Очень полезная статья о сдаче экзамена для немецких ВУЗов - DaF. Александр, спасибо!

Mar 07, 2014 07:51

Оригинал взят у merkulov_alex в Как я сдавал testDaF



Предисловие
12 сентября 2013 года я сдал testDaF в Саратове (хотя живу в Самаре), в результате неожиданно вышло на 5455. Экзамен нужен мне для подачи заявки на стипендию DAAD и последующего поступления в магистратуру немецкого ВУЗа (нужно было минимум 4444). Припоминая, как я сам искал любую информацию по экзамену, решил поделиться опытом.

Интенсивно начал готовиться с начала августа при уровне немецкого ~ А2.2. До этого учил язык с репетитором (в т.ч. и по скайпу) и в Гёте-институт (не понравилось, забрал деньги) - результата особого не принесло (а вот денег и времени потратил много). Теперь я убеждён, что иностранный язык можно выучить в одиночку и совершенно бесплатно.

В первой половине рассказа - общие вещи, которых я придерживался при изучении языка. Конкретно про testDaF - с середины поста
Все материалы, которые я использовал для подготовки, я продублировал общим списком в конце текста.

Если у Вас есть замечания по тексту (я уже немного подзабыл содержание некоторых заданий) или Вы заметите ошибки - буду рад комментариям.
Если у Вас есть вопросы по testDaF или материалам - пишите мне Вконтакте или в Facebook.
Я не методист и не лингвист, всё написанное ниже - субъективно.
Немного об экзамене:
50% успеха на экзамене зависит от именно того, насколько Вы подготовились к структуре заданий testDAF. Вместе со мной экзамен сдавала девушка, которая знала язык однозначно лучше меня, но даже не посмотрела тестовые примеры - в результате экзамен она завалила (по её же словам). Чтобы понять логику текста, просмотрите примеры в специальных учебниках, которые Вы можете найти в этой группе. Также пару пробных тестов есть на официальном сайте.
Я не буду подробно оговаривать структуру экзамена, полагая, что Вы с ней уже ознакомились.

Тематика заданий: Учёба (в ВУЗах), наука, работа, техника. Также часто встречается: спорт и досуг, экология, животный мир и защита окружающей среды, социальные проблемы типа матерей-одиночек или образования для инвалидов. Но может выстрелить текст и на другую тему (искусство, например).

Часть I: Как нужно учить иностранный язык?

Лучше всего.на эту тему высказался Илья Франк:
"Главная беда всех изучающих долгие годы один какой-либо язык в том, что они занимаются им понемножку, а не погружаются с головой. Язык - не математика, его надо не учить, к нему надо привыкать. Здесь дело не в логике и не в памяти, а в навыке. Он скорее похож в этом смысле на спорт, которым нужно заниматься в определенном режиме, так как в противном случае не будет результата <...> если учить помаленьку, то это только себя мучить и буксовать на месте. Язык в этом смысле похож на ледяную горку - на нее надо быстро взбежать. Пока не взбежишь - будешь скатываться. Если достигается такой момент, что человек свободно читает, то он уже не потеряет этот навык и не забудет лексику, даже если возобновит чтение на этом языке лишь через несколько лет. А если не доучил - тогда все выветрится."

Скажу Вам сразу: ЗАБУДЬТЕ НАВСЕГДА про 2-часовые курсы "пару раз в неделю", причём половину из которых Вы проболели или было лень. Нет, я серьёзно - просто прекратите терять своё время и деньги. Не повторяйте моих ошибок. Результат будет, но очень медленно и дорого. Учить иностранный язык нужно КАЖДЫЙ ДЕНЬ. С этой точки зрения, самый лучший способ - это жить в соответствующей стране. Но и дома можно создать себе такие условия - за 45 дней интенсивного изучения языка я выучил больше, чем за 365 дней вялого ковыряния в нём.

