Оригинал взят у
gostudywest в
Пять основных ошибок при написании мотивационных писем Доброе утро (у меня, лично, половина двенадцатого в понедельник - это еще утро и время для третьей чашки кофе) - и хорошей и продуктивной недели всем!
Сегодня я бы хотела начать цикл постов о подготовке стандартного пакета документов для западной академии.
Сразу уточню, что документы для американских, например, вузов, по тону и структуре несколько отличаются от того, что есть смысл посылать в вузы немецкие, точно так же, как документы для ВА, МА, аспирантуры и последующих работ тоже качественно разнятся. Я с удовольствием позже напишу подробнее о каждом из них, но пока, так сказать, пост вводный - об основных ошибках, которые встречаются у новичков при написании мотивационных писем для академии.
За последние несколько лет через мои руки прошло довольно большое количество разных пакетов документов, и "новички" вычисляются сразу. Конечно, после нескольких попыток и консультаций со специалистами или более опытными друзьями навык подготовки документов для поступления или получения стипендии, например, вырабатывается довольно легко, и стандартными правилами составления академического резюме овладевает каждый. Другое дело, что кто-то потом достигает вершин мастерства, а кому-то продвинутый уровень так и не дается. Как бы там ни было, я надеюсь, что мои подсказки помогут вам избежать совсем уж грубых ляпов при отправке документов на позицию мечты.
В зависимости от университета данный документ может называться очень по-разному: Motivation letter, Cover letter, Application letter, Statement of interest, Personal statement, и так далее, насколько хватит фантазии приемного комитета. Но если вы видите в перечне документов одно из этих наименований, смысл того, что от вас хотят, остается примерно одинаковым.
Я думаю, очевидным является, что письмо должно быть написано без ошибок и без опечаток (пусть кто-нибудь вычитает его для вас свежим взглядом), с датой и местом написания, желательно, с указанием, кому письмо (старайтесь максимально персонализировать его), с официальным началом (Dear Mr..., никаких Hallo/Good morning и прочих фамильярностей), и вежливой подписью. Я бы также советовала сделать персональный бланк (с шапкой в виде вашего имени и контактной информации) и писать на нем. И обязательно пронумеровать страницы!
Казалось бы, то, что я написала выше - очевидные и простые вещи, но вы себе даже не представляете, как много людей изначально ими пренебрегают или упускают, а это производит крайне неприятное впечатление, которое может очень повредить, если ответственный за pre-selection человек сначала читает по диагонали только cover letters.
Итак, мой личный топ-5 универсальных ошибок:
1. Вы пишете мотивационное письмо в том же стиле, в котором вы бы писали сопроводительное письмо при устройстве на работу в бизнес-организацию.
Мотивационные письма для бизнеса и для академии отличаются примерно так же, как отличается характер работы в двух сферах. Поэтому, когда садитесь за написание мотивационного письма, забудьте то, что вы знали о таких письмах для бизнеса, и ознакомьтесь в сети с образцами писем для университетов, которых выложено в открытый доступ более чем достаточно.
Из самых очевидных различий - в бизнесе такое письмо обычно не больше страницы, в академии - 500 - 800 слов. У вас куда больше места для того, чтобы объяснить, почему именно вы подходите для данной позиции, чем вы планируете на ней заниматься, и какую выгоду получит университет от того,что выберет из длинного списка претендентов именно вас. Внимание - если в перечне документов указано максимальное количество слов/страниц для письма, не превышайте его! Если ограничений нет, ваш предел - две страницы, полуторный интервал, 11-12 шрифт и вменяемые поля.
2. Вы дублируете в своем письме свое резюме или свой research proposal.
Очень распространенная ошибка. В мотивационном письме должно быть 1. То, чего либо нет в резюме, либо исключительно те его моменты, на которые вам важно, чтобы комиссия сразу обратила внимание (иными словами, если ищут кандидата с каким-то конкретным опытом работы или навыками, и они у вас есть, это должно быть четко написано уже в письме) 2. Обоснование, чем университету может быть выгодно заполучить в студенты/аспиранты/работники именно вас (например, уникальное знание языков, уже собранный материал для исследования, супер-организаторские навыки, и так далее).
Ни в коем случае не нужно подробно описывать свой исследовательский проект,чем он важен и как вы собираетесь его проводить - для этого вы пишете research proposal!!!
3. Вы отправляете одно и то же письмо на все позиции.
Поверьте, это очевидно настолько, что даже противно. Общее сопроводительное письмо годится для поиска работы в бизнесе, когда вы просто делаете приписку - вот она я, такая, посмотрите мое резюме, которое говорит само за себя - и то, специалисты советуют быть оригинальным и выделяться уже в письме, показав свой особый интерес к данной компании и ее деятельности. Письма для университетов должны создавать впечатление, что вы писали его именно для этого университета, для этой позиции, и потратили на это определенное время и усилия (не знаете как - я расскажу вам в следующих постах)
4. Вы не следуете указаниям приемной комиссии.
Довольно часто в перечне документов уже написано, ответы на какие вопросы приемная комиссия хочет получить. Тут не стоит пытаться быть креативным и оригинальным, обязательно ответьте на каждый вопрос, при этом постарайтесь на каждый пункт начинать новый абзац и в первом предложении ясно давать понять, что именно данный абзац освещает. Так, что если человеку, просматривающему документу, интересно в частности наличие у вас определенного опыта или главным является то, как вы обоснуете свои ожидания от данной позиции, чтобы он мог сразу же этот пункт у вас в письме найти и прочитать. Если вы пишете на английском, не забываем, что английский язык не любит длинных предложений и сложноподчиненных формулировок, разбиваем длинные фразы на короткие и добиваемся максимальной четкости и ясности.
5. Вы используете слишком много клише и стандартных фраз.
Постарайтесь избегать фраз, типа:
"Я хочу учиться в этом университете, потому что это один из лучших университетов в ..."
"Я очень хочу поработать с высоко квалифицированными профессорами..."
"У этого университета отличная библиотека и оборудование..."
Эти фразы очень общие, избитые, и никаким образом не демонстрируют ваше понимание того, чем университет действительно хорош и интересен вам.
Вместо этого лучше указать, с какими именно преподавателями и почему вам интересно поработать, какие именно мероприятия, которые уже проводил или планирует университет, вам просто необходимо посетить и , возможно, даже помочь организовать,и так далее.
Вот такие вот нехитрые советы. В целом же, как и во всем другом, навык написания хороших мотивационных писем достигается практикой, консультацией с коллегами и специалистами, и снова практикой :)
Так что не ленитесь, практикуйтесь, и cover letter writing skills вам обязательно покорятся!