действии.
Но мы говорили, что мораль находится в вечном противоречии с
практическим расчетом и проигрывает ему в житейских делах.
Справедливость - это торжество добра над злом, добродетели над пороком.
Но мы говорило, что эта борьба вечна, и никогда одно не победит другое.
Справедливость - это наше представление о том, какой должна быть жизнь.
Но мы говорили, что человек никогда полностью не удовлетворится
действительностью, всегда будет стремиться к изменению, к улучшению, к
идеалу. Поэтому представление о том, какой должна быть жизнь, всегда будет
расходиться с реальной жизнью.
Справедливость - это желаемая действительность.
Но желаемая действительность всегда отличается от той, что уже есть.
Потому что человек хочет жить. А это значит - действовать. А это значит -
изменять мир. А это значит - стремиться к тому, чего еще нет.
Справедливость - это идеал жизни.
А идеал всегда отличается от реальности. Всегда. На то он и идеал.
Справедливость - это стремление к изменению жизни, улучшению, развитию,
достижению идеала.
Это стремление вечно. Поэтому всегда будет представление о
справедливости и тяга к ней.
Когда мы говорим, что что-то в жизни несправедливо, - это значит, что
наши представления о торжестве морали и добра не соответствуют реальной
жизни. В которой торжествует не мораль, и не добро, а сила. Которая, увы,
чаще связана со злом. (Если нам кажется, что иногда слабость побеждает силу,
то это только кажется. Сила - не то, что кажется силой, а то, что
побеждает.)
Несправедливость - это наше несогласие с реальной жизнью. Потому что мы
всегда неудовлетворены реальностью и стремимся к ее изменению.
Несправедливость - это разрыв между тем, что есть, и тем, что должно
быть по нашему разумению. Разрыв между действительным и желаемым. Между
реальным и идеальным. Между настоящим и будущим. Между достигнутым и
перспективой.
Этот разрыв вечен, потому что вечно стремление к лучшему. Поэтому
всегда будет существовать несправедливость.
- Так что же - так всегда и мучиться?
- Почему мучиться? Бороться!
- Зачем?.. Если так будет всегда?..
- Чтоб быть человеком. А не ходячим кишечником для переваривания пищи.
- Но неужели нельзя принять жизнь такой, какая она есть?
- Понять можно. Примириться нельзя.
- Почему?
- Потому что наша доля - жить. Значит - оставить свой след в мире.
Изменить хоть что-то. А иначе - все равно, что и не жил.
В подсветке прожекторов вспыхнул шпиль Михайловского замка. Ветер
трещал флагами на Марсовом поле. Город был пропитан историей.
Позднее Матвей говорил, что Ленинград, наверное, наложил свой отпечаток
на ход звягинских рассуждений. Прямые перспективы, логически рассчитанные
линии, сочетаемая единым планом архитектура оказали влияние (полагал он) на
то, как Звягин представлял себе устройство мира.
Звягин пожимал плечами, находя это предположение слишком надуманным и
искусственным. И улыбался рассеянно.
Он вообще приобрел некоторую не свойственную ему рассеянность. На
прогулках забредал в незнакомые места. Не всегда откликался на обращение. И
даже лицо несколько утратило обычную резкость черт.
Зато, словно по закону сообщающихся сосудов, мужская определенность и
твердость линий начала угадываться в лице Матвея. Выражение, которое Звягин
издевательски называл "любимая кошка сдохла", присутствовало все реже.
"Это естественно, - говорил Звягин жене, излагая за ужином свои успехи
на ниве просвещения юных интеллигентов. - Мужчине требуется простой и
честный взгляд на вещи. Который позволяет действовать согласно убеждениям.
Томление юности - как корь, которой надо переболеть и выйти из болезни
здоровым. Знающим, что к чему. Жаль, - добавлял он, - люди редко знают, что
к чему. Большинство, махнув рукой, перестает задаваться вечными вопросами, а
меньшинство мучится ими всю жизнь".