В плане организации учебного процесса посоветую:

1) Самое главное - постоянная практика. Переведите Windows, телефон, браузеры и все программы на немецкий язык. Вешайте по квартире заметки с правилами и словами. Едете в общественном транспорте или гладите рубашку - слушайте в наушниках новости или подкаст на немецком. Идёте по городу - переводите на немецкий всё, что видите вокруг. Новости или любую другую интересующую вас информацию тоже старайтесь читать на немецком.

2) Подготовьте свой мозг к работе. Активизируйте свою память по максимуму - используйте разные виды источников информации. Пишите, читайте, слушайте, разговаривайте, играйте, пойте, общайтесь. Чем больше органов чувств задействовано и чем больше связанных образов и ассоциаций при изучении возникает, тем больше новых связей образуется в вашем мозге. Слово или словосочетание гораздо лучше запоминается, если оно у вас будет ассоциироваться с какой-то жизненной ситуацией, прочитанной статьёй или прослушанной песней.
Наша память - это не чулан, в который Вы складываете информацию, а сложная и живая сеть вертикальных и горизонтальных связей. Чем чаще Вы употребите то или иное слово (словосочетание, фразу) в различных ситуациях, тем больше следов оно оставит, и тем быстрее Вы сможете его использовать.

Как наиболее ёмкий материал в плане метода изучения чего-либо вообще и развития памяти - посоветую аудиокурс "Accelerated Learning Techniques". Если отбросить хаббардистскую философию в стиле "успешен тот, у кого мерседес, большой дом и жена в шубе", то многое из этого курса останется полезным.
Ещё память можно потренировать на сайтах типа Lumosity (лучше в платной версии) и в бесплатных программах типа Brain Workshop.

3) Попытайтесь максимально освободить своё время и внимание на время учёбы:
- в инстаграмчик, фейсбучек, контактиктм и иже с ними заходить максимум раз в день, а лучше из них на время удалиться (чтобы соблазна не было).
- отложить все книги, увлечения и поездки. Успеете после экзамена.
- не ходить ни на какие тусовочки и концертики. Это всё для богемы, которой не нужно сдавать экзамен.

4) Связь образа жизни с умственными способностями и памятью человека уже давно доказаны. Поэтому крайне желательны:
- соблюдение режима (сон 7-8 часов - именно в это время ваш мозг закрепляет всё то, что Вы выучили за день);
- спорт в обязательном порядке (хотя бы умеренные нагрузки раза 2-3 в неделю);
- прогулки на свежем воздухе;
- правильное питание (ищи: влияние питания на работу мозга). Желательно - вегетарианское ;).
Если бы не следование всем этим пунктам - я бы просто не справился с таким большим объёмом информации. Мозг действительно стал работать гораздо эффективнее, память стала очень цепкой.


5) Заведите аккаунт в моём любимом сервисе Evernote. Там я создавал заметки по правилам, делал списки слов, сохранял онлайн-материалы. Но самое главное - я каждый день вкратце писал бОльшую часть того, что выучил за сегодня. Этот конспект я читал перед сном и повторял утром, а потом ещё через пару дней. При случае перечитывал что-то в транспорте или в очереди. Запоминается гораздо лучше. Если Вы это будете делать от руки - память сработает ещё лучше, но на электронке удобнее и быстрее, что ни говори.

За немецким я в среднем просиживал 6-8 часов в день (шли каникулы, работа начиналась с осени). Понимаю, что вряд ли у кого-либо будет такая же возможность во время учёбы или работы, но постарайтесь по максимуму сконцентрировать своё внимание на немецком и не отвлекайтесь на всякую шляпу типа просмотра сериалов.

У кого как и у меня проблемы с самодисциплиной - порекомендую книгу "Сила воли: как развить и укрепить". Несмотря на посредственный литературный язык и обилие "искромётного" юмора, мне помогло.

Часть II: Грамматика.

Я всё-таки "испорчен" техническим образованием, поэтому мне понадобилось чёткое понимание законов, по которым строится немецкий язык. Примерно первые 20 дней я прочно сидел над грамматикой (не только над ней, но в большей степени). На каждое правило (например "пассивный залог" или "модальные глаголы") уходило по 2-4 дня.

Схема такая:
- сначала "всухую" учил правило. Для крупных разделов (времена, предлоги) составлял для себя конспекты на отдельном листе.
- письменно делал много упражнений типа "вставьте нужный предлог", чтобы вбить правило на уровне механической памяти.
- пытался составлять произвольные предложения, небольшие абзацы или монологи, в которых обязательно использовалось недавно выученное правило, делал рисунки, заметки, придумывал истории - в общем, пытался активизировать память.

За пару недель я наконец-то понял, как они выстраивают предложения, как склоняются прилагательные и так далее. Конечно, при подборе нужного окончания для прилагательного я каждый раз зависал секунд на 5 (ещё не хватало практики), но основа была положена.

Для изучения грамматики рекомендую:
- Паремская Д.А. - Практическая грамматика (немецкий язык), - внятно изложены все правила и очень хорошие упражнения.
- Архипкина Г.Д. - Тесты по немецкому языку, - кроме самих тестов (которые тоже хороши), в пособии есть хороший грамматический справочник. Книгой я пользовался как настольной, т.к. она у меня была в бумажном варианте.
- Франк И.М. - Немецкая грамматика с человеческим лицом, - название доставляет. Здесь всё тот же добрый дядя расписал грамматику неформальным языком в "жизненных" примерах. Хорошее дополнение к первым двум книгам.
- Овчинникова А.В. - 500 грамматических упражнений по немецкому языку, - без комментариев. Единственная проблема - мне не удалось найти ответы на упражнения ни в электронном, ни в печатном виде.
- Куча упражнений и тестов на сайтах в интернете.

Скорее всего Вам НЕ пригодится на экзамене (но на уровне понимания всё равно должно быть):
- Сложные формы пассива. Достаточно только Präsens и Imperfect форм (отточите связку werden/wurden + Partizip II). Однако обязательно закрепите пассив с модальными глаголами (типа "das muss gefeiert werden").
- 90% Konjunktiv'a. Единственное, где я его использовал - это простейшие фразы в устном задании типа: "Ich würde dir raten", "Könnten Sie mir bitte sagen" и т.д.. Максимум - это простые придаточные условия и сослагательное наклонение.
- Plusquamperfekt и Futur II.

Часть III: Лексика

Словарный запас (даже пассивный) очень важен для сдачи testDAF.

Расширял я лексику в два этапа:

1) Зубрёжкой. К сожалению, от неё полностью не избавишься.

Выписываем слова на листочки бумаги (на обратной стороне - перевод) и учим. Очередную порцию этих карточек я везде таскал с собой и повторял при возможности (сидя в парке на свежем воздухе, например). Когда этих карточек у меня скопилось под 500, я перешёл на электронный аналог Quizlet, хотя в нём запоминается хуже.

2) Непосредственно практика в контексте - то есть при чтении статей, при написании собственных сочинений и диалогов. После того, как я много раз встречал это слово в тексте (или употреблял, долго вспоминая его перед этим), оно окончательно закреплялось в активном запасе. Ну тот же метод Ильи Франка наверное хорош, но на него у меня уже не было времени + тематика не та.

Можно ли выучить слова вообще без заучивания - затрудняюсь ответить... кому как.
Если я буду заново учить ещё один язык, я поступлю точно так же - выучу какой-то минимум зубрёжкой, потом буду постепенно от неё отходить, концентрируясь на медиа-материалах.

Для изучения слов рекомендую:
Для зубрёжки:
- Составляйте списки по темам - так лучше запоминается: "Еда", "Учёба", "Животные". В интернете они тоже есть.
- Божественный список Wortschatz für "Das Zertifikat Deutsch als Fremdsprache". Порядка 2000 слов. Учил тупо по 3-4 страницы в день.
- Для подключения зрительной памяти неплохо использовать "Немецко-русский наглядный словарь", в котором тоже всё разбито по темам. Но многие темы лишние для testDAF (см. тематику). Расстраивает отсутствие формы множественного числа.

Для практики:
Выписывать слова из статей, подкастов и т.д. Материалы найдёте в следующих главах.

Словари:
1) Duden. Потому что одноязычный. Так что пока попытаетесь разобраться в смысле слова, выучите все остальные. Из минусов - неудобный, нет всех форм слова и т.д..
2) ABBYY Lingvo. Именно установленная на ноуте версия была моей рабочей - в ней я быстро находил нужное слово.
3) Мультитран - клёвый онлайн-словарь. Самый главный плюс - наличие огромной базы употреблений слова в контексте. Использовал, если сомневался в контексте употребления слова.
4) Установите словарь на смартфон, чтобы всегда был под рукой. Из бесплатных мне понравился вот этот, хотя он немецко-английский. Из платных - тот же ABBYY Lingvo.
5) Для разнообразия можно установить игруху "Der-Die-Das" и отгадывать артикли, пока едешь в трамвайчике.

Перейдём непосредственно к тесту.

testDaF

Часть I: Leseverstehen


Самое главное здесь - это словарный запас. Как его расширять - см. выше. Для умения работать с текстами полезно читать статьи.

Где читать статьи:
- На большинстве сайтов крупных немецких журналов есть разделы типа "Studium", "Umwelt", "Berufsleben" и т.д.. Например:
Zeit.de: "Hochschule", "Umwelt", "Bewerbung" и т.д.
Spiegel.de: "Uni", "Ernährung & Fitness", "Natur".
Deutsche Welle: "Bildung"
Focus.de: Klima

Читал я статьи таким образом:
- Установил на браузер плагин Evernote Clearly. Нужные нам функции - выделение маркером и сохранение статьи в виде заметки в ваш Evernote-аккаунт.
- Когда читал статью, выделял Clearly незнакомые слова или выражения. Сохранял заметку в Evernote и потом (завтра-послезавтра-через 5 дней) перечитывал статью ещё раз, ацентируя внимания на помеченные маркером слова.
- Как вариант - можете распечатывать статьи и выделять незнакомые слова простым маркером. Потом также перечитывать их.

Вот как выглядел мой Evernote (кликните, чтобы увеличить):


Какие темы мне попались на экзамене 13 сентября:
1) Как всегда нужно было соотнести спрос и предложение. Каждый текст я не помню, но не суть. Кстати, по уровню они оказались значительно сложнее, чем в примерах. Обязательно перепроверяйте всё несколько раз, соотносите мельчайшие подробности!
2) Текст про то, как сложно учиться студентам с детьми в ВУЗах, какие программы поддержки существуют и т.д..
3) Текст про помощников-роботов (какую работу они уже делают, как нам помогают).

Часть II: Hörverstehen


Наряду с Mündlicher Ausdruck это самая сложная часть теста. Пикантности добавляет и то, что немецкая речь быстрее нашей, так что поток слов идёт приличный.
Выход один - слушать немецкую речь и научиться её быстро "распознавать".

Аудио- и видеоматериалы для подготовки:
Бесподобные материалы на всё той же Deutsche Welle:
- Аудио- и видеоподкасты - особенно Studi-DW.
- Видео-темы - с видеорядом лучше запоминается + есть текст ("Manuskript") и задания.
- Новости - слушаем сначала более медленную версию, потом - на полной скорости. Текст тоже присутствует.
- TV-stream (онлайн-вещание, хотя там тоже можно выбрать программы).
+ ещё куча материалов на www.dw.de. Всякие сериалы-подкасты-видеотемы. Выбирайте, что нравится.
Вдобавок к этому:
- Трансляции немецкого телевидения или радио от de-online.ru + другие полезные материалы на этом сайте. Ставил на фон, когда делал упражнения или готовил еду.
- Spiegel.tv, например.
Мне кажется, всего этого более, чем достаточно. Не забываем закачивать подкасты на плеер/телефон и слушать, пока едем в общественном транспорте (или на машине, загрязняя окружающую среду).

Ещё один важный момент - нужно научиться одновременно слушать запись и делать письменные заметки. 2 из 3ёх текстов на экзамене Вы будете слушать только 1 раз, поэтому нужно будет сразу записывать ответ на вопрос, не прекращая осмысленно "следить" за аудио.
Тренируется это так: включаем какую-нибудь аудиозапись (желательно новости или радио, чтобы диктор говорил побыстрее). Сначала - на русском языке. Берём листок, ручку и одновременно с тем, как идёт запись, быстро конспектируем основные мысли/события, при этом продолжая внимательно слушать диктора.
Когда начнёт отлично получаться (даже какие-нибудь сложные тексты типа сводок с бизнес.фм), переходите на немецкие источники - сначала тексты попроще, потом примеры Hörverstehen, ну и на сладкое можно оставить телепрограммы и новости в полном темпе.

Какие темы мне попались на экзамене 13 сентября:
1) Как всегда студентка звонила в Studentenwerk и что-то спрашивала.
2) Уже плохо помню. Кажется, что-то про стипендии или гранты для студентов.
3) Интервью с мужиком, который исследует каких-то там птиц в Америке и рассказывает, как весело всё это происходит.

Именно за эту часть я получил 4ку - и это ещё считай повезло. 2-3 ответа я вообще не заполнил, и ещё штук 5 отметил почти наугад.

Часть III: Schriftlicher Ausdruck


И опять самое главное - придерживаться чёткой структуры и логики. Подробное объяснение найдёте в учебниках по testDaF. Вы должны заранее знать, как Вы разделите свой текст и какие клише будете использовать.
Не хочу дублировать здесь всю структуру и клише из учебников, посмотрите сами. А лучше - выпишите на отдельный листок. Больше всего мне понравились выражения из учебника "Training TestDaF", 2006.

Заранее заучите все типовые фразы, переходы между частями и структуру текста (для разных текстов они будут лишь незначительно меняться), чтобы на экзамене сразу не задумываясь написать их. Каждую часть не забывайте выделить новым абзацем и "красной строкой". За несколько дней до экзамена напишите штук 5 сочинений, чтобы довести всё до автоматизма.

Однозначно и жёстко выражайте своё мнение, не допускайте фраз типа "Ну я, конечно, не уверен, но, наверное, я всё-таки считаю, что...".
Ещё один совет - не думайте долго о том, насколько ваше "настоящее" мнение совпадёт с тем, что Вы напишете или о том, насколько аргументы, которые Вы приводите, соотносятся с реальностью. Главное - чётко и грамматически верно ответить на заданные вопросы, а уж насколько это всё выглядит правдивым - дело второе.

Также есть один момент, который мне не понравился - один из вариантов задания, как правило, звучит так:
1) Выразите свою позицию в таком-то вопросе и обоснуйте своё мнение.
2) Взвесьте преимущества и недостатки чего-то там.
Получается, что при аргументации своей позиции Вы уже автоматически ссылаетесь на недостатки или преимущества, а потом будете обязаны опять их же повторить (причём уже без личной оценки!), что вызывает определённые затруднения. Объединить эти 2 вопроса в один крайне не рекомендуется!
Я обошёл это просто тем, что преимущества/недостатки при обосновании своей позиции брал одни, а при "взвешивании" - уже другие. Так что подключайте фантазию. Если совсем плохо - повторяйте те же аргументы, но синонимами.

Какая тема мне попалась на экзамене 13 сентября:
Про иммигрантов, насколько они полезны для экономики страны и какие проблемы возникают.

Часть IV: Mündlicher Ausdruck


Вариант подготовки только один -  практика устной речи под специфику заданий.

Речь сначала я отрабатывал сам:
- начал вообще с письменной речи (она помедленнее и осмысленнее) - писал небольшое сочинение на любую тему или конспект существующего текста, потом обязательно пересказывал его вслух.
- разговаривал сам с собой (да-да).
- читал монологи, расхаживая по квартире с важным видом.

Потом время начало поджимать и я начал заниматься с репетитором. Больше половины занятий проходили просто в форме диалога (говорил в основном я) - по час-полтора.

Со временем с наслаждением заметите прогресс - слова сами начнут складываться в сложные предложения и слетать с языка.

Наконец, отрабатываем структуру заданий: как известно, в MA 7 заданий, по сути они неизменны. Здесь как и в Schriftlicher Ausdruck нужно заучить до автоматизма схему, на которую Вы будете накладывать содержание заданий.
Обязательно запишите себя несколько раз на микрофон при ответе на примерные варианты. Слушайте, где у Вас слабые места и исправляйте их.

Пройдусь по каждому из заданий:
1) Официальный звонок. Здесь вариантов несколько - либо Вы что-то хотите узнать, либо Вам что-то нужно купить и т.д.. Я проработал все возможные варианты, которые я нашёл в примерах, и раз 10 прогнал каждый из них.
При этом неизменными остаются вступительные и переходные фразы типа:
- Könnten Sie mir bitte sagen...
- Außerdem, würde ich gern wissen,...

На экзамене мне попалось: Я звоню в театр и должен узнать, есть ли у них билеты на концерт по произведениям (вроде бы) Шиллера (!!!), т.к. именно его творчество я сейчас изучаю в университете со своими друзьями.
Сразу пришло на ум:
- узнать, когда идут произведения Шиллера.
- сказать, что мне нужно много билетов.
- спросить, сколько стоит билет и где их можно купить.
Моя ошибка - я стал в начале объяснять, что я учусь в университете и изучаю Шиллера, поэтому мне нужны именно эти билеты. В результате я немного запутался в словах и не уложился (после сигнала говорил ещё секунд 5). Так что будьте проще. В первом задании можно говорить максимально простыми предложениями, главное - осветить все пункты задания.

2) Как правило неофициальный разговор, в котором Вы должны рассказать, как обстоят дела с выше обозначенной темой у Вас на Родине. Тематика может быть разной. Обязательно выучите темы еды, одежды, путешествий, досуга и спорта. Составьте по этим темам рассказ, как же всё это выглядит в России.
Ну и снова фразы-клише типа "Bei uns in Russland...", "In meiner Heimat isst man oft...".

На экзамене мне попалось: Меня спросили, какие известные деятели искусств своей родины я знаю (!!!) и за что они так известны (!!!). Такую тематику я даже и не прорабатывал!
Тем не менее, я рассказал, что:
- В мире литературы известны такие великие умы как Достоевский и Лев Толстой (даже упомянул его "Krieg und Frieden")
- Конечно же известны также наши музыканты: Чайковский и Рахманинов (в первую очередь за их "Sinfonien")

Вывод: будьте готовы к любой тематике и любите культуру своей страны!

3) Описание графика и оценка данных. Учимся быстро и безукоризнено описывать структуру графика. Повторю ссылку. Тренируется это легко - открываем в том же гугле какой-нибудь график на немецком (просто введите Grafik или Tabelle в Google Images) и расписываем подробно его структуру. Раза с 50го всё будет получатся легко и непринуждённо.

На экзамене мне попалось: 2 графика про автомобили. Я стал слишком подробно описывать легенду каждого графика, поэтому на описание содержания и трендов у меня осталось всего 20 секунд - и я успел сказать только пару фраз.
Если Вам попадается несколько графиков или таблиц - делайте описание более компактным. Не обязательно описывать, какая размерность у каждой оси и какого года данные!

4) Здесь имитируется ваше выступление на каком-нибудь семинаре или ведение дискуссии на более-менее официальную тему.
Важно - выучить кучу общих смысловых клише, которые подходят на многие ситуации, например:
- Это самое позволит нашему Уни привлечь новых студентов / сэкономить много денег / повысить свой авторитет.
- Чтобы осуществить это самое нужно много времени / много денег.
Ну и конечно же всё те же фразы-клише типа:
- Diese Idee sieht gut aus (или ist kaum praktisch), weil...
- Von mir aus muss unsere Universität auf jeden Fall etwas machen...

Кстати здесь опять возникает та самая неоднозначная ситуация - Вы одновременно должны беспристрастно взвесить "за" и "против", а потом опять повторить недостатки или преимущества при обосновании уже своей позиции (как в SA). Смешивать это нельзя. Будьте готовы приводить много аргументов.

На экзамене мне попалось: обсудить, должны ли университеты давать студентам больше свободы при составлении их учебного плана. Несмотря на своё мнение, я наплёл, что студенты - неразумные существа, которые сами не знают, чего хотят, поэтому никакого выбора им давать не стоит. Перед этим, конечно, взвесил все плюсы и минусы.

5) Практически то же самое, что и в предыдущем задании, но уже не на официальную тему. Времени отводится меньше, поэтому будьте более краткими.

6) Анализ графика. Именно анализ - ни в коем случае не начните описывать структуру и легенду графика! Сразу переходим к данным. Здесь кстати иногда не помешает быть подкованным на темы развития общества и экономики вообще, т.к. придётся придумывать причины развития тех или иных процессов. Ссылайтесь на глобализацию, автоматизацию, экономический кризис, падение берлинской стены, развитие интернета и т.д.
Однако, темы могут быть и другие, "жизненные". Например, на экзамене мне попался график, который описывает зависимость занятости женщин (или и мужчин тоже, уже не помню) от возраста. Я наплёл, что когда им 18-25, то время работать нет, т.к. учёба. Про пенсионный возраст я сказал, что в эти годы уже особенно и не поработаешь и вообще пора на покой (чуть не засмеялся потом в микрофон от собственной чуши).

7) Последнее задание несложное - дать совет своему другу (подруге). И снова самое главное - чётко занять позицию, не допускать никаких: "Ну, тебе, конечно, виднее" или "Я даже не уверен, что для тебя будет лучше"...
После безоценочного со своей стороны сравнения "за" и "против" сразу чётко говорим:
- Ich würde dir natürlich raten,...
- Du solltest an diesem Kurs auf keinen Fall teilnehmen...
На экзамене мне попалось: Кажется, друг жалуется на то, что не может долго заснуть ночью (!!!). При этом он пытается спасти ситуацию, смотря перед сном телевизор. Я ему посоветовал ни в коем случае не зырить телик на ночь, а вместо этого прогуляться на улице и вообще вести ЗОЖ (западный образ жизни).

Очень важный момент: отработайте умение в максимально сжатые сроки придумывать все возможные варианты ответа и только тезисно записывать их на бумаге. Времени расписывать весь текст ответа у вас просто не хватит. Развить это можно только тренировками (обязательно с секундомером), используя как можно больше различных ситуаций (их можно придумывать себе самому). Полезным также может быть составление.
На случай, если зависните и не будете знать, что сказать, заучите фразы типа:
- Ahh, wie kann ich dass besser sagen / formulieren...

На экзамене 13 сентября в Саратове.



С самарским центром у меня получилась нелепая ситуация, поэтому пришлось ехать в Саратов. Сдавал в "Учебном центре Лингва-Саратов". Впечатления - положительные. Сдавало только 2 человека. По словам работников у них всегда так - не более 3 человек. Ассистентка была строгой, но доброжелательной. Устную часть мы сдавали по очереди, сидя в аудитории наедине с ноутбуками и микрофоном, так что никто не мешает.
Экзамен прошёл очень спокойно, без нервов.

Впечатления по частям:
1) Leseverstehen. 1 часть была сложноватой. 2 и 3 средненькие, но несколько ответов я поставил практически наугад.

2) Hörverstehen: Жесть жёсткая. 2 поля я вообще оставил пустым, в 3-4ёх написал какую-то галиматью.

3) Schriftlicher Ausdruck: Тема попалась избитая (мульти-культи там, интеграция и т.д.), поэтому я действовал по отработанному шаблону и накатал на 3 страницы. На проверку ещё осталось минут 10. Единственное задание, в котором я остался уверен.

4) Mündlicher Ausdruck: Ну это вообще до смеха. Несмотря на отсутствие волнения, все знания по грамматике куда-то исчезли. Я строил на редкость кривые предложения, часто путался в артиклях и склонениях. Не успел договорить в нескольких заданиях, в 6ом задании вообще завис секунд на 15.
Я был уверен, что здесь будет тройка и не выше. Как я получил 5 - для меня большая загадка. Возможно, всё-таки сыграло свою роль чёткое следование структуре задания и хорошее произношение.

Но вообще я придерживаюсь теории, что файл с моим ответом плохо записался или его случайно удалили, и поэтому мне из жалости поставили 5.

Я был уверен, что сдал примерно на 4343 и записался сразу же на следующий экзамен 13 ноября. Когда я получил результаты этого экзамена (5455), срок возврата денег прошёл. Однако я описал немцам ситуацию через форму обратной связи и мне на следующий же день вернули деньги (с вычетом за обработку). Они такие лапочки! :3

Заключение.

Повторяю в десятый раз. Главное - до автоматизма подготовиться к структуре testDAF. Тогда даже с таким слабым уровнем, как у меня, есть все шансы. Перед тем как начнётся экзамен, Вы должны уже точно знать, как будете выполнять каждое задание. Всё, что Вам останется - это прогнать каждую часть через схему, которую Вы заранее заучили и прорешали десятки раз. Для тех, кто уже хорошо знает немецкий, сдача теста не составит большого труда (максимум месяц подготовки под структуру теста).

То, что оценка "5" за экзамен соответствует B2-C1 - это они лишку дали. Я бы на момент сдачи себя оценил в твёрдый B1. Гениальными способностями не обладаю - просто подошёл к изучению языка и алгоритма сдачи серьёзно и систематично.

Кстати, если в Самаре кому нужен хороший репетитор для testDaF - могу порекомендовать.

Приложение - список материалов.
Большинство материалов доступно в интернете.

Общее
Brian Tracy - "Accelerated Learning Techniques".
Kelly McGonigal - "Сила воли: как развить и укрепить"
Lumosity или Brain Workshop для тренировки памяти (хотя изучение языка само по себе тренирует память).
Сервис Evernote, в том числе Clearly или Web Clipper.
Quizlet, для карточек в электронном виде.
Грамматика

- Паремская Д.А. - "Практическая грамматика (немецкий язык)".
- Архипкина Г.Д. - "Тесты по немецкому языку".
- Франк И.М. - "Немецкая грамматика с человеческим лицом".
- Овчинникова А.В. - "500 грамматических упражнений по немецкому языку"
Лексика
- "Немецко-русский наглядный словарь"
- Wortschatz für "Das Zertifikat Deutsch als Fremdsprache"
- Игра "Der-Die-Das"
Словари:
- Duden. - ABBYY Lingvo.
- Мультитран
- Любой словарь на телефон.
Читаем:
- Zeit
- Spiegel
- Focus
- Deutsche Welle (именно немецкую версию)
Слушаем и смотрим:
- Разделы на том же DW: Studi-DW, Video-Thema, Nachrichten, Live-TV и многие другие (выбирайте на свой вкус).
- Телеканалы и радио на de-online.ru.
- Группа ВК с фильмами на немецком.
- Также фильмы можно найти на трекере с тегами "ger, original"
Другое:
- группа ВК с материалами для testDaF +  примеры на официальном сайте. Бумажные версии можно найти на ozon.ru, например.
- группа ВК "Мы сдавали testDaF" - там Вы можете задать вопрос тем, кто через это прошёл. Также много ребят, которые уже учатся в Германии и могут Вам помочь с вопросами по документам, выбору университета и т.д..

Ссылки на другие отчёты по тесту: [1], [2], [3], [4]

Вот и всё. Удача улыбается подготовленным!

p.s.
Чтобы не быть голословным:


перепост, немецкий

Previous post Next post
Up